Бить врага не смотря ни на что

                БИТЬ   ВРАГА   НЕ   СМОТРЯ   НИ   НА   ЧТО


……………………………………………………………………….
«Мы  выбирали  трудный  путь  подплава,
  Чтоб  стать  собой, полезными  стране,
  Путь  мужества, где  чаще  боль, чем  слава,
  Встречала  нас  в  тревожной  глубине.»
 ……………………………………………………………………….
                Капитан  2  ранга  П. Николайчик


В  1916  году  подводные  лодки  Балтийского  флота  начали  самостоятельную  подводную  войну. Ещё  весной  «Барс», «Гепард», «Вепрь», «Волк», «Тигр», «Пантера», «Рысь»  и  «Львица» - целая  серия  «зверей»  вошли  в  строй, позволив  проводить  блокаду  Германии  со  стороны  Балтийского  моря. До  этого  немецкие  транспорты  почти  беспрепятственно  осуществляли  свои  перевозки  вдоль  шведских  берегов, подвозя  в  свои  порты  грузы  из  шведского  побережья. Причём, они  всегда  успевали  скрываться  в  нейтральной  зоне. Перед  подводными  лодками  Балтийского  флота  была  поставлена  задача – прекратить  передвижение  немцев  вблизи  нейтральных  вод.
Удача  сопутствовала  подводной  лодке  «Волк», вышедшей  в  свой  первый  поход  в  Норчепингский  залив, она  утопила  сразу  три  германских  парохода, тем  самым, приостановив  движение  вражеских  судов. Когда  оно  снова  возобновилось – «Волк»  и  «Вепрь»  уничтожили  ещё  два  парохода, но  в  Ботническом  заливе.

Немцы  получили  тогда  поддержку  от  шведов, которые  убедившись, что  плавание  в  свободных  водах  Балтийского  моря  и  его  заливов  становится  невозможным  для  союзников, предоставили  им  мореходный  фарватер  в  своей  территориальной  зоне, где  Россия  действовать, не  нарушая  суверенных  прав  Швеции, уже  не  могла. Подводным  лодкам  оставалось  лишь  караулить  немецкие  суда  у  выходов  из  нейтрального  фарватера. Очень  кстати  оказался  захват  подводной  лодкой  «Волк»  карт  нового  шведского  фарватера  с  потопленного  ею  очередного  парохода. На  некоторых  пунктах  фарватера  оказывались  неустранимые  подводные  препятствия, для  их  обхода  необходимо  было  выходить  из  нейтральной  зоны  в  открытое  море. Пароходы  группировались  на  фарватере  и  под  усиленной  охраной  сторожевиков  проходили  опасное  место, входя  на  следующий  отрезок  нейтрального  фарватера, сторожевые  суда  оставляли  караван  и  возвращались  за  следующей  партией. Так  стали  известны  перерывы  в  фарватере, однако, атаки  немецких  судов  подводными  лодками  в  этих  перерывах  не  удавались, не  позволял  усиленный  конвой  охранения.

Порой  командиры  подводных  лодок, связанные  строгой  инструкцией  соблюдения  положения  международного  права, действовали  на  свой  страх  и  риск, проявляя  находчивость, даже  хитрость, считая  действия  Швеции  враждебными.
Однажды, выследив  германский  пароход  и  желая  вызвать  его  из  нейтральной  полосы, командир  подводной  лодки  «Кайман»  поднял  шведский  флаг  и  дал  пароходу  сигнал  приблизиться. Когда  пароход  вышел  из  нейтральной  полосы, «Кайман»  тут  же  спустил  шведский  и  поднял  Андреевский, приказав  пароходу  следовать  за  собой. Пароходу  «Шалёк»  оставалось  только  подчиниться, в  противном  случае, ему  грозила  гибель. «Кайман»  привёл  его  в  Або, как  военный  приз. Швеция  выразила  энергичный  протест  и  потребовала  возвращения  судна. Пароход  был  передан  шведскому  консулу, и  он  отправил  его  домой.

Смело  и  решительно  действовал  командир  подводной  лодки  «Вепрь»  старший  лейтенант  В. Кондрашев. Он  атаковал  и  утопил  прямо  на  фарватере  немецкий  пароход  с  шведской  железной  рудой, не  смотря  на  то, что  пароход  охранялся  шведским  миноносцем. На  такие  действия  Швеция  ответила  нотой  протеста.
Благодаря  активизации  подводных  лодок  всё  же  удалось  стеснить  до  предела  движение  немецких  пароходов, а  появление  немецкого  флота  в  Балтийском  море  стало  крайне  редким.

29  июля  2023  г.                Вячеслав  Прытков      
 


Рецензии