Цветы запоздалые...

               
Мы живём в благополучной деревне, так как колхоз наш занимает одно из первых мест в области. Да и сама деревня очень красивая: речка, лес, сады и цветы во дворах. Любят к нам приезжать горожане отдыхать, овощей фруктов свежих поесть, а молодёжь в нашем клубе повеселиться, познакомиться. Когда-то и мы с Гришей познакомились в этом клубе. И как-то приглянулись друг другу. Потанцевали вечер и разошлись, Так продолжалось дней пять. А потом Гриша спросил:

_- Раиса, ты позволишь проводить тебя домой?

– Позволю, — ответила я.

 А у самой сердце радостно забилось. Гриша мне всё больше и больше нравился — скромностью, вниманием, спокойствием. С ним я чувствовала себя такой защищённой. Встречались с ним все двадцать дней его отпуска. Он работал в городе таксистом. Приезжал по выходным, познакомился с моими родителями и, вскоре, предложил мне пожениться. Так и стали жить в доме моих родителей. Он устроился работать на тракторе, хотя было место и водителя. Но на тракторе заработок был намного больше, а нам надо было обустраиваться и думать о собственном доме. Мы ведь планировали родить много детей — не меньше пяти,- говорил Гриша. Да и я хорошо зарабатывала на ферме в должности заведующей. Я любила во всём порядок, потому председатель и доверил мне такой серьёзный объект. И в доме, и на подворье, тоже всё было, как и положено быть — ухожено и красиво. А мимо моей красоты — роз, разных сортов, разных цветов никто не мог пройти. Спрашивали у меня: «И когда ты только спишь?» Но как бы мало времени у меня не было, я находила часок, чтобы побыть в цветнике, среди своих роз. Их у меня много. И вся деревня приходила, чтобы взять букет на праздник, в школу к первому сентября и к выпускному. Есть такие сорта, что и зимой цветут. Снег припорошит бутоны, словно пухом прикроет, и они постепенно расцветают, радуя глаза и сердце.

Однажды я заметила, что кто-то ворует мои розы. Это было так неожиданно. Столько лет никто не позволял себе такую вольность, зная, что я никогда не откажу в просьбе, если кому-то понадобиться букет. А тут, вдруг, кто-то аккуратно срезает их в разных кустов. чтобы не так было заметно. За ужином спросила у детей:

– Не видели кто розы срезает?
– Не видели, — ответили они.

Мельком глянув на мужа, увидела, как он прятал глаза — опустил их и нагнул голову. «Он»,- сразу догадалась я. На душе так паршиво стало, словно кто плюнул в неё. Не роз мне стало жалко, а то, что семья распадается. Раз тайком срезает розы, значит, есть и та, которой он их дарит. «Как же так получилось, что я не почувствовала в муже перемены?» - думала я. Думы, думами, но как бы не было стыдно, расспросила у девчат о Грише -«знают что?». Они и рассказали:

- Гриша уже с год, как возит твои розы Светлане, что в клубе работает в соседней деревне. Не говорили тебе, всё думали, что обойдётся, Гриша одумается, ведь трое детей у вас. Знаю я эту Светлану — певица-танцовщица, вокруг мужиков любит кружиться.

Не кричала, не упрекала мужа, а твёрдо сказала: «Ну, что же, дорогой, раз такая любовь у тебя случилась — уходи! Знаешь, что измен и неправды я не прощаю».

А он будто этого и ждал. Ничего не ответил, завёл мотоцикл и уехал.

… Прошли годы. У Гриши и Светланы родился сын, и назвали его в честь отца. А я, по-прежнему, жила, работала, растила детей. И только мои розы знали, как тяжело мне было.
Никто не видел моих слёз, ни дети, ни коллеги, ни соседи. Встретилась я как-то с соседкой Клавой, а она мне и говорит:

– Рая, я только что возвратилась из городской больницы, отвезла туда маму. И в этой больнице встретила твоего бывшего мужа. Сильно заболел он. Худой, как щепка, грустный и о семейной жизни своей не стал со мной говорить, только вздохнул тяжело. Ты бы, Рая, съездила к нему, Жалко его.

– А чего ради, туда ехать, кто я ему? - резко ответила я соседке.

А самой захотелось закричать: «Так тебе и надо предатель! Это Бог наказал тебя, за то, что ты нас бросил»

А потом всплеск обиды и зла прошли. Чего уж злорадствовать, ведь у человека беда. И решила я съездить к Грише. Приехала со свежим бульончиком, его любимыми котлетками на пару, огурчиками, помидорами, фруктами. А он, после встречи с Клавой, видимо ждал меня и не удивился. Посмотрела я на него и подумала: «Ну, и что ты стоишь без меня? Куда делся тот бравый парень, который жил со мной?» Худой, бледный и всё время кашляет. Посидели, поговорили, а когда я собралась уходить, меня в кабинет пригласил его лечащий врач.

