Великолепное воскресенье 1947 реж. А. Куросава

Создан Суббота 02 апреля 2022
###Пробуждение к новой жизни невозможно без страданий

После просмотра фильма "Великолепное воскресенье" (1947) реж. Акира Куросава.
Пробуждение — это не тот процесс, когда мы заменяем всё плохое в своей жизни всем хорошим, или когда пытаемся восстановить утраченное хорошее из нашего прошлого.

Пробуждение начинается с разрушения иллюзорного мира, в котором мы обитали, в котором наше сознание находилось в глубокой спячке, захваченное снами нашего разума.

Фильм "Матрица" рассказывает о том, что пришло время пробуждаться. Но искусство на протяжении последних веков регулярно рассказывало нам о том, что пробуждение — процесс необходимый и неизбежный, и наглядно показывало, как это может происходить.

Шедевры литературы, живописи, поэзии, позже кино, наглядно демонстрируют, что в большинстве случаев проблески пробуждения появляются в обществе в моменты, когда страдания достигают критической отметки. А это происходит, когда глобальные катаклизмы начинают содрогать устои общественных отношений, разрушать необратимо те ценности, которое это общество считало незыблемыми, на которые молилось, за посягательство на которые жестоко карало. Подлинная жизнь, подлинное бытие начинает проступать из-под осыпающегося прошлого.

Но этот процесс оказывается очень болезненным. Представьте, что вы большую часть своей сознательной жизни, как и ваши отцы и деды, верили в определённые идеалы, на них строили свою жизнь, карьеру, и всё рухнуло в одночасье. Это просто не укладывается в голове. В это невозможно поверить. И легче всего ту силу, которая всё это разрушила, считать злом, несправедливостью, чем признать, что истина где-то не там, где вы её искали, и вы не тот, за кого себя принимали. Так произошло, например, в России в 1917 году. Таким для многих стала война, начавшаяся в 1941 году, когда ещё 21 июня казалось, что вот она новая жизнь, что вот мы на пути к большому коллективному счастью. Сколько надежд и планов разрушили следующие 4 года.

Мировые катаклизмы, войны разрушают иллюзии в национальном и планетарном масштабе. Все мы знаем, что японская цивилизация имеет очень древнюю историю. И закрытость, изолированность этих островов от остального мира в течение долгого времени привели к тому, что веками здесь сохранялся особый дух, культура, традиционный уклад жизни, ничем не нарушаемый. Тот самый самурайский дух, отвага, смирение перед необходимостью умереть в бою. Никто и ничто не могло поколебать эти традиции. Все войны, которые были в Японии, в основном были либо внутренние междоусобные либо захватнические.

И вот Вторая мировая война. В этой войне Япония получает не только статус проигравшего, но и оккупированной территории. И попадает под контроль чуждой ей культуры. По самурайской традиции это должно было стать серьёзным ударом, унижением этого народа. Конечно, не все в Японии были самураями. Это ведь была достаточно тонкая прослойка людей-воинов. Но поражение в войне затронуло всех. Страна впала в депрессию, в жуткую инфляцию, в безработицу, голод. Вся старая система управления разрушена. Многие сферы жизни находились под контролем американцев.

Акира Куросава в это время снимает фильм. Один день влюблённой пары, которая пытается найти своё место в этой новой для них жизни, хочет создать свою семью, обеспечить себе будущее. Но пока что приходится жить днём сегодняшним. И даже он проходит не без происшествий, не без испытаний. Самым главным испытанием становится для молодых попытка справиться с унынием, с депрессией, с неверием в себя и в свои силы.

Юдзо воевал. И вернулся живым к своей любимой девушке Масако. Но то их прошлое он вернуть не может, несмотря на все попытки девушки настроить его на оптимистичный лад. Небольшие просветы приводят его в воодушевлённое состояние, но действительность вновь бросает его в волны смятения и уныния.

"Мне кажется, что все отвернулись от меня. Я чувствую, что падаю духом. Я сам на себя не могу положиться. Мне кажется, что всё вокруг разваливается на куски...Масако! Кроме тебя у меня ничего нет. Больше у меня ничего не осталось."

И вот то, что всё разваливается на куски, говорит о том, что невозможно для Юдзо держатся за прошлое. И это поистине великий момент для пробуждения. Пробуждение через страдание, доведённое до отчаяния.

Можно сказать, что этот фильм создан по мотивам неоконченной симфонии Франца Шуберта. Она становится действующим персонажем в этом фильме. Темы этой музыки повторяют то, что происходит с героями фильма. Когда-то перед войной Юдзо с Масако ходили слушать симфонию в концертный зал. И вот теперь вдруг во время дождя они видят афишу с объявлением о том, что сегодня играют эту симфонию. Они бегут в концертный зал. Они хотят вернуть то своё счастливое прошлое. Но всё напрасно. Перед их носом спекулянты скупают дешёвые билеты, а предлагают их купить в 1.5 раза дороже.

И снова драма. В кафе, где они пьют кофе, их обсчитывают так, что Юдзо приходится отдать свой плащ.

И вот они в конце своего путешествия оказываются на какой-то заброшенной летней сцене. И Масако предлагает услышать симфонию внутри себя, выйти на сцену и дирижировать невидимым воображаемым оркестром. Юдзо не удаётся несколько попыток. Его снова отбрасывает в уныние. Но в конце концов музыка начинает звучать.

Поздно вечером Юдзо провожает Масако на поезд. Нет и следа депрессии. Он выглядит уже совершенно другим человеком. И они прощаются до следующего воскресенья.

В фильме раскрывается механизм того, как можно изменить свою жизнь. И это создаётся не путём борьбы за своё выживание, за место под солнцем, не физическими действиями, не везением. Это создаётся нашими чувствами и эмоциями. Если вы чего-то хотите получить, кем-то стать, чего-то добиться, вы должны это сначала ощутить на уровне своих чувств, как будто вы уже стали, получили, добились. Чтобы быть богатым, надо себя ощущать богатым. Ошибка многих людей в том, что желая быть богатыми, они исходят из того, что они нуждаются в деньгах. И ведут себя как нуждающиеся. Кто-то хочет сменить свою работу, заняться совершенно другой деятельностью. Но исходит из того, что сейчас у него нет для этого условий. Поэтому в жизни такого человека ничего не меняется. И только достигнув критической точки, человек начинает понимать, что больше ждать нечего. Так многие люди, изменили свою жизнь только потому, что отбросили всё старое в сторону и пустились в неведомое для себя свободное плавание. И когда они сделали это, стали появляться новые возможности, жизнь стала увлекательным путешествием.


Рецензии