Звучание русской души. Гл. 4

           Звучание русской души.
 Глава четвёртая «О совести, что «за калитку не выходит…».
Обратимся снова к строкам Л.И.Захарченко – смысл  которых очень непрост:
 И пока я там судил да рядил,
Свою совесть до калитки водил,
Что-то пел да виноватых искал,
Сын мой тихо в крапиве подрастал...
 Какие мысли и чувства были тогда у автора, лишь Создателю Нашему известно, нам же, ныне живущим, поразмыслить следует. Поразмыслить о том, как можно совесть свою "до  калитки водить".
Скорее всего – в своём «ограниченном пространстве» - и, конечно, не на забором ограниченном участке…
Без сомнения, очень важно, жизненно необходимо иметь чистую совесть, чистую душу, благие жизненные принципы, убеждения – спасаться духовно самому, давая благочестивый пример другим, о чём говорил Преподобный Старец Саровский  - Серафим.
Только бывает, что «этого мало», как написал в известном стихотворении  А.А.Тарковский, – «мало» в жизни мирской – особенно во времена смуты и нестроений, когда кругом мерзость запустения душ. А кто-то, возможно, даже большинство, не хочет, не желает нужным «связываться»  - как в литературных произведениях, так и в жизни реальной. Только «связываться» значит не «по углам судачить» или отвечать хамством на хамство, а давать достойный отпор. Иначе люди «племени хамского» распоясаются, возомнив себя «всесильными»,  - и станут топтать, уничтожать всё вокруг – как та самая крапива и бурьян в песне. И вырастет ягода чёрная, красную заглушив…
И сколько тому примеров скорбных!
Маша  - средняя из сестёр в пьесе А.П.Чехова  говорит, что не выносит грубых слов, что они её угнетают, коробят - однако грубость и хамство  в образе жены брата Наталии захватывают всё в родовом имении. И старшая Ольга вместе со старой няней, вырастившей всех детей в семье, вынуждена уйти на казённую квартиру, родовое имение оставив, чтобы Наталья в нём хозяйничала…
Умные, интеллигентные, наукой  живущие профессора и кандидаты попустили, что их любимый институт возглавляет теперь хам и неуч Кабачков, истинное место которого не выше завхоза, в фильме «Добряки». Никто «из вежливости» не положил «чёрных шаров» при голосовании -  и ничего не стоящая диссертация принята. А теперь хоть беги оттуда, где столько лет науке служили.  Вот уж, поистине, доброта, злом для всех ставшая…
Кто-то в пьесе или в фильме был трусом? Отнюдь – да и кого им бояться было?! Просто, как сказано в песне, «совесть до калитки водили».
Но совесть, «за калитку не выходящая», не может, не способна  злу противостоять.
И вот уже в реальной жизни приходит тот, кого поэт Серебряного века С.С. Бехтеев назвал «Великим Хамом», - слуга антихриста, который…
  …на глазах
Топчет розы, рушит зданья,
Вековые изваянья
Повергая дерзко в прах.
 Здесь объяснения уже не нужны – своей кожей не одно поколение ощутило…
И забывать о том не должно, чтобы снова он не пришёл и не начал «в красной пляске круговой», «смеясь, храмы рушить». Чтобы не случилось снова того, что «вроде был-то сын –  а вроде и нет...» - в тысячах русских семей. Чтобы от внука беду отводить не пришлось, вырывая крапиву, которая стеной растёт…


Рецензии