Новый взгляд истории общества Ауховцы

В данной работе на основе чеченских преданий и научно-исторических трудов вы узнаете много нового про такое чеченское общество как аккинцы-ауховцы, их связи с тайпом Вашандарой, их связи с древними скифами и не только. Аух, это — историческая область расселения аккинцев-ауховцев в Терско-Сулакском междуречье, аккинцы-ауховцы там проживали с очень древних времён, сегодня исторический ауховский район носит новые названия и находится на территории современного Новолакского, Хасавюртовского, Казбековского, Бабаюртовского, Кизилюртовского районов Дагестана. До 1922-ого года исторический ауховский район входил в состав Чеченской Республики. Аккинцы-ауховцы говорят на аккинском (ауховском) диалекте чеченского языка. Аккинцы, делятся на 2 обозначения, - горные аккинцы, тайп, (род), - лам-аьккхий, а так же равнинные аккинцы проживающие в Дагестане, в бывшем историческом ауховском районе, - аккинцы-ауховцы, аккинцы-ауховцы представляют союз тайпов, (союз родов), тукхум - аьккхий. Их свойственно называть как - аккинцы-ауховцы, либо просто - ауховцы. Надо отметить, что некоторые горные аккинцы, твёрдо утверждают, что они были не тайпом, а составляли большое племя, из множества родов, тоже представляя классический тукхум. Аккинцы в целом, как горные аккинцы и аккинцы-ауховцы, традиционно считаются группой чеченцев, некоторые из числа и горных аккинцев и аккинцев-ауховцев, относят себя к отдельному народу, выделяя себя таким общим самоназванием как - аккинцы, подразделяясь внутри этого самоназвания на такие группы как - горные аккинцы, либо же - аккинцы-ауховцы. По традиционным чеченским преданиям считается что от горных аккинцев в некий период мигрировала их часть в исторический ауховский район, где они включали с течением временем разные части других нахских тайпов, так образовались аккинцы-ауховцы, тукхум - аьккхий. Так же, по традиционным чеченским преданиям считается что от горных аккинцев в некий период мигрировала их часть на равнину, где они включали с течением временем разные части других нахских тайпов, так образовались орстхойцы (карабулаки), тукхум - орстхой. Считается что эти две миграции произошли в период около 15-ого, 16-ого веков, но однако, если мы возможно можем согласиться с этим насчёт тукхума - орстхой, то касаемо аккинцев-ауховцев, тукхума - аьккхий, здесь следует сделать отступление, так как есть информация, что аккинцы-ауховцы, проживали в историческом ауховском районе, ещё в глубочайший древнейший период, далеко за долго до 15-ого, 16-ого веков. Давайте перейдём более подробно в историю аккинцев-ауховцев. История ауховцев достаточно сложная, мало кто знает, что ауховцы имели отношение к скифскому племени, а так же они имели очень тесные контакты с хазарами, они даже выступали с хазарами в совместных военных походах, как известно «в общей массе трудов научно-исторической науки», а так же из древнего научно-исторического грузинского труда - (Леонти Мровели. Жизнь картлийских царей.), влияние хазар на Кавказе было очень сильным, если хазары видели в ауховцах хорошую военную силу, это говорит о том что ауховцы были хорошими воинами и были хороши в своей общей сплочённости, а так же дисциплине. Чеченский историк Амин Тесаев в своём труде подмечает, что в древности ауховцы упоминаются древнегреческим историком Геродотом, древнегреческий историк Геродот упоминает в 5-ом веке до нашей эры в своей рукописи скифское племя - аухат, которое локализуется на Кавказе, по мнению чеченского историка Тесаева, скифское племя на Кавказе, названное Геродотом - аухат, это современные - ауховцы. «Так же чеченский историк Тесаев объяснил в этом научно-историческом видео труде, что учёные генетики в своих исследованиях определили, что к западным скифам, генетически самыми близкими, оказались - чеченцы.» Из всего этого выходит что чеченцы ауховцы проживали в историческом ауховском районе ещё в глубочайший древнейший период, ещё в 5-ом веке до нашей эры, то есть даже за долго до их миграции с