В. ф. Одоевский как создатель русской антиуптопии

В.Ф. ОДОЕВСКИЙ КАК СОЗДАТЕЛЬ ЖАНРА РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРНОЙ АНТИУТОПИИ

А.С. Деревянко, С.А. Ташлыков

По мнению М. Кваипен, «антиутопия – это литературное произведение, представляющее в разнообразных формах отрицательную картину социальной системы, которую автор может наблюдать в тенденциях, существующих в развитии реальных обществ» [цит. по: 1, с.202]. Как считает большинство российских и западных исследователей, антиутопия – особый жанр синтетического характера (антиутопией может быть роман, повесть, новелла и т.д.).
Как нам представляется, первой русской антиутопией является произведение представителя русского философского романтизма В.Ф. Одоевского «Город без имени» (1839). Само название рассказа есть не что иное, как авторский перевод слова «утопия» (греч. «место, которого нет»). Рассказ написан Одоевским под впечатлением от учения английского социолога-утилитариста Иеремии Бентама (1748-1832). По сюжету рассказа последователи этого социолога, руководствуясь идеями утилитаризма, создают страну Бентамию. Суть утилитаризма сводится к тому, что все сферы страны (включая этическую) регулирует «принцип пользы». Соответственно, все то, что противоречит идее пользы (искусство, религия, гуманитарные науки), категорически отвергается. Поначалу страна процветает, однако вскоре раскалывается на несколько политических лагерей и погибает в распрях и природных катаклизмах. Как видим, обозначенное в начале определение жанра применимо к рассказу Одоевского: налицо «отрицательная картина социальной системы»; присутствие тенденций «существующих в развитии реальных обществ» (укрепление капиталистических отношений в Англии и Америке). Более того, «Город без имени» обнаруживает признаки антиутопий XX века, описанные в работах Б.А. Ланина, С. В. Безчотниковой, Л.М. Юрьевой, С.Г. Шишкиной. Это признаки можно свести к следующим:
1.Спор с замыслом, утопией. В данном случае опровергается утилитаризм как модель жизнестроения.
2. Изображение государства с тоталитарной системой управления через призму «персоналичности». «Персоналичность» реализуется в том, что рассказ о Бентамии ведется свидетелем ее становления, расцвета и крушения. Черты тоталитарной системы проявляются в политике «неотразимой диалектики», которой придерживаются правители страны: все инакомыслящие получают клеймо «идеологов» и «вредных мечтателей», поэтов, ученых и философов выгоняют из города, «последнего из пророков» полиция уводит в сумасшедший дом; внутри страны большинство эксплуатирует меньшинство; в плане внешней политики Бентамия агрессивна – захватывает и порабощает соседние государства.
3.Ритуализация жизни и уничтожение культурной памяти. Сюда можно отнести отказ бентамитов от достижений человеческой культуры, подчинение искусства и религии «принципу пользы», а также возведение колоссальной статуи в честь Бентама, которой одичавшие жители страны будут молиться ему как языческому богу.
4.Время антиутопии – продолжение времени утопии. Начинает свое существование Бентамия как идеальное государство. Четыре раза в тексте повторяется, что «колония процветала», предвещая кровавый финал.
5. Культурная изоляция (территория государства ограничена стеной). У Одоевского: «окружена со всех сторон морем».
Таким образом, употребление термина антиутопия в отношении рассказа Одоевского «Город без имени» (практикуемое еще в 80-х годах прошлого века в публикациях В.И. Сахарова [2, с.277]) можно признать справедливым, поскольку в этом произведении обнаруживается большинство признаков жанра. Следовательно, первым к антиутопии в русской литературе обратился В.Ф. Одоевский, а не, как это принято считать, Ф.М. Достоевский с его «сном Раскольникова» и «Легендой о Великом Инквизиторе». В этом плане примечательно влияние «Города без имени» на поэтику «сна Раскольникова» [3]. В дальнейшем традицию «Города без имени» продолжил С.Д. Кржижановский во вставной новелле об «Эксинии», входящей в повесть «Клуб убийц букв» (1926).
Литература
1.Шишкина С.Г. Литературная антиутопия: к вопросу о границах жанра // Вестник гуманитарного факультета ИГХТУ. – Иваново: 2007, вып. 2. – С. 199-205.
2.Сахаров В.И. Страницы русского романтизма: сб. статей. – М.: Сов. Россия, 1988. – С. 247-312.
3.Назиров Р.Г. Русская классическая литература: сравнительно-исторический подход. Исследования разных лет: Сборник статей.– Уфа: РИО БашГУ, 2005.– С. 37-41.


Рецензии