Объяснение с читателями

     Юлия Вязгина мне написала:
«Г-н Алексеев, у Вас многое списано из источников (включая Википедию), ссылки на которые отсутствуют. Как прикажете понимать?».
     Я ей коротко ответил, здесь даю развёрнутый ответ в качестве общего пояснения к моим работам.
     В 1970-х годах, когда я учился на первом курсе Московского государственного историко-архивного института, наш преподаватель Татьяна Петровна Коржихина в рецензии на мою курсовую работу о Малом Совнаркоме написала, что я – «вполне сложившийся специалист-историк». Я им и был – на обычном средне-советском уровне; то есть я мог писать научные статьи по каким-то отдельным вопросам, а потом защитить кандидатскую диссертацию по вопросу чуть-чуть более общему.
     Однако уже тогда мне хотелось составить ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОМ ХОДЕ ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ. Вероятно, при всей совковой ограниченности я интуитивно  ощущал, что вырывать отдельные события и явления из общего контекста – значит их искажать. Поэтому меня раздражало, что историю нам преподавали по отдельным странам и регионам. Существовала, в частности, история СССР, где в одну кучу были свалены Россия, Литва, Украина, Белоруссия, Таджикистан и Молдавия, но не было ни Польши, без которой невозможно представить историю Литвы, Украины и Белоруссии, ни Румынии, с которой тесно связана Молдавия, ни родственного таджикам Ирана.
     Каждый историк копался на своём участке в шесть соток и не совался на чужие. Даже общеисторические курсы - Азии, Европы, всемирный, – представляли собой сборники статей, в которых статьи по узкой тематике зачастую писались коллективом авторов. Так, в 5-м томе «Истории Европы», вышедшем в издательстве «Наука» в 2000 году, глава «Европейский мир на рубеже эпох: конец XVIII века – 1815 год» имеет десять авторов, глава «Либеральные реформы в странах Европы» – девять; то есть о каждой стране писал отдельный специалист-историк. Я уж не говорю о многочисленных умолчаниях, превращающих историческое повествование в фикцию.   
      О том, что существует прямо противоположный подход, обобщающий историческое развитие в мировом масштабе, я узнал, почитав Гегеля, Шпенглера и Тойнби. Однако  и их подход меня не устроил: он рассчитан на людей,не просто знающих но и ХОРОШО ПОМНЯЩИХ МИРОВУЮ ИСТОРИЮ, а я себя к таковым не относил (да и сейчас не отношу). Как и советские авторы, они излагали прежде всего концепции, а исторические факты в их сочинениях играли роль примеров. С моей точки зрения, таким способом можно доказать всё, что угодно.
      Повлиял на меня Сыма Цянь (чёрные тома его «Шицзи» стоят у меня на полке), а в отношении комплексного подхода к истории меня просто очаровали представители школы «Анналов». Но по способу подачи материала ближе всех мне Полибий, который последовательно изложил всемирную историю в тех пределах, в каких она была ему известна.
     Так и не найдя к 45 годам нужного мне курса всемирной истории, я в конце концов решил сам его написать. В 1990-х годах в букинистических магазинах появились во множестве книги, которые в советское время не попадали даже на чёрный рынок, потому что рассылались по спискам крупным чиновникам (которым они до смерти были не нужны) и знакомым продавцов книжных магазинов. Я накупил кучу древних и новых авторов, и у меня дома скопились порядочная библиотека исторической литературы  практически по всем странам и периодам – «от тайги до британских морей» и от египетского Раннего царства до французской Четвёртой республики (помню, труднее всего было достать работы по истории Грузии и Венгрии). А кроме того, появился Ворд, без которого я бы и пары страниц не написал из-за склонности к постоянным переделкам.