гор. Из этого можно допускать вывод про первичную миграцию ауховского общества из исторического ауховского района в горы, а затем их обратный миграционный процесс из гор в исторический ауховский район. Кроме того, теперь не вызывает сомнений, что чеченцы ауховцы в древности имели отношение к скифскому племени, скифы, это известные во многих научно-исторических трудах, предки сарматов, предки алан. Кстати, об этом говорил и сам Амин Тесаев, на своём ютуб канале, который так и называется. В целом, про отношение чеченцев ауховцев к скифам, а так же их пребывание в историческом ауховском районе ещё в глубочайший древнейший период, ещё в 5-ом веке до нашей эры, безусловно, очень интересная и ценная информация. Смотрите видео труд чеченского историка Амина Тесаева - (Историк А. Тесаев / Чеченцы Терско-Сулакского междуречья: Аух и Салатавия / Выпуск 51.) Сегодня как известно исторический ауховский район находится в Дагестане, но если следовать чеченскому историку Тесаеву, о проживании с глубокой древности там чеченского ауховского племени можно говорить уверенно. Выходит, из видео труда чеченского историка Тесаева, ауховцы, проживали в историческом ауховском районе в глубочайший древнейший период, ещё около 5-ого века до нашей эры, то есть, за долго до 15-ого, 16-ого веков, то есть, за долго до их миграции с гор. Хотя конечно, такую информацию возможно многие не воспримут серьёзно, ведь по традиционным чеченским преданиям считается, что аккинцы-ауховцы, это выходцы из горной Акки, которые мигрировали в исторический ауховский район в 15-ом, 16-ом веках. В своём научно-историческом труде чеченский историк Леча Ильясов, пишет - «В XV—XVI веках часть аккинцев мигрировала на восток, в Ичкерию, а также в районы расселения нахского племени «овхой», (сегодня — это западные районы Дагестана).», (Труды - Леча Ильясов. Тени Вечности.), то есть по чеченским преданиям и труду чеченского историка Ильясова получается, что от горных аккинцев, будущие аккинцы-ауховцы мигрировали где-то в районе 15-ого, 16-ого веков, а как утверждает чеченский историк Амин Тесаев, упоминаемое древнегреческим историком Геродотом в своей рукописи, на Кавказе скифское племя - аухат, известное ещё в 5-ом веке до нашей эры, несомненно связанно с ауховцами, получается, если следовать уже этой версии, аккинцы-ауховцы проживали в историческом ауховском районе ещё за долго до их миграции с гор, выходит, можно допускать, что первоначально равнинные аккинцы-ауховцы в какой-то период заселили аккинские горы, по каким то причинам, а далее снова стали возвращаться в исторический ауховский район. «Вполне также можно допустить гипотетически, что такое название как - Аух, произошло от в глубокой древности там обитавшего скифского нахского племени - аухат, (вероятно их название было - аухатцы), далее это было племенное название, которое возможно в дальнейшем трансформировалось и стало известно как - ауховцы. Даже быть может произошла такая трансформация племенного названия как - аухатцы, - ауховцы, - аккинцы. Это конечно, лишь гипотеза, которая далеко не претендует на историческую истину, которая требует серьёзной проверки историков. Но мы сочли нужным её привести.» Стоит добавить, - Чеченский историк А. Адилсултанов, в газете - Грозненский рабочий, выпуска 19-ого апреля, 1990 года, написал научно-историческую статью, посвящённую ауховцам, он писал - В научной литературе аккинцы (ауховцы) известны со времён установления русско - чечено - ингушских связей (XVI—XVIII вв.), а также по отрывочным сведениям об Аухе и его жителях XVIII—XIX вв. В то же время нет ни одного исследования по истории этой этнической группы до XVI века и создавалось впечатление, будто до указанного периода её не существовало. Но это далеко не так. Аккинцы (ауховцы) являются, одним из крупных подразделений чеченского народа, сложившимся в результате, долгого исторического развития. В настоящее время они проживают на территории современного Дагестана — в Хасавюртовском, Новолакском, Казбековском, Баба-Юртовском