Владимиру Маяковскому посвящаю!

В этот году Россия отметила 130 лет со дня рождения лучшего поэта 19 века Владимира Владимировича Маяковского.
Я с детства был влюблён в него, в его стихи о своей стране - Советском Союзе, о взяточничестве, бюрократии, о жизни простых людей.
Когда я учился в старших классах 4-й калининградской школе, а она находилась по улице Чернышевского в правом крыле огромного немецкого здания, а в левом его крыле был пединститут. И там частенько проходили литературные вечера, на которых студенты читали стихи Владимира Маяковского.
А читали его студенты, ростом с Маяковского, подражая его громогласному голосу:
Я
достаю
из широких штанин
дубликатом
бесценного груза.
Читайте,
завидуйте,
я —
гражданин
Советского Союза.

Это было так здорово, так замечательно!

Он, видя огромное неравенство: в богатство знати и нищету простых людей,
еще ребенком — стал участвовать в митингах протеста против этого неравенства.
После смерти отца в 1906 году  семья Маяковского переехала из Грузии в Москву, где жила в бедности.
Учась в московской гимназии, юный Маяковский написал свое первое  революционное стихотворение и опубликовал его в нелегальном школьном журнале. Его  несколько раз арестовывали. Сначала его - юного революционера отдавали «на поруки» матери, а в третий раз посадили в тюрьму. Он просидел 11 месяцев в одиночной камере, где прочитал много книг и написал много стихи, которые по его выходу из тюрьмы, были отобраны у него.
Он тогда мечтал о новом искусстве, новой эстетике, о новой патриотической литературе, которая  в корне должна отличаться от классической. Тогда это называлась фатуризмом, то есть искусством будущего, борьбой с мещан¬ством и буржуазностью.
Поэтому мы видим в его стихах совершенно новый стиль.
Он приветствовал Великую Октябрьскую  Социалистическую революцию и вошёл в социалистическую литературу,  как революционный романтик, решительно отвергнувший мир капитализма, залившего кровью планету; вошёл, глубоко уверенный в том, что на смену этому безумному, бесчеловечному миру уже идет мир подлинных хозяев планеты и Вселенной…
 С октября 1917 года начинался новый этап в его творчестве, этап, обусловленный, прежде всего изменением действительности. Резко поменялась тональность его стихов: “Ода революции”, “Левый марш”, “Мистерия-Буфф” – это первые образцы социалистического искусства Великого Октября, которые захватывают своей искренностью, глубочайшей верой в будущее.
Маяковский, как и прежде, романтик, но теперь это романтизм утверждения и созидания нового мира. “Необычайнейшее”, почти фантастическое в его произведениях тех лет выросло из жизни, переплавленной  революцией.
В вихревые дни исторического перелома Маяковский убежденно встает в ряды первых деятелей литературы и искусства, включившихся в гигантский процесс революционного обновления жизни.
Он работал в окнах  РОСТА, где рассказывал, за что и против чего он агитирует вместе с советской властью.
В 1925 году его одного отпускают в турне по странам Запада. И там люди, смотря на него, видели,  какими удачливыми и счастливыми могут быть советские поэты.
Он учил их революции, социализму, говорил увлеченно, искренне веря, что воображаемая им страна всеобщей справедливости, равенства и братства существует. Он верил этому и на родине, воспевал Ленина, революцию, победы новой жизни.
Он действительно верил, что временные трудности прекратятся, и наступит советское    счастье на всей земле. Он не хотел видеть, что его поэмы приходится издавать в основном    за свой счет, потому что госиздательствам они не востребованы. Что подавляющее большинство стихо¬творений печатают только в газетах, причем не центральных. «Прозаседавшиеся» — единственное стихо¬творение, опубликованное в «Известиях». Он радовался как ребенок, когда узнал, что В. И. Ленин оценил его хотя бы как сатирика.

У Маяковского было много завистников. В редакциях, издательствах, типографиях было засилье старых спецов, ещё с царского времени, как сейчас у нас засилье специалистов от литературы после 1991 года.
Он видел, что травля завистников постепенно превратилась в госзаказ. И,  возможно,   именно это стало причиной его самоубийства.
И погиб поэт.
После смерти Маяковского весь его архив отошел Брикам. Лиля Брик пыталась сохранить память о его творчестве, хотела создать мемориальную комнату, но постоянно натыкалась на бюрократические препоны. Поэта почти не издавали. Тогда Брик написала письмо Иосифу Виссарионовичу  Сталину. В своей резолюции Сталин назвал Маяковского «лучшим и талантливейшим поэтом советской эпохи». Резолюцию напечатали в «Правде», произведения Маяковского стали издавать огромными тиражами, а его именем называть улицы и площади Советского Союза.
Он один из наиболее значимых русских поэтов XX века классик советской литературы. Сегодня Владимир Маяковский – это не просто знаменитый поэт, но символ эпохи, "зеркало" культурных и социальных изменений, произошедших в России и мире в начале XX века.
Я с 2008 года провожу в калининградской областной юношеской библиотеке имени Владимира Маяковского  каждую последнюю среду месяца литературно-музыкальные встречи «У камина Паустовского».
Это самое лучшее из литературных встреч, которые проводятся в Калининграде.
Приходите и читайте свои патриотические произведения.


Рецензии