17. Церковный раскол

17. Церковный раскол.

Кратко Важнейшее событие правления Алексея Михайловича - проведение церковной реформы и раскол РПЦ, о котором далее будет кратко рассказано. Предпосылками для проведения реформы стало развитие в XVII веке отношений с Украиной и бывшими византийскими православными. Поэтому потребовалась унификация церковных обрядов и книг. Личность Никона Возглавил реформу Никон, ставший в 1652 году патриархом. Выходец из крестьян, Никон (настоящее имя Никита Минов) быстро поднялся по служебной лестнице в церковной иерархии. Еще в молодости он был членом Кружка ревнителей древнего благочестия в Москве, состоявшего из церковной элиты. Вскоре после пострижения в монахи Никон стал игуменом в монастыре недалеко от Каргополя. Никон тесно общался с царем Алексеем Михайловичем, благодаря поддержке последнего Никон получил титул архимандрита московского Новоспасского монастыря, где покоились предки Романовых. Целью Никона-патриарха было сделать из русской церкви - центр мирового православия, тем самым реализовав властолюбивые мечты.
Причины реформы
Реформа имела под собой объективные основания:
а) множественные ошибки в церковных книгах
б) многоголосие в церквях (шум, разговоры прихожан во время служб)
в) неподобающее поведение священнослужителей и монахов (разнузданный и распутный образ жизни).
Нововведения
В ходе реформы провели следующие преобразования:
1) вызвали из Киева греческих монахов, которые переписывали священные книги
2) под жесткий контроль взяли образование и поведение монахов
3) провели изменения в обрядах ("Исус" заменено на "Иисус", двоеперстие на троеперстие, хождение по солнцу во время крестного хода заменено на хождение против солнца, земной поклон - на поясной поклон)
 Эти перемены не нашли отклика в народе. Произошел раскол на приверженцев старых порядков - старообрядцев, староверов или раскольников - во главе с протопопом Аввакумом и сторонников Никона - никониан. Староверов преследовали, сажали в тюрьмы, они скрывались на Поморском Севере, в Заволжье, Урале и Сибире, устраивали показательные самосожжения - "гари" и "заповещания" - умирали голодной смертью. Простой народ поддерживал их бунтами и восстаниями. Раскол в РПЦ - одна из форм протеста народных масс против ухудшения положения, которое они связывали с реформой. Самой яркой формой протеста стало восстание монахов Соловецкого монастыря (1668-1676), которое было с трудом подавлено. Протопопа Аввакума вместе с союзниками отправили в ссылку в Пустозерск, где они в течение 14 лет просидели в земляной тюрьме, после этого их сожгли заживо. Главный враг - "Никон-Антихрист", добившись власти и потеряв всякое уважение перед царем, однажды нарочито покинул Москву, сказав, что не желает больше служить патриархом в столице, а будет патриархом Руси. Алексей Михайлович такое поведение не оценил. В 1666 церковным собором Никон был лишен статуса патриарха и отправлен в ссылку в Ферапонтов монастырь. Вернулся Никон из ссылки только после кончины Алексея Михайловича и умер неподалеку от Ярославля, в один год с Аввакумом (1681).
Произошла национальная трагедия, которая не уврачевана до сих пор в полной мере. В конце 18 века разрешили старообрядцам служить по-старому, но иерархию им поставляла им РПЦ из избранных ими же кандидатов.
 Идти по пути взаимных упреков в адрес одной и другой стороны конфликта считаю не имеющим смысла. Мы живем в другом мире с другом менталитетом. Русское православие вошло в раскол, не имея богословской школа и не могла найти способов найти более спокойный способ провести необходимые реформы. В реформе обе стороны на первое место поставили обряд, а не духовность. Столкнулись две группы обрядоверов. Только одни имели административный ресурс, а другие нет.
 Как видите были попытки до 1917 года врачевать раскол, как и после этой даты. В 1929 году синод РПЦ во главе с патриаршим местоблюстителем митрополитом Сергием (будущим патриархом) приняло постановление считать обрядность старообрядное и никоновское богослужение равноблагодатным. А на соборе РПЦ 1971 года это решение синода было принято, причем было дано богословское обоснование этому. В 1974 году РПЦ зарубежья подтвердило это решение и принесло покаяние перед старообрядцами. Прошло три сотни лет для осознания прошедших событий. Но этого оказалось недостаточно для начала евхаристического общения. Причины.
