Рождение

                РОЖДЕНИЕ  НАСЛЕДНИКА

  Как появляются на свет мальчики?! Да, это очень интересно, но совсем не просто. Не то, что девочки. Но в чем же разница, спросите вы? А вот послушайте…
Было это ранней весной ровно 45 лет назад. Близился назначенный срок моих родов. Я не очень углублялась в какие-то там правила и вообще не ходила на курсы для новых мам. Считала, что все это ерунда. Вообще-то мы с мужем не планировали никакую беременность. Еще до замужества меня очень «умная» врач гинеколог предупредила, что, скорее всего, детей у меня не будет. Поэтому беременность для меня была полной неожиданностью.
  Что я беременна, я поняла не сразу. Вначале меня вдруг повело на улице. Шла я, как положено, по тротуару. Но вдруг я случайно оказалась на мостовой. Это произошло помимо моего сознания. Но я не очень-то обратила на это внимание. Только удивилась, ведь этого никогда не было. А вот когда меня стало регулярно тошнить по утрам, и я стала уставать от незначительных нагрузок тут меня и осенило. Особенно, когда пришлось циклевать пол в доме у свекрови, где мы первоначально жили. Но это длилось недолго. Месяца два, не больше. Говорили, что это токсикоз. В основном будущий ребенок меня почти не мучил. Мне что-то изредка подсказывали мои уже рожавшие подруги. Так что я жила обычной жизнью. Даже на девятом месяце беременности я помчалась на премьеру нового фильма в дом кино. Я опаздывала, нервничала и на улице Горького возле памятника Юрию Долгорукому споткнулась и упала прямо в лужу. В результате, в дом кино я опоздала и вошла испачкавшаяся, хромая, с разорванным чулком и очень возбужденная. Просмотр уже начался. В раздевалке, когда я сняла свою грязную шубейку, гардеробщица пристально посмотрела на мой живот, и произнесла тихо: «Чай уже девятый месяц, а все бегает…»
  Фильм был очень интересный. Французский. Не помню название, но помню очень простой сюжет и неплохую игру актеров. На экране идет встреча довольно обеспеченных друзей в богатом ресторане. Все веселятся. Неожиданно появляется их давний знакомый, можно сказать подельник, отсидевший срок по полной. Он был признан виновным в давнем преступлении, которое он совершил вместе с друзьями. Но всем удалось скрыться, а он попался и за всех ответил, но никого он не сдал.  Отсидел много лет. Лучшие годы жизни. Вернулся и встретился с друзьями в ресторане. Тут начинается самое удивительное. Вместо простого мордобоя, как положено в нашем советском кино и в нашей советской действительности, бывшие друзья нежно обнялись, прослезились и между ними начался самый обыкновенный дружеский разговор. Я не помню, что было дальше, но это сцена ласковой встречи воров в законе, меня потрясла.
Выйдя из кинотеатра, я уже забыла про свой неподобающий вид, но запомнила слова билетерши.
  Все говорили, что у меня будет девочка. Только свекровь, да и гадание на иголке показало – МАЛЬЧИК. Через день после фильма ночью стали отходить воды, появилась кровь. Я испугалась. Свекровь строго приказала ехать в больницу. Мы еще заранее выбрали хорошую больницу, но там меня не приняли. Сказали, что я проживаю не в том районе. Направили в другую. Паршивую. После осмотра сказали, что еще рано. Но потом сжалились и повели в палату в отделение патологии.
 В палате было несколько беременных. Через какое-то время, у меня волосы встали дыбом. Оказывается, все, кто лежал в этой палате, переходили срок. И не то, что маленький, а приличный: кто неделю, а кто и несколько месяцев.
К вечеру я, скорее всего, из-за большого напряжения нервной системы почувствовала каким-то шестым чувством приближение важного момента. И действительно к ночи начались схватки. Помогать мне было некому, рожениц в этот день оказалось слишком много, и я мучилась одна, проклиная первым делом и своего мужа, и всех мужчин вместе взятых, и тот час, когда я вышла замуж и забеременела. И дала себе слово никогда больше не беременеть. Мне очень помогла водопроводная труба, закрепленная вдоль стенки, которую я обхватила обеими руками и не отпускала до тех пор пока меня не оттащили, чтобы вести в родовую палату.