районах. Сами же аккинцы (ауховцы) сохраняют своё этническое самосознание, выделяясь в отдельную этнотерриториальную группу. В настоящее время их насчитывается более 70 тысяч человек. Вообще наиболее ранние сведения об аккинцах-ауховцах относятся к началу нашей эры. Большим подспорьем могут служить, по нашему мнению, результаты археологических исследований, проведённых во второй половине 60-х годов экспедицией Ленинградского госуниверситета под руководством А. В. Гадло на территории Ауха. Памятником для раскопок были выбраны остатки крепости, называемой аккинцами (ауховцами) — «Г1азар-Г1ала», что соответствует тюркскому — «Къазар-Къала», (т. е. — Хазарская крепость). Характеризуя этот памятник, А. В. Гадло пишет, что он «представляет собой типичный рядовой комплекс, включающий остатки городища, насыщенный керамикой, аналогичной для большой группы бытовых памятников Восточного Предкавказья». Городище, по мнению учёного, просуществовало до конца IX века, что совпадает со временем максимальной хазарской экспансии на Северном Кавказе. Выделяя время активного существования памятника с 1-ого века до нашей эры по VIII — IX века, А. В. Гадло отмечает, что именно — «...в этот период могло возникнуть у бытовавших в верховьях реки Ярыксу вайнахов название урочища — Г1азар-Г1ала, определившее место хазарского укрепления, которое контролировало дорогу из степи в горы». (То есть учёный археолог Гадло отмечает, что крепость относится к началу нашей эры, а в тоже время крепость существовала в период хазарской экспансии на Кавказ, в это время по мнению Гадло, жившие там вайнахи дали название этой крепости - «Г1азар-Г1ала», то есть как подмечает чеченский историк Адилсултанов, что соответствует тюркскому — «Къазар-Къала», (т. е. — Хазарская крепость). То есть, обитание чеченцев аккинцев-ауховцев по данным археологии в начале нашей эры в историческом ауховском районе не вызывает сомнений.) Далее Адилсултанов пишет - Заселённость этой территории к началу нашей эры не вызывает сомнений. Это подтверждается и наличием здесь культурного слоя местных аборигенов. Немногочисленные археологические исследования, проведённые на территории Ауха, свидетельствуют о беспрерывности оседлых традиций населения данного региона. В источниках V—VI веков мы также находим свидетельства об аккинцах (ауховцах). Так, сирийский источник — «Хроника Захария Ритора», в числе 13-ти народов Северного Кавказа называет и племя — «аугар», под которым можно видеть — аккинцев-ауховцев: — «ауг», — «аух», «ар» — суффиксы множественного числа. В середине VI века наследный принц персидского престола Хосров I Ануширван строит на Кавказе 360 крепостей и городов в качестве пограничной полосы против нескончаемых набегов кочевых племён из Поволжья и Северокавказской низменности. Среди этих крепостей и городов названы - «Гилян», «Кашан», сюда же переселено и племя - «маскат» или - «москат». Ни в Закавказье, ни на Северном Кавказе, нет местностей, хотя бы отдалённо напоминающих названия этих крепостей или же - племени. Единственным исключением из этого является - Аух, на территории которого встречаются все три названия сразу. Эти названия до сих пор существуют в названиях населённых пунктов: - Гилян, Кешен, Мескеты. Все три населённых пункта, расположены в предгорной полосе Ауха, в стратегически выгодных точках, как бы прикрывая проход в горы. (Таким образом мы видим что по письменному источнику «Хроника Захария Ритора» в начале нашей эры упоминается местность исторического ауховского района, естественно, исходя из чеченских преданий и в целом, существование там аккинцев-ауховцев в это время не вызывает сомнений. Даже судя по всему аккинцы-ауховцы в какой-то период вместе с персами отбивали набеги кочевых племён из Поволжья и Северокавказской низменности.) Далее Адилсултанов пишет - Новое свидетельство об аккинцах (ауховцах) приносит нам период арабских походов на Северный Кавказ, в частности, описание похода арабских войск под предводительством Мервана ибн Мухаммеда против войск