4. Последняя ступенька. 4 курс. - 9

Начало здесь:http://proza.ru/2023/07/30/429

4.9. ДВА ВАГОНА ЧЁРНЫХ ШИНЕЛЕЙ

Свежий холодный воздух и весенний лёгкий, но пронизывающий до костей,  ветерок с ещё не освободившейся ото льда Волги, далёкие тусклые огоньки старого города Бора, что расположился на противоположном пойменном берегу, яркие огни современного микрорайона «Мещерское озеро» со стоящими под знаменитой «Стрелкой» зимовочными судами. Как всё это стало близко сердцу за четыре пройденных года, как стало знакомо и незабываемо. Вроде бы, жизнь по распорядку и строгость на выход в увольнение, а город курсанты немного изучили и побывали там, где бы и не смогли, не учись в самом знаменитом речном училище страны. Любоваться ночным городом не мешают лужи под ногами, не мешает начавшийся мокрый снег и весенний морозец. Город продолжает жить своей жизнью, не смотря на то, что мы окончили учёбу и скоро навсегда разъедемся по голубым артериям. Нам сегодня грустно и радостно одновременно, не то, что ему…

- 15-я рота, подъём! – прогудел бас старшины роты Лисина. – Пора на поезд! Вас ждут великие дела!
Утро восьмого марта 1986 предвещало стать чем-то новым в нашей жизни. Мы уезжаем в Баку, что бы встать на последнюю, крайнюю, ступеньку, завершающую пребывание в речном училище и как итоговую для получения военного билета. Интересная штука жизнь, я получу военный билет в 18 лет.
Быстрый утренний моцион и сборы, построение и скорый завтрак, к семи рота в полном составе должна быть на перроне Московского вокзала и заполнить своими смехом и радостью два вагона плацкарта. Путешествие через Москву до столицы кавказской Республики должно занять около трёх суток.
- Товарищи курсанты, - построение в шинелях и с сумками, полный коридор четвёртого этажа дома курсанта занят выпускниками путейского отделения, мы и не ожидали, что Малышев приедет нас провожать, - вы прошли четыре курса обучения в речном училище, - начал он свою речь, а мы недоумевали, вроде, торопимся на поезд, а стоим и слушаем, скорее всего, его обычное напутствие.
- Что-то случилось, - шепчет мне Андрюха Платонов, стоящий сзади, во втором ряду, - я ночью его разговор с милиционером слышал.
А Владимир Петрович громко и чётко, выговаривая сквозь усы каждое слово, продолжает:
- За это время у вас сменилось три командира роты и все, как один, учили хорошему, доброму и честному. Все четыре года вы были на виду у командиров и преподавателей, под нашим неусыпным контролем и из домашних юнцов становились настоящими мужчинами, которые вчера на выпускном балу практически попрощались со своей юностью. Ни один из ста человек, заканчивающих в наступившем году 15-ую роту отделения «Водные пути сообщения» за свои провинности и плохие отметки в учёбе, в конце концов, не был наказан лишением сорокапятисуточной стажировки на Каспийской флотилии, ни один из вас не должен был пойти служить на три года в военно-морской флот. Но…

Он сделал многозначительную паузу, продлившуюся несколько секунд, которых нам хватило сообразить, что произошло, потому, что все помнят вечернюю проверку, на которой отсутствовало трое человек из группы десятилетчиков, а точнее, вчерашних ПТУшников. Теперь стало ясно, зачем приходил милиционер ночью.
- Но… вчера вечером, следуя по улице Лядова в расположение дома курсантов, трое ваших товарищей приобрели спиртные напитки и воспользовавшись своим положением вседозволенности, решили их употребить… Затем, будучи уже в изрядно выпитом состоянии, они пристали к прохожему мужчине и стали просить у него закурить. В результате выпускники училища избили прохожего мужчину, которого увезли на машине «скорая помощь» в реанимацию, а ваши товарищи провели ночь в милиции. Они и сейчас там находятся под арестом… Эти трое курсантов с вами на стажировку не поедут, а, скорее всего, отправятся служить на флот или есть вероятность получить напоследок уголовную ответственность за драку и нанесение телесных повреждений гражданскому лицу…

Теперь пауза затянулась, а мы начали шушукаться, помня фамилии тех, кто не присутствовал на вечерней проверке. Владимир Петрович дал нам время понять и осмыслить произошедшее, ходит вдоль строя с опущенной головой, а через несколько минут, повысив и так сильный голос, продолжил:
- Таким образом, проучившись в знаменитом на всю страну речном училище три года, познав все прелести жизни здесь, закончив его и практически став взрослым рабочим человеком, можно испортить себе всю дальнейшую жизнь одним ударом кулака, когда руки не дружат с пьяной головой. Задумайтесь, когда покупаете спиртные напитки и употребляете их, находясь в общественных местах и на улице. Безнаказанным этот инцидент не останется, обо всём уже доложено начальству и судьбу ваших товарищей предсказать никто не берётся, - закончил речь Малышев, а мы понимаем, почему он так говорит…