 Утром часов в пять пришла новая смена врачей и акушерок. Сделали обход, и меня быстро увезли в родовую. Я уже плохо соображала, но слышала, как врач сказала медсестре «бедная девочка, ее слишком передержали».
В родовой мне уже помогали несколько акушерок и врачей. Какое это было счастье, когда появился   на свет новый  человечек. Закричал он не сразу, но доктор сильно похлопал его на весу по попке, пока не раздался громкий крик. Я была счастлива. Какая наивность! Все только начиналось. Ребенка забрали, а меня поместили в коридоре. В палатах уже места не было.
В коридоре было очень холодно. Я страшно замерзла. Начался озноб, поднялась температура. Под сорок. Меня отвезли в операционную, зашивать разрывы. Было очень больно. Потом я уже ничего не понимала и заснула.
Оказалось, что мои бедные родители, узнавшие по телефону, что у меня температура под 40 градусов, примчались в больницу, и сидели внизу пока не кончилась операция и температура не снизилась до 37 градусов. А мой муж со своей мамой в это время принимали моих подруг за богато накрытым,  как это умела делать моя свекровь, столом.
  Но я этого еще не знала, а просто радовалась, когда кончились боли и мне принесли сына. Он был крепко затянут в зеленые пеленки и совсем тихий. У меня молока не было, и я подумала, что его хорошо покормили, раз он не плачет.
Через три дня меня спросили, не хочу ли я остаться в больнице еще на пару дней. Я отказалась. Мой сын  заплакал только тогда, когда его готовили к выписке. Пеленали в чистую пеленку уже в коридоре при мне. Мне было удивительно, почему он здорово потерял в весе. Все прояснилось позже через день.
Около роддома встречали меня муж, свекровь, подруга, с которой я ездила на лыжный курорт в Грузию, где и познакомилась там со своим будущим мужем. Еще приехали мои мама и папа и кто-то еще. Подруга Инна быстро отвернула конверт одеяла, все заглянули в лицо мальчика. «Ну, это вылитый Осик!», воскликнула Инна. Больше всех радовалась свекровь. Она, как я потом поняла, сомневалась. А еще я поняла, почему она пошла вместе со мной на первый прием к гинекологу. Да еще после того, как я вышла из кабинета она осталась для разговора с врачом.  А вдруг этот ребенок не имеет отношения к ее сыну!?
  Но об этом я догадалась много позже.
Все это я анализировала потом. А первая задача была найти кормящую маму, чтобы ее молоком кормить моего сына. Не о каком синтетическом молоке я и не помышляла. Мне приходилось каждый день ездить на трамвае за молоком. Самое трудное было подняться на три ступеньки в трамвай: еще нестерпимо болели швы. Но на эти «издержки производства» внимания я не обращала. 
 Позже я пожалела о том, что я его не докармливала, когда поняла, что мой бедный мальчик был все время полуголодный. Даже когда у меня появилось молоко,  его оказалось недостаточно. Молоко пришло во многом благодаря моей свекрови. Она освободила меня от всех домашних дел. Сама готовила на нас всех, да еще прикармливала меня грецкими орехами и время от времени подавала мне чай с молоком. Я жила, как в гостинице  на необитаемом острове. Признаки другой жизни мною не ощущались. Как будто я попала на другую планету, где все живые существа были глухонемые. Даже когда через несколько месяцев я вдруг услышала голоса по радио, это для меня было так удивительно, как будто я вернулась из кругосветного путешествия домой.
  Мальчика назвали Борис. Боря. Так настоял мой муж. Я была против. Мне нравилось имя Марик. А  имя Боря мне не нравилось,  но под сильным натиском мужа, смирилась. Это в честь Осиного отца, отца моего мужа, ушедшего из жизни лет 10 назад.