Хазарского каганата (735 — 736 гг.). В описании похода есть такой отрывок: «После взятия «Кеше» и разрушения «Хасни—Хиснумма», Мерван двинулся в сторону Сермер, Сермез или Серм...». Пройдя Дарьял, Мерван мог пройти через плоскостную либо предгорную часть современной Чечено-Ингушетии. Затем он должен был пройти к области «Сермер» или «Сермез», под которыми исследователи видят Нагорный Дагестан. Добраться же до «Сермера», он мог только через Аух, что полностью согласуется с упоминанием «Кеше» и «Хасни—Хиснумма», как населённых пунктов Ауха. Период от окончания арабских походов до начала монголо-татарского нашествия вполне может соответствовать, по нашему мнению, времени наибольшего освоения Терско-Сулакского междуречья, которое акинцы называют Паана-Мохк. (Благодатная, необитаемая земля.) И так, начало нашей эры, согласно письменным и археологическим сведениям, застаёт аккинцев (ауховцев) в Терско-Сулакском междуречье. Но под натиском кочевых племён часть жителей Ауха поднимается в предгорья и горы Ауха и Ичкерии. Другая же часть уходит в горы Чечни и Ингушетии — (район Нашаха). Население Ауха, таким образом, оказывается разделённым, надвое. В грузинском источнике начала XI века в числе местностей Нашаха упоминается и местность Ламаки (Лом-акки — Горная Акка). В период между седьмым, — серединой восьмого веков и после арабских походов, (конец восьмого, - девятого веков,) часть аккинцев из Горной Акки могла вернуться в Аух. Именно здесь они получили от хазар имя — «г1ачалкъой» — «ушедшие когда-то, но вернувшиеся». К периоду IX — XII вв. мы и относим оформление на территории Ауха двух крупных обществ. Аккинцы, расселившиеся между Сулаком и Аксаем стали называться «пхьарчхой» (парчхоевцы), а их территория «Пхьарчхошка - Аьккха» или «Ширча-Аьккха» (Старая Акка). Расселившиеся между Аксаем и Сунжей - Тереком — «г1ачалкъой» (гачалкоевцы), а их территория — «Г1ачалкъа - Аьккха» или же просто «Акка». Таков, по нашему мнению, процесс расселения аккинцев (ауховцев) в Терско-Сулакском междуречье. О последующих же событиях XIII—XIV веков сохранились уже более обширные сообщения в ауховских хрониках и свидетельствах летописцев похода Тимура. Поэтому, подводя - итог всему сказанному мы не можем согласиться с довольно устоявшимся в современной исторической науке мнением, согласно которому Терско-Сулакское междуречье было заселено аккинцами (ауховцами) только в XIV—XVI веках. Это не соответствует, на наш взгляд, истине. (Более подробно смотрите труды - А. АДИЛСУЛТАНОВ. Газета - Грозненский рабочий. 19-ое апреля, 1990г. Статья - БЛАГОДАТНАЯ ЗЕМЛЯ ПААНА - МОХК. Так же эту газету вы можете найти на сайте - АККА Чеченцы-аккинцы. Статья - БЛАГОДАТНАЯ ЗЕМЛЯ ПАННА-МОХК.) «Из этой достаточно сложной но в тоже время с целой массой доказательств научно-исторической статьи чеченского историка - А. Адилсултанова мы можем видеть, что судя по всему, действительно, вопреки традиционным чеченским преданиям, самая первая миграция, аккинцев-ауховцев, произошла не от горных аккинцев в исторический Аух, а по всей вероятности, дело обстояло даже наоборот, - в глубочайший древнейший период аккинцы-ауховцы вышли из исторического Ауха в горную местность, — Лом-акки — Горная Акка, а далее они снова через определённое время стали мигрировать в исторический Аух.» Здесь стоит понимать, что исходя из всех только что приведённых данных, судя по всему, вопреки традиционным чеченским преданиям, предками горных аккинцев могли быть аккинцы-ауховцы, ауховские аккинцы. Так же стоит понимать, что судя по всему, аккинцы-ауховцы, проживали в историческом Аухе, в очень древний период, который можно отнести к 5-ому веку до нашей эры и который можно отнести к началу нашей эры. Теперь, когда мы поняли, что предками горных аккинцев могут быть ауховские аккинцы, аккинцы-ауховцы, давайте перейдём к более подробной истории ауховцев, приводя интересные научно-исторические труды и так далее. Про аккинцев-ауховцев, к примеру научно-исторический труд сообщает - В 1840 году аккинцы-ауховцы наряду со многими другими северокавказскими народами и народностями, участвовали в Кавказской войне на стороне Северо-Кавказского имамата. (Труды - Ауховцы. Географическо-статистический словарь Российской империи. 