Культура селфи, или Почему чукча не читатель

Не являясь поклонницей режиссёра Андрея Кончаловского, тем не менее, с интересом послушала и даже разделила некоторые его соображения, высказанные в программе Сати Спиваковой на телевизионном канале «Культура».

Кончаловский говорил о современных людях, как о «людях эпохи проклятия селфи», которым открылся «короткий  путь к успеху» и которые «не хотят читать, они хотят получать». Хотя и своё поколение он совершенно справедливо не слишком жаловал, поскольку, чтобы отвлечь его от социально-политических проблем, ему навязывали с подачи Запада в качестве жизненных целей «наркотики, секс и рок-н-рол». В СССР, правда, первым ингредиентом у «свободной» молодежи был в основном алкоголь, судя по моим личным наблюдениям. Да и сам Кончаловский, хотя и принадлежал к «золотой молодежи» и живал в Штатах, «дурью», как утверждает, не баловался. Но с момента распада СССР молодым, к сожалению, стало доступно все чуть ли не с пелёнок. И теперь мы пожинаем плоды.

Чтобы загнать джина обратно в бутылку, одних запретов мало.  Нужно заменить сомнительные интересы и удовольствия на другие, уже не сомнительные. Но это возможно в условиях только достаточно высокой культуры, от которой «культуре селфи», как отсюда до послезавтра, если использовать якобы одесское выражение.

Погоня за дешевой популярностью и легкими деньгами в Интернете сделала людей поверхностными и интересующимися друг другом только в плане продвижения собственного контента. «Чукча-писатель» окончательно перестал быть читателем. Он не вникает в суть того, что проглядывает или проглатывает, спеша оставить след везде, где можно отрекламировать себя.  Его цель не познать мир и самого себя, не говоря уже о других людях, а получить удовольствие и сделать собственный бизнес. Он даже не понимает, чего и почему от него хотят, когда требуют вдумчивого прочтения текста и достаточно серьезного знакомства с его автором, без чего зачастую невозможно правильно интерпретировать прочитанное.

И что с таким «чукчей» делать? Боюсь, ничего уже не сделаешь. Надо растить других людей — созидателей, испытывающих не только потребительский интерес к жизни и всему тому, что их окружает. А как — это отдельный вопрос.


Рецензии