К Дню Военно-морского флота России

Как человек, по воле судьбы, а точнее,  ректората Хабаровского медицинского института, прослуживший в Военно-морском флоте СССР, на Тихом океане, плававший на подводной лодке начальником медицинской службы и имеющий за плечами одну боевую службу, которую сами моряки называют «автономкой», я с полным основанием считаю День Военно-морского флота своим профессиональным праздником, как и день медицинского работника.  И хотя я последний раз ступал на борт настоящего боевого корабля аж 6 лет назад, до сих пор слежу за всем, что происходит в отечественном военно-морском флоте и в отечественном военном судостроении.

Я рад, что наши боевые корабли и подводные лодки вносят свой вклад в уничтожение военной инфраструктуры, живой силы и вооружений  страны, власть в которой захватили укронацисты,  которой помогают и поставкой вооружений, и наемниками все силы Запада.  Но не только нападают, приходится защищаться и от нападений тех многочисленных воздушных и водных дронов, крылатых ракет противника, и не всегда это бывает успешно, о чем свидетельствует гибель флагмана Черноморского флота крейсера «Москва». Но это та школа, которую не заменишь никакими учениями, и наш флот осваивает её вполне успешно.

За свою не такую уж короткую жизнь мне довелось смотреть парады в День ВМФ СССР в городе Советская Гавань, где проходил военно-морскую практику студентом, во Владивостоке, где я служил, в Хабаровске, где жил после службы во флоте много лет. Смотрел и репортажи по телевидению с парадов в Севастополе и Санкт-Петербурге, в Кронштадте в последние годы. Сравниваю их, своими глазами наблюдаю эволюцию кораблей, участвующих в парадах. Далее попытаюсь поделиться с вами, уважаемые читатели, своими воспоминаниями об этих парадах.  Начну, как говорится, танцевать от печки, т.е. с парада в Императорской бухте, где расположен город Советская Гавань Хабаровского края.

В то последнее воскресенье июля 1970 года нас, четырех студентов Хабаровского медицинского института, проходивших практику на береговой базе бригады подводных лодок  в поселке Заветы Ильича, переодели в гражданскую форму, в которой мы приехали, и под началом фельдшера, старшины 2 статьи, которому была выписана увольнительная, отправили смотреть этот парад.  Запомнился строй боевых кораблей и подводной лодки в составе эсминца, сторожевого корабля, ракетного и торпедного катеров, субмарины 613 проекта, стоящих на якорях на виду многочисленных зрителей на берегу бухты.  Был проход мимо строя кораблей катера с начальником базы ВМФ в городе Совгавани (когда-то здесь базировался 5-й флот КТОФ) с поздравлением стоящих на борту офицеров и матросов, их троекратное «Ура!!!» доносилось до берега. Потом началось действие.

В поле зрителей на берегу появилась подводная лодка, которая, не сбавляя хода, погрузилась, полностью скрывшись под водой,  а через некоторое время всплыла в буруне брызг перед её форштевнем, и в надводном положении скрылась с глаз зрителей. Потом на большой скорости прошел торпедный катер и произвел торпедный залп с левого борта, ближнего к берегу со зрителями. Потом тоже самое сделал ракетный катер, только он произвел запуск ракеты, не сбавляя скорости.  Все эти действия вызвали восторг зрителей на берегу, особенно среди малышни, пришедшей с родителями на парад. Думаю, полгорода собралось на берегу в этот праздничный день.

Следующий парад я увидел в 1972 году, когда служил на подводной лодке, базирующейся во Владивостоке, в бухте Малый Улисс. Но парад увидел в Хабаровске, куда приехал в отпуск к семье.  В черном парадном мундире с кортиком в сопровождении своей кузины Наташи, я пошел на набережную Амура, где на акватории реки, напротив знаменитого Хабаровского утеса, на якорях стояли катера отдельной дивизии Тихоокеанского флота, базирующей в Хабаровске, в Благовещенске и в Имане. Естественно, в параде участвовали катера 12-й и 28-й бригад этой дивизии, которые базировались в Кировском затоне базы КАФ  (сохранившееся в давних времен название – Краснознаменная Амурская флотилия).  Стояли бронекатера проекта 1204, деревянные речные тральщики, малые десантные корабли и десантные катера.   После традиционного приветствия командира дивизии при объезде строя стоящих на якорях катеров,  два бронекатера на полном ходу прошли мимо строя, подняв огромную волну, обрушившуюся на берег и обдав брызгами стоящих на набережной близко к парапету зрителей.  А потом в брызгах метров на десять высотой прошел десантный катер на воздушной подушке проекта 1205 «Скат».  Действо было действительно запоминающееся. Мы с кузиной не пошли вниз, на набережную, а наблюдали с площадки на Утесе. Морские офицеры в центре Хабаровска редкость, так что нас пропустили из уважения к мундиру.