 Боречка не плакал и совсем не писал. Только поносил. И ничего не ел. Это вызывало у нас недоумение. Я была совершенная дура и радовалась, что грязных пеленок не очень много. Первая сообразила, в чем дело, моя свекровь. Она тут же вызвала скорую помощь. Врач тщательно его осмотрел, подумал и сказал: « у него голодный понос. Кормите, чем хотите и как хотите…»
 Вот тогда пошла в ход сначала маленькая ложечка, которую всегда дарят при рождении ребенка «на зубок», а потом и бутылочка с соской, так как у меня молока еще не было. Я плакала по ночам,  приговаривала спящему рядом мужу «а вдруг он умрет?» И слышала  тихий ответ сквозь сон: «родим еще другого». Хорошенькое дело! Успокоил!
 Первые дни с ним гулял новоявленный отец ребенка. Из окна я видела, как гордо вышагивает мой муж с коляской. Он с таким важным видом прогуливался под нашими окнами в обоих направлениях, что все, кто попадался навстречу, видели с трудом сдерживаемую радость счастливого отца. Никто,  конечно на него внимания не обращал. Днем я сама выходила с сыночком  гулять по нашему району с коляской и, конечно заходила в магазины. А коляску оставляла на улице. Как то встретилась мне девушка, которая рожала вместе со мной и лежала в той же палате, что и я. Она осталась в роддоме еще на пару дней после меня. Она была почему-то без ребенка. Она сказала, что он умер в больнице. Я поняла, что моего Боречку там не кормили, и не плакал он потому что был страшно голодный и уже совсем без сил. «Бог меня видит», подумала я…
 Потом мы купили весы и взвешивали младенца чуть ли не каждую неделю. Боречка вес набирал очень медленно. К полугоду он с трудом удвоил вес. Тем не менее, я решила сделать нам всем праздник, и позвала своих подруг отметить великую дату: полгода со дня его рождения. Свекровь убежала из дома. Ей было стыдно, что я почти ничего не приготовила. Это было не в ее правилах. Но мне это было совершенно неважно. Я так давно всех не видела, как будто уезжала в дальние страны.
Мы очень мило посидели за накрытым столом. Все внимание было направлено на появившегося «наследника престола». И никто не обратил внимание, что на столе было всего пара обыкновенных салатов,  какая-то рыбная закуска, а на горячее вареная картошка с мясом. Я была очень довольна, и мы с гордостью показывали недавно родившееся чудо.
 Через какое-то время меня одолела чесотка. В ванной я раздирала себя до крови. Больше всего я боялась, чтобы она не перекинулась на нашего беззащитного мальчика. Я, конечно, побежала к врачу. Доктор меня успокоил, но посоветовал принимать каждый день дрожжи. Это витамины и В1, и В6, и всяческие там разные витамины группы В. Каждое утро перед работой муж ездил в район метро Смоленская, где в каком-то окошке можно было только рано утром приобрести эти жидкие дрожжи. Уже через две недели мне стало лучше, а через три недели чесотка вообще закончилась.
                ДАЧА
  Ну а потом наступили обыкновенные будни. Мой страх о выживаемости нашего отпрыска постепенно стал проходить. Но по прошествии некоторого времени подкралась новая беда. Боря был очень вертлявый и уж слишком беспокойный. В манеже он не лежал. В кроватке тоже не лежал. Все время  вставал, и начинал плакать. Спокойно сидеть даже на руках он не мог. Все время как-то дергал и ногами и руками. А то и всем телом. Мы обратились к киевской тете Ане, родной тетке моего мужа. Доктор наук, профессор медицины, известная всему миру диагност невропатолог. По ее совету к нам домой приехала детский невропатолог светила, которая после осмотра Боречки предположила какой-то дикий диагноз: детская гипертензия. Это звучало, как приговор. Я была в шоке. Но через полтора года, мы летом жили у тети Ани на даче под Киевом. Она  внимательно наблюдала за поведением маленького Боречки и сделала вывод, что никакой гипертензии у него нет. Он просто был очень активный, непоседливый и возбудимый мальчик.
