Журналиста из меня не получилось

В 1994 году фотоателье, в котором я работал, закрыли и я остался без работы.
 Друг помог пристроиться фотокором в местную газету.
Часто приходилось выезжать с корреспондентами газеты то по городу, то по району. Газета небольшая, всего пять журналистов, да нас два фотографа.
 Случилось так что один из журналистов случайно оказался в центре разборок, попал в больницу и, по словам врачей, его ожидал достаточно долгий восстановительный период. Другой журналист через несколько дней тоже в больничку загремел, но уже с банальным аппендицитом. Тоже на какое-то время выпал из строя.
 Газета-то два раза в неделю выходит, кто-то должен обеспечивать её материалами.
 Тут вызывает меня к себе главред и предлагает попробовать свои силы в журналистике.
- С написанием статей поможем, чем сможем. Тебе, главное, материал собрать. Ты же ездил с нашими ребятами и девчатами, знаешь, как это делается.
 Знал, шельма, как убеждать! Так красиво всё расписал, что через полчаса я согласился. Главным аргументом (чего уж скрывать) было - мне будут платить и за фотокора и за публикацию статьи.
 Первое задание.
 Казалось бы, ничего сложного: семья отмечает пятидесятилетие совместной жизни, нужно написать статью об этом. Ехать далеко не нужно - живут на окраине города в частном секторе. Телефона у них нет. Договориться об интервью можно только лично приехав.
 Хозяин, высокий, крепкий мужчина, выглядит лет на 10 моложе своих лет, недоволен.
 - Что про нас писать? Живём и живём.
 Пытаюсь объяснить, что 50 лет совместной жизни срок не малый, далеко не всем дано столько прожить бок о бок. Соглашается на интервью только если я помогу спустить картошку в погреб.
- С бабки в последние годы толку мало, а мне одному тяжело уже.
 Уговариваю его сделать несколько совместных фото до работы.
 Во время фотосессии понимаю, что 9 лет фотоателье (где и с детьми, и со взрослыми приходилось работать) и два с половиной года в журналистике - пустое место. В работе с этой парой, как бы я ни старался, ми-ми-мишного, как сейчас говорят, фото семьи не получится.
 У хозяйки уставший и по-собачьи преданный взгляд. Хозяин суров, недоволен, раздражён. В его взгляде скорее ненависть, чем любовь. Решил, что потом подправлю, исправлю и так далее. Что-нибудь более-менее стоящее всё же сделаю.
 Выясняется, что в погреб спустить нужно ни много, ни мало, а 47 мешков картошки. Хочется спросить зачем им на двоих столько, но молчу. Сейчас главное расспросить о жизни.
 Опустив лишнее, у нас получился примерно такой разговор:
- Расскажите, как вы познакомились.
 - Я и не помню уже.
 - О том, как встречались помните?
 - Мы не встречались. Смотрю, девка покладистая, хозяйственная, работящая, пришёл, да посватался. Так и поженились.
 - Что-то же предшествовало сватовству.
 - Ничего не предшествовало. Я с войны пришёл девятнадцатилетним пацаном. Мужиков мало, баб много и каждая пытается урвать себе мужа. Зачем мне те, кто всячески выставляет себя напоказ? Выбрал тихую серую мышку и женился.
- Как жили? Как дети у вас родились? Как распили их?
 Ухмыляется.
 - Не знаешь откуда дети берутся? Всё, как у всех. Женились, через год сын родился. Ещё через полтора года дочь. Она слабая была, недоношенная, через несколько дней умерла. Потом ещё одна дочь родилась. Вся в мать - такая же маленькая, тощенькая, но жилистая. Думали тоже не выживет. Выжила. Следом ещё двое детей было, но они не выжили. После пятерых родов, как отрубило, и я смирился с тем, что у нас всего двое детей.
 - Вы мечтали о большой и дружной семье?
