О стереотипах восприятия

На сайте 63 ru. в результате голосования самыми непопулярными районами Самары признаны Промышленный, Советский и Куйбышевский. В тройку лидеров вошли Ленинский, Красноглинский и Октябрьский.

Я не знаю средний возраст опрошенных, преобладающий пол и социальный статус. Но данные интересны тем, что великолепно иллюстрируют стереотипы советского восприятия и мышления.

«Я живу в центре». «В Ленинском-Октябрьском районах много интеллигенции». В конечном итоге, «мне должно быть не стыдно назвать район, в котором я живу, если не могу позволить себе дом на Просеке у Волги».

Объясняю простую вещь. Если у вас достаточная сумма для покупки жилья без рабской ипотеки в любом из районов Самары, на выбор зрелого человека влияют несколько факторов:

1) наличие/отсутствие авто;
2) род занятий и близость к работе, если вы не фрилансер или пенсионер;
3) возможность погулять в хорошую погоду самому или с ребёнком, семейный ли вы человек или нет;
4) инфраструктура района (парки, скверы, транспорт, дороги и близость воды).

Есть, конечно, иные факторы – исторический (здесь жили родители и прошло моё детство), личностный (девушка рядом живёт) – но, обратите внимание: всё перечисленное не о том, чтобы небрежно бросить в компании «я живу в Козловском доме» или «у меня из окна наш Арбат, улица Ленинградская». Потому что это пять минут на понты, а жить ежедневно в престижном районе – только вам.

Стереотип ещё и в том, что Ленинский или Октябрьский районы – давно уже не манна небесная, а шумноватый центр с раздражающей по 24 часа в сутки суетой. Средний класс охотнее возьмёт первичное жильё в Куйбышевском или Красноглинском районах. Я обобщённо именую их Новой Самарой, несмотря на географическую полярность юг-север. Историческая Самара неизменно будет проигрывать новым районам в качестве трасс (они дореволюционные по своей ширине в Старом городе), наличии первичного жилья, и в плане отсутствия шума и ажиотажа (поживите с апреля по октябрь на Ленинградской, и вы до утра будете слушать весь репертуар музыки ХХ века, от Цоя до прогрессив-джаза).

Поэтому понты «у меня из окон Филармония» понтами и останутся. Встречаться с девушкой или гулять с ребёнком (в разные годы жизни) у Филармонии вдоль проезжей части не комильфо. Или у по-прежнему сохранившегося многочисленного частного сектора с узкими улочками, колонками и бельём во дворе.

В «худшем» Куйбышевском районе за четверть века я так и не разучился приятно удивляться, что, сидя на кухне у супруги ты через 10 минут без Яндекс-такси оказываешься у реки с лесом, а через полчаса – в экологически чистом дачном массиве. Пейзаж с высоты птичьего полёта – фантастический. В моём районе-аутсайдере (Советском) через те же 5 минут ты попадаешь в обустроенный парк без мажоров и туристов Исторической Самары. В тишине и покое.

А если вам интересен мой выбор, с Самарой он не связан в принципе. Даже с пригородом. В идеальной жизни на пенсии это Выползово, Подгоры или Гаврилова Поляна. Последний вариант – оптимальный. Ведь оттуда не виден город с его спорами о социальных статусах районов.

А на фото – «безрадостный посёлок Озёрный» в Куйбышевском районе. Я провёл эксперимент – сказал паре зарубежных знакомых, что это пригород Эйндховена, где живут рабочие завода «Филипс». Ответ: жильё, конечно, типовое, но никакой гигантомании, чисто и уютно. А природа! Лучше жить здесь, катаясь на экскурсии в Амстердам.

Без комментариев. И единственное, что насущно поправить здесь и во всём Куйбышевском районе – логистика. Она, в самом деле, сейчас в состоянии между плохой и неудовлетворительной.


Рецензии