1863 год.) Ещё один научно-исторический труд сообщает в целом про тяжкую судьбу аккинцев-ауховцев, там пишут - Предки современных чеченцев, населяющих сегодня территорию Дагестана, проживали здесь ещё в глубокой древности. Данные археологических раскопок поселений и могильников Хазар-Калинского, Новолакского, Яман-су, Балан-су и других подтверждают наличие вайнахского элемента в Тереко-Сулакском междуречье. То обстоятельство, что здесь население сохранило в своей разговорной речи "более древние формы вайнахских языков", свидетельствует об обособлении этой части этноса в самом начале процесса внутриэтнического разделения вайнахов. Люди издревле именовали себя в этих местах "аккинцами", но к ним применялось так же и другое этническое имя — "ауховцы", что и привело к образованию двойного названия: аккинцы - (ауховцы). Многое перенесли они в этом крае, расположенном в зоне пересечения торгово-экономических и военно-политических связей громадного евро-азиатского материка. Приходилось вступать в контакты с персами и хазарами, арабами и татаро-монголами, с целым сонмом других племён и народов:, — отношения с персами были весьма разнообразными, именно они стали строить здесь первые укрепления:, — с хазарами у аккинцев (ауховцев) были не только интенсивные экономические связи, но и крупные совместные военные выступления. В хазарско-арабских войнах участвовали (ауховские) аккинские отряды, возглавляемые опытным предводителем — Агуки Шагином.:, — с арабами у аккинцев (ауховцев) были весьма недолгие прямые контакты. Арабы вели упорную борьбу за эту территорию, причём закрепиться на ней им так и не удалось. Однако, влияние их оказалось огромным: ислам вошёл в жизнь аккинцев (ауховцев), регламентировал повседневный порядок поведения, в определённые исторические периоды определял их политическую идеологию. Спустя примерно пятьсот лет татаро-монголы были встречены аккинцами (ауховцами) как "неверные". Для населения Ауха изнурительная борьба против татаро-монголов на протяжении 13-ого, 14-ого веков в целом вызвала значительный регресс в развитии, почти все равнинные и часть предгорных поселений были разорены и стёрты с лица земли, ухоженные поля превратились в пустыню. С 15-ого века начинается новый этап в развитии Терско-Сулакского междуречья: возвращается местное население и прибывают новые группы вайнахов, восстанавливается и быстро развивается хозяйственная жизнь края, налаживаются связи с другими народами Кавказа, устанавливаются взаимоотношения аккинцев (ауховцев) с Россией. Первоначально контакты аккинцев (ауховцев) с русскими развивались мирно, о чём свидетельствует союзный договор 1588 года. Однако достаточно скоро характер отношений стал меняться. На наш взгляд, это было обусловлено двумя факторами: — аккинцы (ауховцы) продолжали жить, сохраняя формы общинной социальной организации. Их общественный строй казался набирающей мощь государственной машине России "примитивным", не заслуживающим внимания в процессе принятия каких-то серьёзных решений. (Но) - наталкиваясь на неожиданное сопротивление, российские власти проводили карательные акции. В 1785-1791гг. пастух Мансур-Ушурма, став имамом, объединил горцев и возглавил их борьбу против царских войск. К нему присоединились аккинцы (ауховцы), которые выдвинули так же и своих собственных лидеров. Подавление этого движения привело к массовому истреблению аккинского (ауховского) населения и насаждению колониальной администрации в равнинных районах. Однако это было лишь прелюдией большой Кавказской войны, развернувшейся в 20-х-50-х годах, 19-ого века. Поскольку российское правительство не хотело соглашаться на существование здесь каких-либо форм государственности отдельных народов, борьба сразу приняла бескомпромиссный характер. Для всех частей чеченского этноса