…Владимир Петрович Малышев был одним из тех знаменитых спортсменов морских пятиборцев или многоборцев, кто в конце шестидесятых, защищая честь училища на городских соревнованиях, вместе со своими однокурсниками выигрывал эти самые соревнования. Он и его друг по училищу, а ныне преподаватель предмета «судовые силовые установки» Владимир Семёнович Вдовин, часто при разговоре с нами упоминают те годы, что бы мы прониклись сознанием, какое отделение училища представляем и не ударили «в грязь лицом». Среди выпускников прошлых лет нашего отделения очень много спортсменов разрядников и мастеров спорта, их имена и фамилии запечатлены на различных Досках Почёта, развешанных на этаже. Поэтому, будучи спортсменом и в нынешние годы, Малышев не употребляет спиртные напитки и никогда не курил в своей жизни, ведёт здоровый образ жизни. По утрам бегает в любую погоду и в любое время года, занимается зарядкой и регулярно посещает бассейн…

…- А теперь по автобусам, товарищи курсанты и подумайте о том, что я вам  сказал, не теряйте своей чести и не марайте честь родного училища! Вам ехать через полстраны! В добрый путь! Возвращайтесь в полном составе и в звании старшин второй статьи! – всё-таки, сумел напоследок добрыми словами взбодрить нас Владимир Петрович. – В добрый путь!..

Пассажирский поезд «Горький – Москва» тронулся в путь ровно в 7.00, как и положено по расписанию. Люди с опаской смотрели на нас, когда увидели строй чёрных шинелей перед вагонами. Сонные лица курсантов, которым не дали доспать и досмотреть свои юношеские сны сегодня утром, да ещё с такой тяжёлой ношей, наверное, говорили им сами за себя, хотелось просто всё это забыть. Забыть омрачившее наш выпускной бал происшествие…

Тук-тук-тук...

Колёса вагона чётко обозначают наш дальнейший путь, который лежит пока в западном направлении…

- А вот и столица, товарищи курсанты, - спокойный и почти мягкий трогательный голос Виктора Ивановича, нашего нынешнего командира роты, единственного сопровождающего сто человек до флотилии, - подъём, скоро мы прибываем на вокзал.
Столица принимает нас серой погодой, того и гляди пойдёт мокрый снежок, подмочит репутацию красоты главного города страны. Чем ближе к вокзалу, тем больше железнодорожных путей разбегается в разные стороны и сбегается обратно, плавно входя в полотно под составом. Стук колёс всё чётче и чётче отбивает ритм сердца, что я впервые во взрослом возрасте вижу столицу нашей Родины. Посмотрим, какая она изнутри. По словам командира роты, поезд на Баку только вечером и у нас будет часов шесть погулять по близлежащим улицам и магазинам. Сегодня у всей страны «красный день календаря», праздничный выходной, женщин бы любимых и близких поздравлять, дарить им первые весенние цветы, а мы, их мужчины, куда-то поехали и женский праздник встречаем в Москве, «убивая» свободное время до отправки в южные края, на берег Каспийского моря...

Ничего интересного и сверхъестественного в столице я не увидел, серые дома и улицы. Привокзальная суета спешащих по своим делам отъёзжающих и приезжающих людей вообще даёт ощущение большого муравейника, где каждый каждому мешает двигаться в правильном направлении и всё происходит хаотично. Лишь праздничные прилавочки с мимозами и подснежниками, тюльпанами и розами разукрашивают серость дня в приятные ароматные тона весны. Город, как город, старинная часть Горького не хуже выглядит, симпатичная и жизнерадостная, только там люди гуляют спокойно и степенно, отдыхая…

- Товарищи курсанты, через пять минут мы заходим в два плацкартных вагона поезда «Москва – Баку». Спокойно располагаемся и ужинаем из сухих пайков, которые вам выдали в училище на дорогу. Никого не задеваем и никого не трогаем, едем до места назначения. В пути почти двое суток. – Виктор Иванович медленно ходит вдоль строя курсантов.
А по перрону спешат пассажиры с чемоданами и сумками, рюкзаками и портфелями. Все спешат в свои вагоны и на свои места согласно купленным билетам и никакого весеннего праздника в озабоченных глазах бегущих и идущих мимо курсантского строя граждан. Никакого веселья и ароматов цветов, никакого счастья во влюблённых глазах. Суета…

Продолжение здесь:http://proza.ru/2023/08/14/655


Рецензии