На природе он окреп, уже меньше канючил, кушал хорошо и получал нескончаемую любовь всех своих бабушек. А бабушек было не мало. Конечно, главная – это хозяйка дачи тетя Аня. Но она занималась только своими делами. С самого раннего утра, если не было частных пациентов, которые на даче появлялись очень редко, ее печатная  машинка стучала почти до обеда. В основном она писала пособия для студентов  по своей специальности невропатологии.
 Обычно после приема частного пациента она спускалась вниз из своей комнаты со словами «Опять бесплатный клиент». Это был или чей-то родственник, или просто приятель ее сотрудника, которому она не могла отказать. Зачем она это говорила? Ее никто не спрашивал, деньги ей были и не очень нужны, она была не жадная, скорее наоборот. Это осталось для меня загадкой.
Кроме хозяйки дачи, Анны Давидовны, летом на даче обычно жила моя свекровь, которая приехала в этот год вместе с нами, Кроме того, были еще две ленинградские бабушки, родные сестры Мина и Аня, племянницы Анны Давидовны, дочери ее старшей сестра Фиры. Они приезжали каждое  лето на дачу к своей любимой тете. Мина с Аней в основном занимались домашним хозяйством. Готовили еду, убирали дом. А дом был не маленький. Два этажа. Внизу большая застекленная веранда, где мы обычно завтракали, столовая внутри дома на случай плохой погоды, еще одна комната, где спали мы с Борей, коридор, ведущий к лестнице наверх. Туалет и кухня. На втором этаже две комнаты. Одну занимала Анна Давидовна. Эта комната была с балконом откуда открывался восхитительный вид на обширный луг и речку Козинку. Во второй верхней комнате обитали Мина с Аней.
 Обстановка на даче была очень хорошая: дубовая красивая мебель, лепные потолки и т.п. Даже столовые приборы были серебряные с резными ручками. Как-то я сказала Анне Давидовне: «У Вас на даче обстановка гораздо богаче, чем дома в Киеве». Через некоторое время я заметила, что она поменяла в своей квартире в Киеве столовые приборы.
 За завтраком на террасе собирались все обитатели дачи. Обычно подавали селедку с картошкой или  что-нибудь мясное, например мясные котлетки. Ну и конечно кофе или чай или с конфетками или с какими-нибудь булочками. Велись разговоры на животрепещущие очень важные темы. Например, что произошло вчера на соседней даче у родственников известного уважаемого профессора медицины Слоним, или на даче у подруги Анны Давидовны, тоже профессора медицины Перемутер. Еще несколько обычно обсуждаемых важных тем: какая ожидается погода, или что должны привести сегодня в магазин,  или, например , что говорили в очереди за хлебом и молоком вчера днем.
Моя свекровь была ответственна за приусадебный участок. Что- то прополоть, окопать яблони или груши, собирать поспевшие помидоры, огурцы, кабачки. Работы хватало, она конечно уставала, но очень любила ковыряться в огороде. Вечером у нее был  обязательный полив, обычно уже в темноте. Над этим всегда посмеивались Мина с Аней. Я впервые видела воочию, как растут все эти овощи.
  Раиса Яковлевна, так звали мою свекровь, родилась в Украине, в небольшом городке Хорол. Отец ее был преуспевающий юрист, а мать занималась домашним хозяйством. Раиса (Рахель) была третьим ребенком. Родители очень хотели мальчика, поэтому кормили беременную будущую роженицу на убой. Но родилась девочка и действительно большого веса и роста. С детства она помогала своей матери и по хозяйству и в доме и на земельном участке. Умела также забить курицу, ощипать ее и  и приготовить вкусный бульон.