Кавказская война по своей сути являлась национально-освободительной. Ожесточённые военные действия поставили аккинское (ауховское) население на грань физического уничтожения, (люди не только гибли, но и тысячами бежали из родных мест в Турцию, Сирию, Иорданию). (Чтобы узнать более подробно про все эти события смотрите труды - «Чеченцы-аккинцы (ауховцы) и их гражданские формирования. Ю. Г. Кольчук. А. А. Адилсултанов.») Как видно из этого труда, аккинцы-ауховцы на протяжении многих лет существовали в очень тяжёлых условиях, где им приходилось постоянно вести ожесточённую борьбу с разными захватчиками и царскими войсками, в связи этого, живя в постоянной жестокой борьбе, аккинцы-ауховцы — были на грани уничтожения как этноса. Интересно и то, что чеченский сайт представителей тайпа - вашандарой, (другое известное в Чечне название тайпа так же - вашиндарой, вашдарой, ваштарой, ваштархой,) опубликовал научно-историческую статью, где написано следующее - Многие представители нашего тейпа Ваштарой слышали от стариков о родстве Ваштарой с Аккинцами, а некоторые - с Орстхой. Генетические исследования, проведённые Техасской лабораторией "FTDNA", показали моё генетическое родство с аккинцем - 400 лет и орстхоевцем - 600 лет назад, это означает, что ещё в XV - XVII веках, у Аккинцев, Орстхой, Ваштарой, были общие предки. (Смотрите источник - О родстве Ваштарой с Аккинцами и Орстхой.) Это подтвердил на своём YouTube канале и руководитель чеченского днк проекта chechen-noahcho-dna-project чеченский учёный Пахрудин Арсанов, он объяснил, что к примеру, большинство братских генетических ветвей тукхума - орстхой, если говорить про орстхойские тайпы - мержой, цечой, имеют родство с Ваштарой, объяснил Арсанов. (Источник - YouTube канал - Pakhrudin Arsanov. Видео - 1 эфир в инстаграмме.) Как мы поняли на сайте тайпа вашандарой информация про аккинцев в целом, как горных аккинцев, так и аккинцев-ауховцев. Интересно и то, что по чеченскому днк проекту chechen-noahcho-dna-project видно, что например у тайпа вашандарой, помимо гаплогруппы J2, встречается множество представителей гаплогруппы - G2, это такие фамилии как - Тайсумов, Габаев, Дакаев, Сардалов, Исаев, Тисаев, Гайтукаев, Сулейманов и другие. Есть так же например носитель G2 - представитель орстхойского тайпа цечой - Юсупов. И так же носитель G2 - представитель аккинского общества - Бекмурзаев. Помимо прочего, касаемо фамилии Бекмурзаев, чеченский учёный Хусейн Чокаев, сотрудник чеченского днк проекта chechen-noahcho-dna-project объяснил на фейсбуке, что Бекмурзаев, коренной аккинец, представляющий горно-аккинский тайп (род) - Лам-Аьккхий, мало того, Бекмурзаев прямой потомок Воккхала-Пулы, — исторического персонажа и одного из основателей Аккинского общества в горной Чечне Галанчожского района. Эту информацию опубликовали на чеченском научно-историческом форуме. (Смотрите источник - Grommus > Чеченская Республика > Чеченцы > Тейпы > Аьккхий - «Дарьяльское ущелье — принадлежало чеченцам Дударовым».) В данной ситуации некоторым псевдоисторикам которые считают гаплогруппу - J2 исконно нахской хочется привести один научно-исторический источник, - это статья, интервью Пахрудина Арсанова - Руководитель чеченского днк проекта Пахрудин Арсанов объясняет - Главное, люди должны понять, что гаплогруппа сама по себе не определяет национальность. Такие же гаплогруппы, есть у многих народов в мире. Национальность возможно определить только узнав ВЕТКУ (СУБКЛАД), внутри каждой гаплогруппы. Гаплогруппы L3, Q и соответственно чеченские ветки в них, очень давно участвуют в этногенезе и формировании чеченского народа, также как и J1, J2, G2 и так далее. И соответственно части этих гаплогрупп, оказавшиеся в какой то исторический период на определённой территории, в определённое время, создали общность под названием - чеченский народ. Так это у всех народов мира, в этом ни один народ не уникален, это аксиома. Часто слышим, что гаплогруппа J2 исконно нахская. Даже сложилось мнение, что носители других гаплогрупп