 - Ни о чём я не мечтал. Просто хотелось нормального ребёнка. Сын  тюха-матюха получился, а дочь слишком наглая. В кого они такие?
 - Кем стали ваши дети?
 - Людьми. Кем же ещё?
 - На кого вы учились? Как живут?
 -Сын на шофёра выучился, женился и жена быстро подмяла его под себя, теперь пляшет под её дудку. А дочь… понятия не имею. Я когда запретил ей после школы уезжать в другой город учиться, дочь перестала со мной общаться. Она всё равно уехала. Матери письма писала, спросите у неё про их бабские дела.
 Не удержался, спросил:
- Вы когда-нибудь любили свою жену?
- Зачем мне эти бабские штучки-дрючки? Дома чисто, наварено, дети ухоженные. Что ещё надо?
 Картошка в погребе я уговариваю хозяйку дать интервью. Соглашается только после того, как её супруг уходит работать во дворе.
 Разговор получается примерно таким:
 - Феденька вернулся с войны и устроился на завод, где я работала. Высокий, красивый. Все девчонки по нему сохли, а он через полгода ко мне свататься пришёл. Я и не знала, что Феденька внимание на меня обратил. Мама сказала: «Соглашайся! Нынче мужики в дефиците, а этот работящий, непьющий и собой хорош». Я и согласилась. Поженились, стали жить.
 - Муж когда-нибудь признавался вам в любви?
- Какая любовь? Это не про него! Он и себя-то не любит.
 - Как же вы 50 лет прожили бок кубок с таким человеком?
- Так и прожили. Меня мама учила, что следует подчиняться мужу, делать всё чтобы ему хорошо было.
 - Он принимал участие в воспитании детей?
- Нет, конечно! Это задача женщины.
 - Кем стали ваши дети?
 - Сын на шофёра выучился, потом женился и отделился. Феденьке не понравилось, что молодые своим умом живут и совсем не слушаются его советов. Он почти перестал общаться с сыном, а я общаюсь.
- Как сложилась жизнь вашего сына?
 - Хорошо. Жена грамотная досталась, и его учиться заставила. Техникум окончил, работу хорошую нашёл. Двое детей у них, внучка уже есть.
 - А дочь? Как сложилась её судьба?
 Вздыхает.
 - Тут сложнее. Она же хотела, как вы, журналистом стать. Отец не разрешил. Поругались они тогда крепко и дочь уехала. Журналистам так и не стала. С первого раза не поступила, а потом замуж выскочила, за 5 лет троих детей родила. Тут мужа посадили. Одна деток поднимала. Я, когда получалось что-то сэкономить так, чтобы Феденька не знал, посылала деньги. Разве это помощь?
 Старушка смахнула предательски выступившую слезу.
- Образования-то у нее нет, вот и приходилось скалывать, брать любые подработки, чтобы семью прокормить. Детей упустила от того, что внимание мало уделяла им. Двое старших сыновей по стопам отца пошли и тоже сели. Младший сын учиться любил, в институт поступил. Тянулась, как могла, чтобы выучить. В прошлом году институт окончил и не работает. У матери на шее сидит. Начальником не берут, рабочим образованием идти не хочет.
 Возможно, мы поговорили бы ещё, но вошёл хозяин.
 - Иди, там у тебя куры разбежались!
 Мне почему-то показалось, что «куры разбежались» не без его помощи, но говорить ничего не стал.
 Вернулся в редакцию, сдал полученный материал, как смог улучшил фотографии и написал заявление на увольнение.
 Не знаю почему, но беседа с этой семьёй напомнила мне известную фразу: «под лежачий камень вода не течёт».
 Нашёл себе работу не по профилю, но тоже интересную. Понял, что мои 32 года - не возраст. Поступил в техникум на заочное отделение.
 Журналиста из меня не получилось, но благодаря попытке стать им я кардинально поменял свою жизнь.
 Из воспоминаний Анатолия Ш.


Рецензии