О неизбежности закономерного. Алгоритмы Истории 22

   
Разгромив первоклассное для 13 века государство Хорезм, монголы устроили там жесточайший террор. И вскоре воля к сопротивлению была сломлена окончательно.  Зафиксировано немало случаев вроде того, когда пьяный безоружный монгол на окраине поселения подходит к толпе хорезмийцев. Он выбирает жертву поупитанней и объясняет ситуацию. Дескать, у него нет сабли и отрубить голову нечем. А вот завтра с утра оплошность будет исправлена. Но надо подождать в дорожной пыли.
И ждали. Ибо одно дело, когда лишают жизни взмахом клинка, а совсем другое, если за непослушание человека свежуют заживо, густо посыпая очищенные от кожи  мышцы солью.


После отхода из Теночтитлана весной 1521 года, отряд Кортеса лишился пушек, пороха, большинства лошадей. Почти все солдаты были ранены.  Прошло уже два года после первого контакта цивилизаций. Ацтеки,   несомненно, понимали, что испанцы   люди, а не сверхсущества, и при малейшей возможности приносили их в жертву своим богам.
Разобрались они и с тем, что всадник на лошади не  является двухголовым чудовищем с шестью ногами. В общем, фактор внезапности  терял своё значение. Дорогу  отступающим конкистадорам перерезала  армия ацтеков  численностью около ста тысяч  бойцов. Для того, чтобы легче было сопоставить силы сторон, уточним: каждому испанцу предстояло в открытом поле биться с тремястами врагами в рукопашном бою!   
Авторы, описывающие сражение, как мантры повторяют заклинания о  техническом превосходстве завоевателей и умелых действиях двух десятков всадников.   Этот маленький отряд прорвался сквозь ряды ацтекских воинов и лично Кортес убил их главнокомандующего.   
Заметим, что меч с режущей поверхностью из обсидиана, это далеко не палка. А многослойные ватные доспехи нелегко разрубить и стальным клинком.          
Мы все хорошо помним, как героически погибли триста спартанцев. Испанцы вовсе не собирались умирать. У них были дела поважнее.  Любой боевой порядок конкистадоров  не мог занимать более одной тысячи квадратных метров. То есть квадрат тридцать на тридцать метров. Если бы каждый ацтек кинул в сторону противника хотя бы один камень, их враги просто утонули бы под грудой мусора. Даже многократно перечитывая описание побоища,   невозможно представить, как всё это  происходило.  Это немыслимо.
Испанцам удалось рассеять и уничтожить десятки тысяч людей, которые не могли не сопротивляться, даже просто спасая собственную жизнь!   После этой битвы дни ацтекской цивилизации были сочтены.


Так сложилось, что в составе Австро-Венгерской империи Чехословакия являлась машиностроительным цехом. Вроде Урала или Рура. И в 1938году, когда европейцы предали чехов, у тех была первоклассная армия с великолепным оружием. Немцы прибыли принимать капитуляцию на велосипедах и самокатах. Их фанерные танки, бесспорно, развалились бы по дороге.  А потом на трофейных чешских бронемашинах  Вермахт брал Варшаву и Париж, и, даже, дополз до Москвы. Чехи же и в составе Третьего Рейха занимались привычным делом: производили первоклассное оружие. И лишь в мае сорок пятого вспомнили об обидах, приступив к поголовной резне беззащитных судетских немцев!


Начиная от шумеров, все государства и цивилизации под ударами агрессоров рушились как карточные домики.  Эту неумолимую закономерность прервали эллины. Они смогли отбиться от персов. Второй раз такое повторилось через двенадцать веков. Византийцы разгромили арабов под стенами Константинополя на пике их натиска. И всё!   Больше никто   так явно  остановить агрессора не мог нигде и никогда.
Конечно, мы в курсе, что римляне «сыграли вничью» с гуннами на Каталаунских полях в 451 году. Что франки разбили арабов под Пуатье в 732 году,  а китайцы закрыли им путь на восток в Таласской битве в 751году.  Но во всех этих  сражениях  агрессор уже выдыхался и не имел целей достичь победы любой ценой. Также можно утверждать, что индусы остановили Александра Великого. Но истина лишь в том, что македонцам надоело воевать. Да, монголы споткнулись о мамлюков при Айн-Джалуте в 1260году. Однако для них это был не более, чем досадный инцидент. Ещё полвека потомки Чингисхана вели победоносные войны в Бирме, Вьетнаме, Индонезии.


Для полноты картины вспомним о невообразимых успехах Ермака в Сибири, разгроме англичанами восстания сипаев в Индии и их же торжестве в двух Опиумных войнах в Китае.   Во всех этих примерах о технологическом превосходстве можно твердить лишь активно выдавая желаемое за действительное.  Поднимая восстания в нацистских концлагерях, красноармейцы с голыми руками шли на пулемёты, не боясь смерти. У них бы поучиться ацтекским воинам!