Следующий военно-морской парад я увидел через год во Владивостоке. И хотя я к этому времени прослужил уже два года, и был уже не лейтенантом м/с, а старшим лейтенантом, но парад во Владивостоке не видел. Как положено в этот праздничный день, на мне был белый парадный мундир (правильнее сказать, костюм с шитьем на отворотах воротника,  это сейчас на офицерах настоящие кителя со стоящим воротником и якорями), черные брюки и кортик на  парадном поясе, парадная фуражка с белым верхом. Как жаль, что меня никто не сфотографировал в этом обличии, тогда фотоаппараты были у немногих.  Но я был не один такой празднично одетый офицер, нас было много, многие пришли с женами и подругами посмотреть на парад.

Корабли стояли на акватории Амурского залива, на виду набережной города. Внизу у уреза воды были пляжи различный ведомств, крайним слева был пляж КТОФ с тремя уходящими в море причалами, на центральном была вышка для прыжков в воду,  и трибуной под самым высоким берегом, по краю которого шла улица Набережная. Кто был во Владивостоке, это рядом с кинотеатром «Океан» и гостиницей «Экватор» в середине подъема, а на вершине позже построят гостиницу «Владивосток». Зная, что народу смотреть парад будет много, я пришел пораньше и занял место в небольшой беседке на урезе улицы, откуда было все хорошо видно.

Если мне не изменяет память, корабли стояли в таком порядке. Впереди флагман Тихоокеанского флота ракетный крейсер «Варяг», за ним крейсер «Суворов», далее по убывающей большой десантный корабль,  эсминец, сторожевик, тральщик и подводная лодка 641 проекта с флагами расцвечивания с носа до кормы. Далее все был как обычно. Белоснежный катер командующего, где он вместе с первым секретарем крайкома партии и председателем крайисполкома обошел строй кораблей, поздравляя стоящих на борту в белоснежных парадных мундирах офицеров и матросов с таким же белым верхом форменках, и до берега иногда доносилось «Ура!!!». Но расстояние до берега было большое, поэтому не все было слышно.  Потом, когда катер командующего с гостями причалил к пляжу КТОФ и все поднялись на трибуну,  начался показ возможностей кораблей флота. Все, как в Совгавани – погружение и всплытие субмарины,  торпедные и ракетные пуски. Завершало действо проход спасательного судна, которое направляло в разные стороны мощные струи воды.  А потом, когда казалось, что действие завершено, на пляж из воды, как 33 богатыря из сказки Пушкина, вышли морские пехотинцы-водолазы в своих черных резиновых костюмах, с автоматами на груди.  Молча (не покричишь, когда на лице маска) они неумолимой стеной шли на берег, в сторону трибуны, как будто хотели пленить власть Приморского края.

Еще почти через год я ушел в запас, и следующий военно-морской парад видел в Хабаровске, куда ходили уже всей семьей на набережную. Младшая дочь была в коляске, а старшие сыновья уже могли сами дойти, правда, иногда 3-х летнего Сережу  я нес на руках.  Позже мы каждый год в этот праздничный день ходили смотреть на катера на набережную. Дети подрастали, шли самостоятельно, я, хотя и уволен был в запас без разрешения носить военную форму, ходил в парадном обличии, будучи уверенным в том, что никакой патруль не остановит меня. На заставке мое фото в парадной форме.

Запомнился один парад, когда мы пришли на набережную стадиона Ленина, и там высаживался десант с катеров на воздушной подушке уже следующего проекта 12061 «Мурена», строящегося на Хабаровском судостроительном заводе. В тот год на набережной были развернуты полевые кухни,  и все могли попробовать гречневой каши. Мои дети не отказались, и не потому, что были голодны, а просто из интереса.

Вообще мои сыновья благодаря тому, что читали журнал «Зарубежное военное обозрение», который я долгие годы выписывал, хорошо разбирались в вооружениях, особенно Сережа, у которого однажды был конфликт с учителем по военной подготовке. Тот, уже в пожилом возрасте, знал вооружения только времен Второй мировой войны, а когда Сережа стал ему рассказывать о новинках, даже выгнал его с урока. Видимо, боялся, что ученик уронит его авторитет. Пришлось мне, отцу, и к этому времени уже многолетнему парторгу крупной городской больницы, идти к директору средней школы № 25 и объясняться по поводу неправильного поведения учителя. Больше конфликтов у Сережи с ним не возникало.

