Ложечка для вычерпывания мозга и безмозглые люди

Один военврач как-то рассказал мне о том, что у хирургов есть такой специфический инструмент как ложечка для вычерпывания мозга. Когда мозг поражается, к примеру, осколками снаряда или мины, которые в том числе дополнительно приводят к попаданию в мозг осколков черепа, в полевых условиях проводится срочная операция эксцеребрации, то есть, удаления пораженной части мозга. Конечно, статистически выживаемость сложных пациентов не очень высокая, но многих удается спасти.

В 2004 году я встретил в турпоездке нейрохирурга, который рассказал мне удивившую его самого историю. У него был пациент, которому потребовалось удалить огромную злокачественную опухоль мозга. После того, как опухоль и ее метастазы были удалены, лишив пациента значительной части содержимого черепной коробки, врач ожидал, что пациент даже не узнает его после пробуждения от наркоза и даже, возможно, не сможет говорить. Но, как ни странно, пациент сразу узнал хирурга и поприветствовал его.

Поскольку некоторую часть метастазов удалить не удалось, опухоль начала расти снова и, когда достигла больших размеров, потребовалась новая операция. И снова значительная часть мозга вместе с опухолью была удалена. И пациент снова узнал своего доктора. После очередной, пятой по счету операции хирург был снова настроен пессимистично по поводу сохранения памяти у пациента и его способности говорить, ведь от его мозга в результате серии операций в черепной коробке остались какие-то ниточки. И пациент, как это ни парадоксально, после пробуждения снова его узнал!

Мозг человека это один из самых загадочных объектов, которые стремится познать ученые, но механизмы его работы до сих пор малоизвестны даже выдающимся специалистам. На протяжении длительного этапа эволюции размер мозга человека увеличивался, при чем отмечены два скачка в этом тренде, произошедшие 2,1 и 1,5 млн лет назад. Однако, за последние 20 тысяч лет, а особенно заметно за последние 3 тысячи лет, мозг уменьшился в объеме примерно на 10 процентов. Учёные связывают это с интенсификацией коллективного поведения Хомо Сапиенсов и коллективным принятием решений, ведь групповой интеллектуальный потенциал выше любого индивидуального.

Тенденция к уменьшению размеров головного мозга, по мнению учёных, не только сохранится в ближайшем будущем, но и ускорится. Мозг это чрезвычайно ресурсозатратный орган тела, отвечающий за принятие критически важных решений, для выработки которых ему требуется длительная многолетняя тренировка. Поскольку сложность процессов в социальных системах растет в связи с усложнением экономической и иной форм деятельности, постольку обществу требуется усвоение растущих объемов знаний и памяти, и их современный человек уже не хранит у себя в голове, а переносит на внешние электронные носители.

Максимум поведенческой сложности у насекомых, существующих в сотни раз дольше человечества, выражен у социальных насекомых - муравьев, пчел, ос, шмелей и термитов. В их колониях или семьях существует выраженный диморфизм между массой бесполых особей с крошечными объемами мозга и огромным его размером у "Центрального процессора" или матки, которая управляет жизнедеятельностью сообщества и служит конвейером для производства его особей. Чем выше уровень организации жизнедеятельности сообщества, тем меньше размеры нейросетей у его рядовых членов.

С появлением компьютеров и интернета в человеческом обществе началась эра интенсивных глобальных коммуникаций, обслуживающих мировую экономику. При этом всеобщая компьютеризация претерпела преобразования: массовый спрос на стационарные компьютеры заметно снизился, на ноутбуки замедлился, а на смартфоны существенно вырос. Снизился спрос на фиксированную связь и вырос на мобильную. Но одновременно с этим постоянно растет спрос на не способные быть мобильными суперкомпьютеры, а также на нейросети и искусственный интеллект, хотя инвестиции в ИИ за последний год рухнули, поскольку инвесторы опасаются интеллектуального пузыря.

Централизация вычислительных мощностей и стремительно растущее превосходство ИИ будет оставлять индивиду все меньше места для проявления неконтролируемого поведения, приравнивая его к общественной угрозе подобно той, что возникает у соматических клеток организма, начавших процесс размножения и, в норме, быстро ликвидируемых иммунной системой. В случае ослабления иммунитета размножение клеток-уклонистов, отрицающих генетически установленный порядок, приводит к возникновению новообразований - разного рода опухолей, как доброкачественных, так и злокачественных, и любая толерантность в отношении к последним со стороны иммунитета или врача для индивида губительна.

Кроме прочего, в странах с развитой экономикой необратимо нарастает депопуляция, которая вызвана как социально-психологическими причинами (отсрочкой рождения первенца в семье из-за образовательных и карьерных ценностей у женщин, их нежеланием болезненно рожать и долго вскармливать детей в силу потери комфорта и ухудшения товарных качеств фигуры, а также ростом инфантильности мужчин и рядом других оснований), генетико-физиологическими (снижением способности женщин к деторождению вплоть до бесплодия под действием ухудшения экологической обстановки и ростом генетического груза в связи с успешностью медицины и снижением либидо) и экономическими, делающими деторождение сверхзатратным.

В силу сказанного выскажу тезис о том, что в ближайшие два-три столетия жизнь общества и отдельного человека радикально и необратимо перестроится. Я ранее публиковал футурологический текст под названием "Человеческий инкубатор", а недавно ещё один про грядущую технологическую сингулярность, и два этих текста рисуют контуры глобального общества, устройство которого большинство современников ужаснет. Но замечу, что и наше нынешнее общество для предков, живших лет сто назад, покажется совершенно непонятным, пугающим и крайне нежелательным. А жителей Средневековья за несколько дней их гипотетического пребывания у нас в гостях гарантированно сведёт с ума.

Мозг будущему человеку нужен будет не столько для мышления, сколько для коммуникации. Мышлением будет непрерывно заниматься ИИ, и он же будет принимать практически все ситуативные решения за каждого человека. В результате мозг людей существенно редуцируется, хотя его эффективность возрастёт. От размеров мозга мало что зависит, ведь ни слоны, ни киты большим умом не блещут. А вот птицы, обходясь довольно небольшим мозгом, демонстрируют поразительный ум.


Рецензии