пришлый элемент, нарушивший царившую идиллию чистокровия. Это конечно же, больное воображение, больных людей. Ну давайте тогда объявим J2 чувашей, башкир, татар, армян, грузин, азербайджанцев, итальянцев, курдов, арабов, евреев и так далее тоже нахами. Это же абсурд. (Смотрите научно-историческую статью - Интервью Пахрудина Арсанова о чеченском проекте ДНК.) «Чтоб вы понимали, речь идёт о том, что главное это не гаплогруппы, а ветви в них, (субклады), смотреть нужно именно днк ветви, то есть, к примеру, на Кавказе, предок чеченского происхождения может быть и у G2 и у J2, потому что в них очень давно уже повально чеченские обособленные ветви, эти гаплогруппы и чеченские ветви в них, очень давно участвуют в этногенезе и формировании чеченского народа.» Кстати, в одной научно-исторической статье, приводят одну из версий перво-обитания гаплогруппы G, там пишут следующее - Гаплогруппа G, вероятно, образовалась вблизи Кавказских гор, где она имеет наибольший процент современной концентрации и разнообразия. Её члены рассеялись в Центральной Азии, Европе и на Ближнем Востоке во время наступления неолита. Смотрите источник - Гаплогруппа G Y-ДНК человека на сайте Игоря Гаршина. Глава - Распространение гаплогруппы G (Y-ДНК). / Таким образом, если следовать этой информации, можно допустить что первично гаплогруппа G зародилась на Кавказе и она является коренной автохтонной. В целом, это всё интересно, что аккинцы в целом, - «как горные аккинцы, так и аккинцы-ауховцы, могут быть очень близкими обществами с тайпом - вашандарой.» Чеченский историк Ахмад Сулейманов в своём научно-историческом труде описывает вашиндаройцев как - воинственные. (Труды - Ахмад Сулейманов. Топонимия Чечни.) Вашандарой сегодня известный в Чечне тайп, который имеет отношение к тукхуму - шуотой, тукхум так же в Чечне известен как - шатойцы. В одном научно-историческом труде, записано как турецкий офицер описывает чеченцев в целом и шатоевцев - Турецкий офицер, Гусейн Эфенди, волей судьбы оказавшийся среди Чеченцев, не скрывая своего изумления и восхищения писал - Горцы, воюя с Русскими, стоят беспрерывно в боях. - Не получая не ни денег, ни продовольствия, ничего в буквальном смысле. Я боюсь Аллаха не сказать правды, что горцы, в особенности Шатоевцы, стоят много. Им не страшен ни враг, ни мороз, ни бедность, по первому моему клику выступают в поход. Если мы их не поблагодарим, то Аллах их поблагодарит. Я Турок, но они Чеченцы и за веру стоящие. Смело скажу, не видел ничего подобного. От горцев никогда не оторвусь. (Смотрите труды - Что говорили о чеченцах другие народы? Мужской характер чеченца.) Вообще действительно надо отметить, что в чеченских преданиях шатойцы довольно хорошо известны своим нравом как непокорные и воинственные. Интересен и в обще-кавказских преданиях и тот факт, что во время большой кавказской войны, многие славянские беженцы переходили на сторону имама Шамиля, не мало русских видело в царской политике большую несправедливость по отношению к горцам, к тому же, многое в поведении непокорных горцев русским нравилось, а в том числе, они забывали всё от вида красоты горянок, они не хотели воевать против этих людей, вступали в имамат Шамиля, принимали ислам и сражались вместе с горцами против царизма. Были и такие. Приведём ещё научно-исторические труды про всех аккинцев в целом - Что же касается названия всех аккинцев в целом - «Аьккхий», то есть в науке разные версии. Чеченский историк З. А. Тесаев, в своём научно-историческом труде приводит интересную информацию, касаемо названия - Аьккхий, которое относится ко всем аккинцам, про это название ему поведал Х. М. Эльмурзаев, в работе Тесаева записан его рассказ такого содержания - «…Я слышал от старших, [что] нас назвали - Аьккхий, потому что предки нашего племени очень любили коней, на них они мчались по всему белому свету; когда в войнах мы пережили трагедию, близкую к полному исчезновению, наши предки, не желая сдаваться и идти на поклон врагу и соседям, перешедшим на их сторону, уходили