Радиолюбитель

В моём детстве у соседей - родственников с утра до вечера была включена радиоточка или абонентское устройство проводного вещания и из него, из этой чёрной тарелки на стене, постоянно лилась музыка. Так как я часто посещал соседей, то слушал эту музыку по радио. Когда я стал постарше, то заводил патефон и слушал детские песенки из маленьких детских пластинок. Потом, когда родители купили радиолу, то я уже слушал музыку из различных радиостанций или проигрывал музыкальные пластинки на нашей радиоле. А в 60 годах вдруг пошло массовое увлечение самодельными передатчиками для выхода в эфир.
 
Эти передатчики (шарманки) на радиолампах были очень простые по схеме и подключались к приёмникам. В то время эфир был заполнен голосами и музыкой разных радиохулиганов. Они крутили запрещённую в то время в нашей стране музыку. Музыка была модная, заграничная, которую можно было купить лишь в студии звукозаписи, записанные на пластинке из использованной рентгеновской плёнки (на костях). Это были рок, твист, буги-вуги и другие. Также в эфире звучали блатные песни под гитару с матом и без мата. Позывные шарманок были разные: "Чёрная кошка, Чайка, Пират, Муха" и так далее. Иногда передача была такая громкая, что мешала не только слушать радио, но и появлялись помехи, которые мешали смотреть телевизор, как-будто кто-то выходил в эфир совсем рядом.

И вот однажды я выменял у одного мальчишки приставку - передатчик на радиолампах к радиоприёмнику для выхода в эфир. Раза два я включал приставку - передатчик, установил микрофон в таз, чтобы было эхо, и грозным голосом произносил "Я король Эфира!" Однако потом я узнал, что эти приставки - передатчики мешают связи в аэропорту и отслеживаются специальными пеленгаторами. Тех, у кого найдут шарманку конфискуют всю радиоаппаратуру, поэтому я больше не включал свою шарманку.

Мой друг, уже после окончания школы, предложил мне записаться в кружок ДОСААФ при машиностроительном заводе, там мы начали изучать азбуку Морзе. Конечно вёл кружок опытный радиолюбитель. Он научил нас сначала как при помощи точки и тире по азбуке Морзе пишутся буквы, цифры и знаки, но особенно мне нравилось звуковое сочетание точек и тире при работе на ключе. Там точка звучала как "Ти"(короткий сигнал) и тире как "Та"(длинный сигнал). Когда например передаешь букву "Ф", то это звучит Ти-Ти-Та-Ти, это похоже на (Тётя Катя). Тётя Катя - это назывался напев, для лучшего запоминания букв, цифр и знаков. Таких напевов было много. Потом уже мы принимали "морзянку" на слух, что было очень трудно, даже если скорость передачи сигналов была низкая, сначала 10, затем 16 знаков в минуту.

И вот неожиданно к нам во двор, где мы жили, заехала машина - пеленгатор и зашли милиционеры в квартиру соседнего дома, там где жил наш преподаватель кружка ДОСААФ. Через некоторое время из его квартиры милиционеры стали выносить сначала приборы (звуковой генератор, осциллограф), а затем передачик и приёмник и грузить всё в машину. Напуганная этой конфискацией моя мама быстро взяла мою приставку - передатчик, вынесла его из квартиры и выбросила в мусорный ящик во дворе.

На этом увлечение радиотехникой не закончилось, позже я стал выписывать ежемесячный журнал "Радио" и особенно мне нравились брошюры "В помощь радиолюбителю". Там я находил схемы и описания, по которым я сумел сделать стереофонический усилитель НЧ на лампах, затем на мощных транзисторах, стереопроигрыватель пластинок и колонки-громкоговорители.


Рецензии