     Окунувшись в работу, как в прорубь, я постепенно обнаружил, что могу СВЯЗНО ИЗЛАГАТЬ В ХРОНОЛОГИЧЕСКОМ ПОРЯДКЕ ХОД ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА, не превращая его в  хронологическую таблицу. Надо было только отказаться от проводимых сегодня границ между странами и регионами, а следовать за ходом исторических событий. Изобретать велосипеды я не собирался, предпочитая цитировать – со ссылками, разумеется (Интернетом я тогда не пользовался). Хронологически последовательное изложение исторических фактов и событий с огромным количеством цитат я перемежал «обзорами» с информацией, которая в чистую хронологию не укладывалась. То есть у меня получилось нечто противоположное обычным курсам истории: там доминирует концептуальная информация, вырванные из контекста факты используются для подтверждения концепции, а во «Всемирных хрониках» – хронологически упорядоченный набор фактов, с включением между веками более общей информации. 
     Пока я то ли восемь, то ли девять лет писал «Всемирные хроники», я всё время опасался, что какой-нибудь исторический институт меня опередит, подготовив и опубликовав нечто подобное: ведь надзора КПСС больше не было, свобода полная, никакой цензуры! Историков много, и их никто не заставляет соблюдать старые правила, согласно которым только академик или, на худой конец, членкор имел право на кое-какие исторические обобщения – разумеется, в рамках марксистско-ленинского учения в редакции Суслова и Пономарёва.
     Но волновался я напрасно: узкая специализация, культивируемая десятилетиями, оказалась непреодолимой. И в начале 2000-х годов мне удалось издать три тома «Всемирных хроник», хотя уже написанного тогда хватило бы на пять, а то и шесть томов. За многолетний труд я получил где-то 40-50 тыс. руб. Потом главе издательства «Вузовская книга» надоело заниматься культуртрегерством, и он предпочёл ограничиться куда более выгодным изданием учебной литературы.
     Издал я также сборник статей о русской цивилизации «Континент Россия» и исторические рассказы для детей «История, измеренная в пятиклассниках». С 2002-го по 2014 год опубликовал, по-моему, почти сотню статей в журнале «Наука и жизнь». Но в основных работах, как изданных, так и выложенных на «Прозе.ру», я всегда стремился дать ЦЕЛОСТНУЮ И ХРОНОЛОГИЧЕСКИ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНУЮ КАРТИНУ какой-либо исторической эпохи или явления:
     – возникновения христианства (в изданной «Эпохе Рождества» и в её фрагментах на «Прозе.ру»),
     – модернизации четырёх «догоняющих» очень разных цивилизаций – России, Турции, Китая и Японии (в «Догонялках»),
     – ранней истории Руси (комментарии к «Гази Барадж тарихы»), 
     – истории вида Хомо сапиенс, 
     – индоевропейской экспансии,
     – рождения и распада Югославии (были у меня когда-то три статьи на эту тему в «Науке и жизни», я их особенно люблю).
     Именно ради создания таких ЦЕЛОСТНЫХ КАРТИН я и пишу. А по отдельности у меня не просто «многое», а процентов 70-80 откуда-нибудь взято (исключение – романы, стихи и статьи в «НиЖ»). Где-то я текст правлю – уточняю формулировки, заменяю неуклюжие длинные фразы более короткими, убираю пропагандистские штампы, которых полно даже в Википедии. а где-то оставляю текст в первозданном виде. Ссылок на источники в большинстве моих работ нет, но это только потому, что их было бы чрезвычайно много. Тексты, которые я изо всех стараюсь упростить (не в ущерб содержанию), при наличии ссылок сделались бы совершенно нечитабельными. А источники использую многочисленные и разнообразные (теперь в том числе и такую удобную Википедию), но исключительно научного характера, стараясь игнорировать  огромную массу псевдонаучного бреда – как изданного, так и выложенного в Интернете.
     «Догонялки» я надеюсь вскоре добить, и тогда, ЕБЖ, попытаюсь выложить продолжение «Всемирных хроник». Изданные три тома заканчиваются IX веком от Р. Х.,  но поскольку как раз в этом веке возникла Киевская Русь, а чрезвычайно важный для русской истории «Гази Барадж тарихы» был опубликован позднее, этот век мне придётся доработать и повторить. Писались «Всемирные хроники» со ссылками на источники, так что и в продолжении ссылок не избежать. Ну, даст Бог, кто-нибудь осилит.