с тех мест и это было не раз. Говорят, поэтому нас назвали - Аьккхий, т. е. охотники, беженцы, горцы, номады, как нас только не называли, но это имеет под собой основу». (Труды - З. А. Тесаев. Области Акка и Терлой в материалах Ю. Ш. Товбулатова. Конец XIV ; начало XVI века.) Среди ингушей известна так же точка зрения, по которой орстхойцы — это самостоятельный народ, но язык которых близок к чеченскому. По представлению жителей Ольгеты, орстхой — это реальный народ, родственный аккинцам и малхистинцам. Сохранившееся до наших дней среди западных вайнахов понятие об орстхойцах как своего рода «военной касте» в известной мере отражает реальную историю орстхойского народа. Их башни, построенные в верховьях реки Фортанги, считались наиболее совершенными постройками. (Труды - Волкова Н. Г. "Этнонимы и племенные названия Северного Кавказа". Москва. 1974 г.) Как уже было отмечено в этой работе, ауховцы в древности имели отношение к скифскому племени, известных во многих научных трудах предков сарматов, предков алан, поэтому мы смело можем отождествлять чеченцев аккинцев-ауховцев как со скифами, так же с сарматами, так же с аланами. Об этом пишут и научно-исторические труды, рассмотрим их. - Все перечисленные сведения полностью отражают картину, изложенную Вильгельмом Рубруком, относительно аланского племени Акиа/Акка и борьбы алан с татаро-монголами, позволяя нам уверенно отождествить данное племя с чеченцами общины Акки. (Труды - М. С. Баширов. З. А. Тесаев. «Аланское (чеченское) племя Акки по материалам письменных источников».) В 1253 г. через Северный Кавказ в Монголию, а через год – обратно, проследовал посол Людовика IX - Гильом де Рубрук, в записках которого неоднократно упоминаются некие – «Akias», или «Akas»: – «Накануне Троицына дня пришли к нам какие-то Аланы, которых называют Akias, или Akas; они христиане греческой веры»; они же занимают «громадные горы» и «ежедневно сражаются с татарами». «Аланы на этих горах – всё ещё не покорены, так что из каждого десятка людей Сартаха двоим надлежало караулить горные ущелья, чтобы эти Аланы не выходили из гор для похищения их стад на равнине». Ранее нами уже отмечалось очевидное фонетическое тождество названия указанного Вильгельмом Рубруком племени – Акиа – Ака, с чеченским племенем или общиной – Акки и областью – Акка. (Данная работа в целом говорит о том, если эту работу внимательно анализировать, что аккинцы, как горные, так и аккинцы-ауховцы, имели отношение к аланскому обществу. Смотрите труды - Чеченский Аух и западный Прикаспий в источниках и документах. М. С. Баширов. З. А. Тесаев.) Равнинных аккинцев как и близкородственных им соседей (получивших впоследствии у кумыков и русских имя «карабулаков»), горцы-вайнахи называли «эрштхой», что значит степняки, или живущие на равнине. Аккинцы-эрштхой не порывали связей с лам-аккинцами, осознавая своё племенное единство с ними. Связи между горными и плоскостными группами вайнахов были необходимы как для хозяйственных, так и для военно-политических нужд. Плоскостные аккинцы, выступая на арене истории как часть Аланского раннегосударственного образования, были довольно могущественны. Они, по-видимому, контролировали не только часть предгорных равнин, но и зону Чёрных гор с их лесами и выходами на плоскость. (Труды - В. Б. Виноградов. С. Ц. Умаров. «О некоторых ранних вайнахских этнонимах».) Анализируя эти научно-исторические труды касаемые аккинцев и аланского наследия мы можем говорить уверенно, аккинцы, как горные аккинцы так и аккинцы-ауховцы, имели прямое отношение к аланскому племени, а так же к аланскому государству. Естественно, мы так же считаем, что вероятнее всего, к аланскому племени и аланскому государству имели отношение многие другие чеченские общества, а так же другие народы Кавказа. В целом, после изучения многих разных научно-исторических трудов касаемо аланской истории, на наш взгляд, скорее всего Алания вообще существовала как союзное государственное объединение из разных кавказских народов.


Рецензии