– Кто он вам? - спросил он.
– Родственник, — ответила.

– Плохие дела у вашего родственника. Его выхаживать надо, а жена к нему не приезжает, и живёт он только на больничной еде. А вы знаете, какая она  «питательная». Здесь ему не выбраться... Жаль его, ещё молодой.

Всю дорогу назад думу-думала, а на утро с соседом на его машине, поехали в больницу за Гришей.


– Поехали домой, здесь тебе не подняться.
– Зачем я тебе больной.
– Ну, это видно будет. Сначала тебе надо встать твёрдо на ноги.


Выделила отдельную комнату и стала его выхаживать. Лечила, кормила. Посоветовали давать козье молоко. Купила козу и по утрам будила его, поила парным молоком. И выходила я Гришу: поправился, перестал кашлять, повеселел, начал выходить на улицу и общаться с детьми. Раньше боялся встречи с ними и из-за ухода из семьи, и чтобы не заразились от него. Настало время Грише выбирать, то ли с нами остаться, то ли возвращаться к молодой жене.

А утром я увидела на своей тумбочке букет роз. Раньше он мне их не дарил. Посмотрела я на розы и заплакала. Цветы запоздалые…
Вроде бы и простила Грише измену, да душевная боль забыть не даёт. А жизнь продолжается.

Думала я, что будем тихо жить дальше, все проблемы позади. А нет. Однажды встретила в городе знакомую из деревни, где живёт Светлана. И она, то ли попросила, то ли приказала:

– Рая, ты бы проведала сына Гриши. Совсем ребёнок брошенный, ни отца, ни матери. Мать пьёт, гуляет, часто дома не ночует. А мальчика соседи кормят и собираются идти в инспекцию по делам несовершеннолетних, чтобы определить ребёнка в детский дом.

Приехала домой и скомандовала Грише:

- Собирайся. Поедем проведать твоего сына.
 
Он молча завёл мотоцикл, и мы поехали в соседнее село. Приехали. Матери дома нет, гора немытой посуды, еды никакой ни в холодильнике, ни на плите. А мальчик играется машинкой на крыльце. Как посмотрела я на этого ребёнка, и сердце болью отозвалось на его ненужностью никому на этом свете. Думала только обо дном — помочь, этому малышу. Подошла к нему и говорю: «А поехали к нам, Григорий Григорьевич. Что ты тут сам? А там отец,  брат и две сестры.

- Поехали, - ответил  малыш.

 

Я не могла отыскать ключи от дома, чтобы закрыть дверь. Помогла соседка Светланы, сказав: «Наконец-то ребёнок будет накормлен и ухожен, а то при живых родителях, беспризорник».

И пока мы с ней говорили и я, закрыв дверь, отдала ей ключ, мальчик уже сидел в люльке мотоцикла. Подошла к ним и увидела — малыш счастливо улыбается мне, а отец его плачет...

Привезли маленького Гришеньку домой. Постригли, покупали, подобрали ему маленькую одежду нашего старшего теперь, сына, накормили. И малыш был принят и обласкан всей семьёй. Так и воспитали мы Гришеньку всей семьёй. Светлана несколько раз приезжала, но домой сына не звала. Уезжая всегда говорила: «Пусть у вас будет, у меня пожил, пусть и с отцом поживёт».

Он и пожил. Окончил школу. Ушёл в армию. А из армии возвратился к нам. Поступил, как и его старшие брат и сёстры, в институт. Стал инженером. Устроился на работу в городе. Женился. В его семье родилась девочка — Руслана. Это наша седьмая внучка. Мы богатые дедушка и бабушка - четыре внука, три внучки. Солнышки, счастье и радость наша!

Вот так судьба распорядилась нашей жизнью. Или мы сами её, таким образом, построили?..

19.07.2022


Рецензии
Чудесная история жизни! Напоминает "Евдокию" Веры Пановой. Спасибо за трогательный рассказ.

Полина Ребенина   19.09.2023 11:28     Заявить о нарушении
Спасибо Вам за внимание и "Евдокию" Веры Пановой. Не помню. Найду. Почитаю.
Всех благ желаю Вашей семье"!!!
С теплом души,-

Евгения Козачок   19.09.2023 22:27   Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.