Мама

    Хочу вспомнить о своих родителях.
Мама, папа, вас уже давно нет с нами, но в моей душе вы живы, я вас люблю и, порой, мысленно с вами говорю. Если в детстве это была безоговорочная любовь, то, повзрослев, к этому чувству присоединилось чувство сострадания. Я поняла, какая тяжелая судьба им досталась - и глубокая благодарность за то, что они сумели сохранить в себе человечность и доброту.
    Сейчас, я сожалею, что не расспрашивала их о детстве и юности, о том, как они познакомились. Но и, по тем эпизодам, которые я слышала в разговорах, можно составить их психологический портрет.               
 Мама.
     В пятнадцать лет закончив семилетнюю школу, в соседнем селе, Наташа отправилась в Москву к старшей сестре Евдокии (Дуняше), у которой в то время уже было пятеро детей. Сразу же, она устроилась на работу в торгсин, чтобы не быть обузой. Здесь Наташа впервые увидела множество красивых вещей и, понимая, что у нее не будет возможности приобрести хоть что-то, она мечтала о меховой муфточке. Сейчас, вспомнив ее рассказ, я подумала, почему я не додумалась купить ее, ведь это было просто сделать - исполнить мамину мечту! Но, к сожалению, такой мысли, в то время, у меня не возникло. А, после работы, Наташа шла с сестрой в школу мыть полы, где Дуняша работала уборщицей. Однажды, директор школы обратила внимание на молодую девочку - и, узнав, что та закончила школу, стала убеждать ее поступить на педагогические курсы – «В стране идет борьба с неграмотностью, нам так нужны учителя! Ты сможешь работать или учителем, или воспитателем». И Наташа отправилась на курсы.
Но воспитателем ей предстояло быть в семье сестры и для своих детей. О том периоде ее жизни я не знаю, но могу судить об умении моей мамы - общаться с детьми. Я никогда не видела ее раздраженной, никогда она не кричала на нас, всегда была уравновешенной. И все наши проблемы она решала спокойно. Единственный случай, когда у нее не выдержали нервы, я помню: мама меня несла на руках в ясли. Когда мы проходили мимо торговых палаток, мама не остановилась, несмотря на то, что я туда потянулась. Я стала капризничать, но мама на меня не обращала внимания, тогда я стала орать! И, вдруг, перед нами выросла фигура злой тети. Она строгим голосом спросила: «Куда вы тащите ребенка? Это чей ребенок?» И, вдруг, мама меня передает в руки этой женщины со словами: «Все, забирай! Не могу больше!» Я - в ужасе! Начинаю вопить, что есть силы - и вырываться. Оказавшись на маминых руках, я замолкаю. Страшная тетя удаляется, мама мне говорит: «Будешь так себя вести - отдам!» И, уже никогда, я с мамой не капризничала.
Вспоминаю историю: мама пришла за мной в детский сад с красивой книжкой, я попросила ее мне сразу же прочитать. Мама, тут же, в раздевалке, мне читает - и дети походят к нам, и тоже слушают. А я, такая гордая, сообщаю каждому: «Это моя мама!» Она учила нас никогда не отчаиваться - и, даже в безвыходной ситуации. Рассказывала притчу о двух мышках, попавших в кувшин со сметаной. Одна, устав барахтаться, сложила лапки и утонула, а второй мышонок, даже отчаявшись, не оставлял попыток выбраться. Вдруг, сметана превратилась в масло - и мышонок выпрыгнул из кувшина. А еще, поскольку она была верующим человеком, советовала в трудной ситуации обращаться к Богу, он услышит и поможет! Ничего не знаю о том, как она познакомилась с отцом - и сейчас уже нельзя узнать. Но, к моменту начала войны, у них уже были дети – дочь и сын, мама ожидала третьего. Отца призвали на военную службу 22 июня, а вернулся он в конце 1945 года. Все это время мама жила у бабушки в деревне, вместе с женой брата, также ушедшего на фронт, и ее детьми. Эту историю я уже описала ранее. Всю свою жизнь мама посвятила детям, и внукам. После войны на свет появились моя сестра, я и братишка! Несмотря на то, что детей было шестеро, мама всегда работала, потому что отцовской зарплаты не хватало. Родители вместе прожили пятьдесят два года. И, опять же, благодаря терпению моей мамы. У отца был сложный характер. Мама любила ходить в театр и читать книги, но отца это раздражало. И маме приходилось брать в театр старшую сестру - может быть, отец ее ревновал (она была на 9 лет моложе), а книги читала, только когда его не было дома. Я поражалась ее терпению. Мама мне объяснила, что ее в семье учили - вышла замуж терпи! А все трудности, что выпали на твою долю - испытания, которые даны судьбой, - их нужно пройти.  Я могу сегодня сказать, что моя мамочка прожила свою жизнь достойно!


Рецензии