1. Среди старообрядцев произошел раскол. На признающих священство и не признающих. Среди первых три направления. Среди вторых десятки. Среди первых идут переговоры и налаживается общение, то вторые практически выродились в секты, которые не находят общего языка даже между своими.
2. Среди признающих священство то же образовался раскол. По причине разного взгляда на возобновление священства после раскола. При Патриархе есть синодальная комиссия, которая изучает литургическое и богослужебное наследие общин старообрядчества. Причем это все внедряется в повседневную богослужебную практику. Таким образом работа по сближению позиций ведутся. Все воле Божией. У нас ведь был раскол и с РПЦ зарубежья и по воле Божией восстановлено. Но вернемся к началу раскола. Постепенно я буду касаться темы старого и нового обряда, так как казачество долго придерживалось старого обряда. Так же забегая вперед можно сказать, что результатами расколы были лишение церкви патриаршества через полвека. Вместо патриарха появился синод — административный аппарат управлении церковью, где во главе его стоял гражданский чиновник, часто не верующий.
Был первенствующий член синода в сане митрополита. Но он не имел права решающего голоса и часто синод выпускал циркуляры без его подписи.
 РПЦ из конструктивной оппозиции превратилась в один из винтиков государственного управления. И спустя две сотни лет некому было высказать свое мнение по поводу событий 1917 года. К этому времени около 20 % экономики Российской империи принадлежали старообрядцам. И они финансировали все политические партии, которые выступали против существующей власти. И большевиков в том числе. Вот такие печальные итоги раскола. Таким образом старообрядцы, вступив на путь раскола привели к власти в стране сатанистов.
Согласно знатоку церковного права епископу Далматинско-Истринскому Никодиму (Милашу), расколы образуют те, кто «иначе мыслят о некоторых церковных предметах и вопросах, кои, однако, легко могут быть примирены». По мнению св. Игнантия Брянчанинова, расколом должно быть названо «нарушение полного единения со Святою Церковью, с точным сохранением, однако, истинного учения о догматах и таинствах». Сопоставляя раскол с ересью, св. Иоанн Златоуст утверждает, что «раскол есть не меньшее зло, чем ересь». Св. Киприан Карфагенский учит: «Помните, что основатели и руководители раскола, нарушая единство Церкви, противодействуют Христу, и не только второй раз Его распинают, но раздирают Тело Христово, а это такой тяжкий грех, что кровь мученическая не может загладить его». Епископ Оптат Милевитский (IV век) считал раскол одним из величайших зол, – большим, чем человекоубийство и идолопоклонство. Нельзя забывать о великой опасности для духовного здоровья каждого человека, исходящей от возможного отпадения в ересь посредством раскола, поскольку еретическое мировоззрение намного сильнее проникает в душу и заражает ее язвами греха, от которых очень сложно избавиться.
Совет от Иоанна Златоуста^ «Церкви грозят две опасности, — пишет известный греческий автор, архимандрит Епифаний (Феодоропулос), — с одной стороны, приводимый в движение диаволом экуменизм, а с другой – душепагубный фанатизм, который в конце концов ведет к ужасным богохульствам и ересям и затемняет истину. Да убоимся этих зол, и да минуют они нас. Не будем уклоняться ни направо, ни налево, но шествовать – царским путем».
Пример разрешения дилеммы сложного морального выбора в церковной истории дает святитель Иоанн Златоуст. «Церквей ваших не оставляйте, общение (со священноначалием) имейте, дабы не произвести раскол в Церкви, а подписей своих (под сомнительными, противоречащими учению и канонам документами – А. Р.) не ставьте», — говорил он своим ученикам накануне беззаконного изгнания из Константинополя.
Вот общее правило для православных христиан, как ревновать о вере, не удаляясь в раскол. Благой выбор для христианина заключается в том, чтобы ограждать себя одновременно и от лжеучения, и от соблазнов личного произвола.


Рецензии