Скука, анализ часть 8,

СКУКА, анализ — часть 8,
(«Интерес, Игра, Творчество, Ценность»),

Парадоксальная переменная, отношение изменяется в прямо радикальную сторону. Очень знакомо. После сжигающего огня — резкое охлаждение. Что это? Ослабленное состояние и резкое холодное состояние потом, после получения острейшего удовольствия. Победа, которая кончается безразличием и разочарованным ощущением пустоты. Снисходительное (неуважительное = лишающее важности и ценности бывшего объекта борьбы), очередной обезличенный трофей (и если ещё ему повезёт обладать некими резкими, особо выразительными чертами, силой и интенсивностью борьбы, что именно его выделяет в ряду стереотипного списка уже свершённых побед, то) сохраняет себя в памятнике-фетише: («...Глаза, одни глаза» + «А голос слабый был, как у больной...»  +  «Мало, что было в ней прекрасного...» «Долго за ней ухаживали... Насилу-то помог Лукавый...» (Мефистофель) = (бедная) Инеза, вернее, то, что от неё осталось. («Каменный Гость», А. С. Пушкин, «Маленькие трагедии»). Сознание победителя требует компенсации — сохранение трофея из побеждённого, само же основное действие после победы воспринимается победителем как пошлость, банальщина, трюизм, стереотипные заезженные ходы, ценностный статус резко падает: со 100 баллов до двух.
Статус и его перемена. Нравственный релятивизм, циничная необязательность, ОТСУТСТВИЕ ГРАНИЦ, жестко и непререкаемо проведённых. Границы — для  аккумулирования питательной энергии для любого нравственного понятия, и как необходимый культурный игровой элемент  творчества «всех времён и народов». Не нарушение ГРАНИЦ и не их ломка, а внезапная слабость и нечувствительное исчезновение, утрата былой бесспорной принципиальности.
Не время указывать причины, но самые общие (распространённые): старость, её приход — сумма изношенности и количества боли (усталости материала), причиняемой физиологическим организмом своему хозяину  (субъекту) вытесняет («замещает» модное) бывшие обязательные моральные вещи или мешает выполнению принципиальных табу в молодости. (А. С. Пушкин внезапно почувствовал приход старости и испугался? Подобные рассуждения могут иметь место в силу интенсивности проживаемой им жизни, но сплин (хандра, скука, депрессия) съедает  уже в 18 лет Онегина, и это тоже вполне понятно: «.. разность между Онегиным и мной» и стандартные школьные объяснения: Онегин отнюдь не туп, он живо остроумен, способен как и Пушкин «возбуждать» «огнём внезапных эпиграмм», читал (с должным (достойным) пониманием) модных «продвинутых» политэкономистов, знал языки, так как он был сословно по-русски освобождён, то есть  жизненное время тратилось исключительно на себя... НО. Момент (самый первоначальный). Только совместно (с возрастно — подобными себе, в кругу корпоративно отшлифованных (подростковых, враждебных — в силу уже занятых под Солнцем — Взрослому миру, ещё и завоевать авторитет в среде ПОДОБНЫХ, это высшая внутренне переживаемая подростком ценность) ценностей и вырисовывается НЕПРЕРЕКАЕМОСТЬ ГРАНИЦ! Короче, ШКОЛУ, какой бы плохой  (по всяким разным — от учителей до политики государства  — причинам) он не была, должен испытать на своей шкуре каждый, ДЛЯ ВОЗРАСТА нужен как воздух и необходим элемент соревновательности, зависти, ревности и победы как момент целенаправленного оттолкновения, векторно обозначенного, некий конкретный в нужном направлении «пинок в жизнь». Онегина никто не пнул — в своё время, он сам выплыл в неопределённое БЕЗГРАНИЧНОЕ пространство с бурями релятивизма — и  - утонул («...Отрядом книг уставил полку,  /  Читал, читал, а всё без толку...»). Это всё не то.
Усталость в молодости содержит в себе награду — тут же загорается азарт будущих трудов и завоеваний. В старости — нет награды (боль и мешают мысли о близости смерти), усталость материалоносителя для вневременной объективной ценности просто уже непереносима («Старая кляча»), ценность перемещается, ищет как паразит нового материалоносителя для своего развития и дальнейшего существования. 
                Продолжение следует,
                18:05:3630.07.23


Рецензии