 Итак, после завтрака у Мины всегда был дежурный очень важный вопрос «что готовить на обед и на ужин?». Все с удовольствием принимали активное участие в обсуждении этого насущного вопроса. После принятия обоюдного решения все расходились или на отдых по своим комнатам или по своим делам. Если не было дождя, мой сын уходил с Исааком на речку на рыбалку. Исаак это еще один дачник в нашем доме. Когда-то Анна Давидовна направила его на операцию по резекции желудка. Поскольку он был одинокий пожилой мужчина и надо сказать с очень приятным характером, она предложила ему пожить у нее на даче после операции для укрепления здоровья. Мы с Бориской подружились с ним. Я иногда вела с ним интересные психологические беседы на знаменитой скамейке около дома. Иногда они приносили с рыбалки мешок маленькой рыбешки. Знаменитые пескарики. Тогда вопрос с ужином разрешался сам собой. Все наслаждались вкуснейшими пескариками с жареной картошкой или с гречневой кашей. У Анны Давидовны были проблемы с печенью, впрочем, и у Мины, и у моего мужа. Видимо это было генетическое заболевание Динабургов. Поэтому и гречка, и тыква очень часто были у нас на столе. Кстати Мина впоследствии очень долго тяжело болела и умерла от рака печени.
 По соседству с нашей дачей жила интеллигентная семья уже упомянутого профессора медицины по фамилии Слоним. В его семье были две дочери. Обе внешне не очень привлекательные. Но зато они не испытывали дефицита ухажеров. Старшая была три раза замужем. Первый муж оказался какой-то никчемный иждивенец, и она от него сбежала. От второго она родила дочь, но он еще до перестройки эмигрировал в Америку и неплохо там устроился. Жена не поехала с ним. Со временем он прислал приглашение всей семье. В том числе и старшим ее членам. Но сам Слоним старший, известный кардиолог, внезапно умер после очередного банкета, куда его затащила жена, которая любила праздники. Она была русская и ненавидела евреев. Однажды Анна Давидовна напомнила ей, что ее две дочери на половину еврейки. Как-то кто-то закинул удочку, что было бы хорошо, если бы Иосиф, мой будущий муж, будучи еще мальчиком, женился впоследствии на младшей дочери Слоним, Анна Давидовна категорически сказала: «чтобы его ноги в их доме не было!». Оказывается во время войны дед этих двух девочек, отец жены профессора Слоним, служил полицаем у фашистов. Когда Анна Давидовна хотела проконсультироваться по поводу проблем с сердцем, она никогда не обращалась к Слониму. У нее был другой консультант, тоже профессор кардиологии по фамилии Айзенберг. Он был почти глухой, но она предпочитала лечиться у него, так как у него был свой эксклюзивный метод диагностики сердечных заболеваний. И своего мужа она также отправляла лечиться у него.
 Еще интересный эпизод случился с Анной Давидовной в известный трагический период «Дело врачей». Как-то незадолго до начала этого периода к ней обратился высокопоставленный член НКВД по поводу заболевания его жены. Ей разные врачи никак не могли поставить диагноз. Это был сложный случай. Анна Давидовна помогла ей, а вскоре ее муж поселил Анну Давидовну в маленькой комнатке-кладовке своей квартиры, и не выпускал до смерти Сталина. Никто не знал, где она находится. Она даже на улицу не выходила. Когда она появилась вдруг у себя дома, Оскар, ее муж, спросил, где же она пропадала так долго.   
 Как-то во второй наш приезд на дачу Анна Давидовна спустилась из своей комнаты вниз и очень удивилась. «Где Рая!?» строго спросила она меня. Так она называла мою свекровь. Я в это время на кухне готовила обед. Боречка играл сам с собой в нашей комнате. «Раиса Яковлевна пошла в лес за земляникой. Это нужно ей для сердца»,  -- быстро добавила я, видя недовольное лицо Анны Давидовны. Вечером бабушка Рая получила нагоняй: «Таня должна заниматься только своим сыном, а не возиться на кухне»!
 Вот такие страсти кипели в этом богом поцелованным уголке  украинской земли. Кстати, сегодня уже нет в живых ни этих профессоров, ни их дач, ни красивейшего луга перед речкой Козинкой, куда выходил вид с балкона дачи Анны Давидовны. Все застроено шикарными виллами новых олигархов. Правда, после нападения России на Украину, связь у нас с Украиной, а тем более, с Россией прервалась.
Надеюсь, что это историческое красивейшее место Украины не пострадало от этой жестокой совершенно неоправданной войны. Хотелось бы так думать…

                Май 2023года


Рецензии