правила хорошего тона

Правила хорошего тона или социальный этикет.

Как мы помним, Юрия Гагарина после его полета в космос приглашали во все страны и принимали его самые высокие чиновники и государи. Пригласили его и в Англию, где был дан ланч по случаю приезда космонавта. За столом Гагарина посадили рядом с королевой. Елизавета Вторая захотела сфотографироваться с Юрой, а в те годы существовал негласный запрет на фотосъёмку королевской семьи с, так сказать, простолюдинами. Поэтому документального подтверждения этому факту нет, но сам Гагарин потом рассказывал, как он на этом обеде оказался в очень пикантной ситуации. Подали рыбу. Гагарин съел рыбу как его заранее предупреждали, что после рыбы надо скушать лимон, чтобы устранить запах рыбы, приступил к лимону. Осмотрев ряд вилочек и ложечек непонятного ему назначения, лежащих перед ним, взял дольку лимона рукой и съел. Все были в шоке так как по правилам хорошего тона рукой лимон брать нельзя.  Заметив это Гагарин сконфузился и повернулся к королеве и в качестве объяснения сказал, что он простой русский летчик и его не учили правилам хорошего тога. На что королева улыбнулась и сказала: «Да я и сама не всегда знаю, какой вилкой что брать.» И тоже взяла лимон рукой. После этого в правила хорошего тона Англии внесли поправку- лимон можно брать рукой.
   Это все к чему? А к тому, что к русским людям за границей не всегда самое лучшее отношение. Почему? В первую очередь именно по этой причине. Мы не обучены правилам поведения в цивилизованном обществе. Не в лучшем обществе, не в худшем, а просто в том, которое сами считали всегда более продвинутым во многих направлениях и куда стремились попасть и посмотреть на эту цивилизацию. Иногда говорят, что русских не любят на Западе за то, что они били на полях сражений всех европейцев и японцев. Но немцы тоже били всех и всегда, немцы просто воинственная и жестокая нация, а ее уважают. У немцев и русских почти одинаковый уровень гениальных писателей, ученых, инженеров, а отношение к ним и к нам разное. Почему, в чем разница? Да потому, что она сумела достичь более высокого уровня бытовой культуры. И не только достигла сама, но распространила ее на всю Европу. И делала она это целенаправленно, создавая для себя комфортные условия на подвластных территориях. Правила хорошего тона, касающиеся поведения в общественном пространстве там прививают с детства. С детства ребенок знает, как себя вести в общественном месте, за столом, как содержать свою частную территорию и территорию общего пользования. Уже в начальных классах мальчик обязан быть в галстуке, быть элегантным в отношении девочек, как должен обращаться с дамой, со старшими. И многое не вызывает у окружающих непонимания. Поэтому у них улицы не могут быть замусорены. За это будет штраф. Человек не может бросить окурок на тротуар. Во -первых это считается неприличным, а во-вторых за это тоже штраф. Так штраф за штрафом и у людей вырабатывается автоматическое понимание, что можно, а что нельзя. Как-то давным- давно попал я на день рождения к своему другу литовцу в далеком от города хуторе, где жили его родители. Съехалось много его родственников и среди них я был один русскоговорящий. Общим с нашими сельскими застольями был только стол. На столе же настоящий ресторан. Всему своя посуда, каждый хуторянин пришел в черном костюмчике, с галстуком. Когда сели за стол я обратил внимание, как обычный крестьянин с порепавшимися от земли руками искусно пользуется ножом и вилкой, специальными столовыми приборами. Разливают не стаканами, а маленькими дозами в рюмки. И самое интересное, что все литовцы за столом стали разговаривать в основном по-русски. Это меня просто шокировало. Зная, что гость друг именинника, они отдают дань уважения и хозяину, и другу. Большинство из них были депортированы в Сибирь в 1949 году, где провели семь лет. Рядом со мной сидел еще молодой мужчина, тоже побывавший в Сибири. Немного захмелев он звучным голосом запел «Тула я,Тула я,Тула родина моя.» . Видимо песня эта нравилась ему еще с сибирских времен. Закончив петь он у меня спрашивает: «Что такое идеальная жизнь?» И не дождавшись ответа говорит: «Идеальная жизнь-это немецкий порядок, литовское сало и русские песни.»
А потом все вышли в прихожую- кухню перекурить. Тут именинник извлек большой, емкостью в пару литров рог, и стал наливать в него пиво. А пиво это он сделал сам, и мы перед этим принесли бочку с пивом из сарая. Тоже интересный факт- для бочек у них сделаны специальные носилки. Две палки, соединенные цепями. Бочку накатывают на цепи и два человека несут ее, как на носилках. Там вообще много устройств для облегчения. Например, чтобы поднять что-то на чердак, они над чердачным люком подвешивают цепную таль. Чтобы коптить мясо, у них на чердаке в боровке трубы сделан люк с дверцей. Пока печка топится, уже частично остывший дым попадет на окорок. И на хуторе, где нет холодильника копчености долго висят, не портясь в темном уголке коридора. Так вот, наполнив рог пивом, его пускают по кругу. Все пьют по очереди, совершенно не брезгуя друг другом. Меня удивило количество пива, которое они могли выпить. А домашнее пиво совсем не магазинное. Оно и мягче, со сластинкой и крепче. Ко мне как-то приехал знакомый из Пскова, и я купил банку такого пива на разлив. Его делали в колхозе «Лачплесис» и продавали Рижских пивных киосках. Так вот выпили мы с ним несколько кружек этого пива, и он отключился. Потом говорил, что дома ему не поверят, что пиво могло его забодать. Литовцы же все мужчины крупные, крепкие и им пиво ни по чем.
   И вот возвращаясь к воспитанию. Было бы очень неплохо, даже очень правильно и хорошо, учить детей с самого раннего возраста всем тем правилам поведения, которые не только пригодятся вдали от лома, но и помогут самим стать приятными друг другу людьми. Конечно, трудно это сделать, когда сами воспитатели не обучены этому. Особенно в условиях сегодняшнего правового порядка, когда любое финансирование государственного мероприятия оказывается использованным не по назначению, а результатом становится трескотня в отчетах по успешно проведенной работе. Даже если указания идут от президента. «Может в консерватории надо что-то поменять.»


Рецензии