Но я отвлекся. Далее я видел по телевизору разные парады, о многих уже и не помню. Разве что парад в Севастополе в 2014 году, когда Крым вернулся в состав России, помню. Да еще парочку парадов в Санкт-Петербурге в последние годы. К этому времени эпоха больших надводных кораблей закончилась, самыми крупными на параде был большие десантные корабли.  Появились фрегаты, корветы, это названные на западный манер эсминцы и сторожевики. Участвовали в парадах и современные подводные лодки уже с другими, чем ранее, обводами корпусов. Но Балтийское и Черное море по нынешним временам весьма небольшие, а Балтика еще и мелкая, поэтому современных атомных подводных лодок там нет. Пару лет на парад в Питер перевели с Северного флота два корабля, которые не могли войти в Неву и  их можно было видеть на рейде Кронштадта. Это флагман нашего ВМФ, атомный ракетный крейсер «Петр Великий», самый крупный и мире надводный корабль, кроме авианосцев, и атомная подводная лодка -ракетоносец «Дмитрий Донской», тоже самая крупная в мире субмарина. Но сейчас оба этих корабля стоят в ремонте и на модернизации. А однотипный с «Петром Великим» «Адмирал Нахимов» после многолетнего ремонта проходит ходовые испытания.

После многолетнего застоя в строительстве боевых кораблей и субмарин в России во времена «ельцинского лихолетья», в последнее время наше судостроение начало выпускать современные корабли и подводные лодки. Самыми грозными из них являются атомные субмарины проектов «Борей» и «Борей-А», с баллистическими ракетами на борту, многоцелевые подводные лодки проекта «Ясень» с крылатыми ракетами «Калибр», «Оникс» и «Циркон», торпедами.  Большую опасность всем врагам представляет субмарина «Белгород», на вооружении которой торпеды «Посейдон» с огромным атомным зарядом, способным вызвать цунами у основных баз военно-морских сил США.  В отличии от США, наш флот получает современные дизель-электрические подводные лодки, которые на Западе называют «черными дырами в океане» за их бесшумность. Именно такие лодки и стреляют «Калибрами» по военной инфраструктуре Украины.

А вот крупные корабли наше судостроение перестало строить. Они являются слишком большой мишенью для противника, а современные ракеты «Калибр» и «Циркон» можно ставить даже на малые ракетные корабли проекта «Каракурт», на фрегаты типа «Адмирал Макаров» и современные корветы.  На современные корабли ставят системы ПРО и ПВО, прекрасно зарекомендовавши себя на суше, аналогичные С-300 и С-400, и в перспективе С-500.

Фрегаты и  корветы – корабли океанской зоны и могут входит в состав крупных эскадр вместе с «Петром Великим», «Адмиралом Нахимовым», авианосцем «Адмирал Кузнецов», когда те завершать ремонт и модернизацию. Над этими соединениями будет создан практически непреодолимый для ракет противника зонтик из систем ПРО всей эскадры. Стали строить на заводе в Керчи современные десантные корабли по типу французских вертолетоносцев «Мистралей», но более современных. С полной нагрузкой работают судостроительные предприятия города на Неве, в городе Северодвинске и Комсомольске-на-Амуре.  Так что наш флот пополняется современными кораблями, вооруженными такими системами ракет,  против которых на Западе нет защиты.  Что они могут сделать на земле, показывают события на Украине. Не менее они опасны и для флотов всех наших потенциальных противников.  Особенно в этом могут помочь гиперзвуковые ракеты «Циркон», для десятка которых уничтожение авианосного соединения американцев плевое дело.

Мне довелось побывать на борту современного фрегата «Адмирал Макаров» во время проведения традиционного военно-морского салона в  Санкт-Петербурге в начале июля 2017 года.  Выстояв немалую очередь, мы с моим дядей из Харькова, совершенно сухопутным человеком, прошли в составе группы желающих побывать на борту корабля, позже вставшего на якорь на параде, а до этого стрелявшего «Калибрами» по боевикам ИГИЛ в Сирии. Хочу сказать, что наш экскурсовод, один из офицеров фрегата, ответил на все многочисленные вопросы, которые я ему задавал. Он знал, что адмирал Макаров, чье имя носит фрегат, закончил Николаевское-на-Амуре мореходное училище, где я не раз бывал.  А должность начальника медицинской службы фрегата – старший  лейтенант м/с. У меня на субмарине была капитанская, а на ракетных лодках – майора.  Но заплаты у современных офицеров вполне достойные, впрочем, как были и в советские времена. Страна уважает своих защитников и не мелочится.

Сегодня я хочу поздравить всех, кто имеет отношение к военно-морскому флоту. И тех, кто служил или служит на надводных кораблях и подводных лодках, в морской авиации и в морской пехоте, их жен, подруг, судостроителей со славным праздником – Днем Военно-морского флота России, пожелать им крепкого здоровья, семейного благополучия и удачи, без которой в этом мире не обходится ни одно доброе дело.


Рецензии