Рецензии
Я ваши труды не читал, но даже просто при перечислении, встаёт вопрос, насколько это реально одному человеку? Обычно, историк занимается узкой темой, и на это уходит вся жизнь.
Впрочем, считаю историю лженаукой, и вы знаете, почему.

Вячеслав Горелов   30.07.2023 20:11     Заявить о нарушении
Здравствуйте все и извините что встреваю.
"считаю историю лженаукой, и вы знаете, почему."
А почему?
🤔

Рита Ромашевская   30.07.2023 21:10   Заявить о нарушении
Если коротко, историю пишут победители. Если бы Гитлер победил, а он несколько раз мог, представляете, какой была бы история?

Вячеслав Горелов   31.07.2023 15:23   Заявить о нарушении
В Древнем Египте или в Ассирии записи об исторических событиях в самом деле писали (диктовали) победители - фараоны, лугали и прочие энси. Но, во-первых, в те времена победители сами хвастались тем, сколько людей они укокошили и сколько угнали в рабство, а во-вторых, от тех времён остались тексты договоров, хозяйственные записи и археологические памятники, говорящие о многом. Гораздо хуже, что от некоторых эпох не сохранилось вообще ничего.
С тех пор, как письменность стала доступна многим, историю пишет кто угодно - одни одно, другие - другое; а, например, Прокопий Кесарийский, автор официальных историй византийских войн, написал и "Тайную историю", где откровенно расскзал, что он знает и думает об императоре Юстиниане и императрице Феодоре. О Великой французской революции написали и её сторонники, и её ярые враги. Пока в СССР несколько поколений учили полностью фальсифицированную историю, за рубежом мемуаристы и исследователи воссоздавали подлинную картину русской революции. О засекреченных сторонах советской жизни намёками рассказывали лучшие наши писатели, а открыто - диссиденты, больше всех Солженицын.
Настоящие историки, изучая прошлое, всё это анализируют. Сегодня всерьёз чего-то не знают о прошлом только те, кто не хочет знать. Таких, к сожалению, большинство.

Александр Алексеев 7   29.10.2023 11:31   Заявить о нарушении
Разумеется, человек способен освоить ограниченный объём информации. Просто историк, изучающий римские монеты, исламские хадисы или политическую жизнь древних Афин, поглощает РАЗНУЮ информацию.
Я изучал прежде всего (но не только, конечно) классические общие курсы и первоисточники по истории Древнего Египта, Древней Месопотамии,Элама, Китая, Эллады, ацтеков, инков, африканских царств, Мавераннахра, Ирана, Боспорского царства, Вьетнама,Рима, Византии, тюрков, аланов, гуннов, монголов, Франции, Армении, Халифата, Польши, Венгрии, Испании, Англии, США и т.д., и т.п. Разумеется, о России я и читал, и думал гораздо больше, чем о любой другой стране.
Изначально меня интересовали голые факты и их интерпретации; именно так написаны "Всемирные хроники". К обобщениям я пришёл позже.
И уж конечно, я далеко не первый шёл по этому пути. О сравнительной истории цивилизаций писали Шпенглер, Данилевский, Тойнби, Гумилёв, Хантингтон, Фергюссон и др. А наибольшую известность приобрёл Фрэнсис Фукуяма, провозгласивший окончательную победу Запада в самый канун вспышки исламиза и выходом на первый алан Китая.


Александр Алексеев 7   29.10.2023 12:13   Заявить о нарушении
Вопрос от читателя: могли ли берберы (капсийцы или представители других культур) добраться на Дильмун раньше шумеров?..

Мара Рушева   27.12.2023 15:50   Заявить о нарушении