Теперь, когда картина определённо вырисовалась, легче оценить величие побед  русских над Наполеоном и Гитлером.  Французы перед походом в Россию разгромили, за исключением  затаившейся за водной преградой  Великобритании, все европейские державы. Пали такие колониальные гиганты как Испания, Португалия, Нидерланды. Были разгромлены Австрия и Пруссия. Тот, кому более памятны результаты франко-германского противостояния 1870г., 1914г., и 1940г., с трудом поверит, что огромные, вооружённые до зубов,   гарнизоны неприступных немецких крепостей сдавались французам без боя.     Но это абсолютно нормально. Агрессор обладает невообразимым преимуществом, которое нельзя пощупать. Но от этого оно никуда не исчезает.   Все ресурсы России были несопоставимы с потенциалом единой Европы. Шансов на победу практически не оставалось. Но результаты войны известны всем. Что же спасло Россию? Русский дух!
Не будем поднимать уровень пафоса до заоблачных высот. Всё проще. Европейские войны всегда велись за приобретение новых территорий и налогоплательщиков. Спорные земли многократно меняли юрисдикцию. Но это мало затрагивало жизнь простых людей. В продуваемой всеми ветрами России «игрушечных» войн не было. Они, по большей части, принимали тотальный, истребительный характер. И поколения русских людей всё больше укреплялись в мысли:  « Забота у нас простая,       Забота наша такая:       Жила бы страна родная,                И нету других забот!». Каждый индивидуум чётко понимал: его жизнь ничто по сравнению с судьбой нации, страны, государства.
И Зоя Космодемьянская с её бессмертным: «Всех не перевешаешь!».
И снайпер Василий Зайцев,  с идущим из глубины души: «Отступать некуда, за Волгой для нас земли нет».
И государь Пётр Великий, зовущий свой народ на смертный бой: «…  не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за отечество… А о Петре ведайте, что ему жизнь его не дорога, только бы жила Россия в блаженстве и в славе, для благосостояния вашего!».
Эти   зажигающие сердца  идеи становились незыблемыми паттернами общественного сознания, структурирующими матрицу русского понимания мироздания. 


Итак, сила русского духа основывается на крайне пренебрежительном отношении русских к собственной жизни. Русские во все века не боялись умирать. И даже в наши дни, когда меркантильность проникла в поры всех народов, в России таких людей хватает. Это ярко проявилось в последней военной  операции.
Но в чём сила агрессора?!
Религиозность русского народа  основывается на вере в чудо. Далеко ходить не будем. Никому в мире в голову не могло прийти, что за двадцать лет, 1961г.-1980г., можно построить Коммунизм! Но эта задача была поставлена съездом руководящей партии и, в той или иной степени, воспринята большинством населения. Значит, аудитория для усвоения информации у нас подготовлена.   Как говорится, все в теме.


Сегодня всем   ясно, что живое   может зарождаться только из живого. Передача биологической информации, то есть копирование форм жизни, происходит через гены -  репликаторы. В общем, чума и холера — это вовсе не эманация нечистот.
А как насчёт эпидемий психических, существует ли у заболеваний такого типа материальный носитель вроде бактерий или вирусов?   Здесь наиболее расхожие  термины: «суеверия»,  «заразительность», «самовнушение». Напомним, такие безумства, как пляски святого Витта и кликушества охватывали целые континенты, затягивая в водоворот безумия сотни тысяч, если не миллионы людей. Без малого за две тысячи лет до ацтеков, македонцы тоже столкнулись с ужасными, невиданными чудовищами. Это были слоны. Но покорители мира      не   испугались  грозного врага, мгновенно научившись тому, чего так и не сумели освоить насельники Месоамерики.  Доски с гвоздями и вязанки горящего хвороста быстро решили проблему. А через четверть века, в битве при  Ипсе, македонцы использовали до шестисот слонов.

Трагические поражения Красной Армии в 1941г – наша неизгладимая боль. Разбирая причины катастрофы 1941г, указывают на отсутствие боевого опыта. Халхин-Гол, полнокровная Финская война, захват Бессарабии и Северной Буковины, раздел Польши, присоединение Прибалтики. Не говоря уже о бесценном опыте боёв в Испании. Это не так уж и мало даже на фоне Французской кампании Вермахта, тем более,  оккупации Дании,  стоившей потери одного бойца.
Пропаганда  внушала полную уверенность в непобедимости первого в мире социалистического государства. Количество вооружений и их качество, за исключением средств связи,   соответствовали задачам времени.  Солдат хватало. Но удержать фронт не удалось нигде. Объяснить это  чисто материальными аспектами невозможно.
Уже утром 22июня от границы на восток потянулись беженцы. А впереди партийные бонзы на полуторках с фикусами в кадках. Что вселяло в них страх?! Уж никак не содержание передовиц газеты «Правда». Разбитые под Москвой немцы не побежали, как наполеоновские шаромыги. И даже после Сталинграда были готовы на реванш. Сила духа Вермахта уменьшалась  в строго прямой корреляции с количеством убитых немецких солдат. 

 
В век массовых коммуникаций тяжело представить, что парни 1924-1927года рождения, которые выдержали последний удар немцев на Курской дуге, разгромили их в безупречной операции «Багратион» и вошли в Берлин, мало что знали о поражениях начала войны. И дело не только в усилиях особистов. Большинство участвовавших в   сражениях 1941-1942г.г. красноармейцев  были убиты или сгинули в плену. А тем, кто выжил, вовсе не хотелось говорить юным победителям  о своих фатальных неудачах. Ментальная инфекция, эпидемия страха, не передалась от носителя к носителю.


Рецензии