Цитата из Истории... Карамзина

 Из авторов, написавших на историческую тему, более всех я склонен доверять Карамзину. В его трудах использовано очень много документального материала, по которому можно читающему самому представить как что было. Например про Ивана Даниловича "Калиту" мне подумалось, как он собираясь к хану по вызову, побаивался, что может и не вернуться, написал завещание. Удивился, как подробно все расписано, а каким богатством обладал вельможа!

  "Древняя русская пословица: "Близ царя, близ смерти, родилась, думаю, тогда, как наше отечество носило цепи монголов. Князья ездили в Орду как на Страшный суд: счастлив, кто мог возвратиться с милостью царскою или по крайней мере с головою! Так Иоанн Данилович, в начале своего великокняжения отправляясь к Узбеку, написал завещание и распорядил наследие между тремя сыновьями и супругою, именем Еленою, которая преставилась монахинею в 1332 году. Сия древнейшая из подлинных духовных грамот княжеских, нам известных, свидетельствует, какие города принадлежали тогда к Московской области и как велико было достояние князей. После обыкновенных слова "Во имя Отца и Сына и Святого духа", Иоанн говорит: "Не зная, что Всевышний готовит мне в Орде, куда еду, оставляю сию душевную грамоту, написанную мною добровольно, в целом уме, и совершенном здравии. Приказываю, в случае смерти, сыновьям моим город Москву: Отдаю Симеону Можайск, Коломну с волостями; Ивану Звенигород и Рузу; Андрею Лопастну, Серпухов, Перемышль; княгине моей с меньшими детьми села, бывшие в ее владении ( следуют имена их)..."так же оброк городских волостей, а купеческие пошлины, в оных собираемые остаются доходом наших сыновей. Ежели татары отнимут волость, или село у кого из вас, любезные дети, то вы обязаны снова уравнять свои части или уделы. Люди "численные"-т.е. вольные, окладные, платившие дань государственную-"должны быть под общим вашим ведением; а в раздел идут единственно купленные мною. Еще при жизни дал я сыну Симеону из золота четыре цепи, три пояса, две чаши, блюдо с жемчугом и два ковша, а серебром три блюда; Ивану из золота четыре цепи, два пояса с жемчугом и с каменьями, третий сердоликовый, два ковша, две круглые чаши, а серебром три блюда; Андрею из золота четыре цепи, пояс фряжский жемчужный, другой с крюком на червленом шелку, третий ханский, два ковша, две чарки, а серебром три блюда. Золото княгинино отдал я дочери Фетинье: четырнадцать колец, новый, сделанный мною складень, ожерелье матери ее, чело и гривну; а мое собственное золото и коробочку золотую отказываю княгине своей с меньшими детьми. Из одежд моих назначаю Симеону шубу червлёную с жемчугом и шапку золотую, Ивану желтую объяринную шубу с жемчугом и мантию с бармами, Андрею шубу соболью с наплечками, низанными жемчугом, и портище алое с нашитыми бармами; а две новые шубы, низанные жемчугом, меньшим детям, Марье и Федосье. Серебряные поясы и другие одежды мои раздать священникам, а 100 рублей, оставленных мною у казначея, по церквам. Большое серебряное блюдо, о четырёх кольцах отослать в храм владимирской Богоматери. Прочее серебро и княжеские стада, кроме двух, отданных мною Симеону и Ивану- разделить моей супруге и детям. Тебе Симеон, как старшему, приказываю меньших братьев и княгиню с дочерьми : будь им по Боге главным защитником. - Грамоту писал дьяк великокняжеский Кострома, при духовных отцах моих, священниках Ефреме, Феодосии
 и Давиде; кто нарушит оную, тому Бог судия." К грамоте привешены две печати: одна серебряная, вызолоченная с изображением Спасителя и св.Иоанна Предтечи, и с надписью: печать великого князя Ивана, а другая свинцовая- В сем завещании не сказано ни слова о Владимире, Костроме, Переславле.  и других городах, бывших достоянием великокняжеского сана.Иоанн, располагая только своею отчиною, не
мог их отказать сыновьям, ибо назначение его преемника зависело от хана.    


Рецензии
Владимир, Вы правильно сделали, что вспомнили Московского князя Ивана I Калиту. Он и другие мудрые московские князья, объединяли русские земли. Не ради наживы и славы. А для того, чтобы не позволять всяким басурманам грабить и убивать руссов.
Из того, что я прочитала (не только у Н. М. Карамзина, к которому, как и Вы, отношусь с доверием, как историку) о Иване I, видно, что он старался дружить с ханами Орды, но то была мудрая тактика. Ради покоя в Московском княжестве и всех уделах его.
Интересное продолжение о его детях. Почему-то меньше всего любил он младшего сына Ивана. Это был очень красивый юноша, за что потом его прозвали, если не ошибаюсь, Красным. И по завещанию видно, что отец щедрее к Симеону и Андрею.
Случилась какая-то эпидемия в княжестве; почти весь род Ивана Калиты вымер. Кроме Ивана. И он, не имея никакой надежды на трон Великого князя Московского, стал им. Иван стал Великим князем Иваном II. Жил и правителем он был недолго, но ничем себя не запятнал.
Всего доброго!

Лариса Прошина   25.03.2024 21:45     Заявить о нарушении
Спасибо, Лариса, за отзыв и то, что разделяете мое отношение к Карамзину, в смысле доверия. Но как не верить, если столько подлинного материала! Диву даюсь, как же много сохранено всяких записей. После войн и пожаров, люди сберегали. Сейчас я читаю про Ивана 3. Этот уже царем звался. Много земель объединил, и от ига избавился. Наоборот, потомками ордынцев помыкал и пленял. А какой плодовитый! От первой жены было около пяти, да от гречанки имел двенадцать детей.

Александров Владимир   25.03.2024 23:23   Заявить о нарушении
Владимир, если Вас интересует Великий Московский князь Иван III, он же - Иоанн Васильевич Великий, советую Вам прочитать историческую монографию писателя-историка Людмилы Гордеевой "Иоанн III Великий. Первый российский государь. Летопись жизни". Вышла в Москве, в издательстве "У Никитских ворот"; 2008 г.
Книга основана на древних летописях (многие теперь опубликованы)и разных архивных материалах.
О Иване III есть и другие книги. А Вы что читаете о князе?
Всего хорошего!

Лариса Прошина   26.03.2024 22:41   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.