Незабываемо

   Как же давно это было!
52 года тому назад, больше, чем полвека.
Мой брат, Александр , тогда совсем еще молодой человек, лейтенант советской милиции, отслуживший 3 года в погранвойсках на финской границе, закончил Саратовскую  школу милиции и получил направление в город Пугачёв в службу ОБХСС.  Самое начало каръеры и жизни.
      Как известно, сотрудники ОБХСС напрямую  уголовной преступностью  не занимались. Их дело - борьба с хищением социалистической собственности, но дежурство по отделу несли, как положено, и  конечно, были в курсе оперативной обстановки по городу.

      А обстановка была такая: из Ростова в город Пугачёв направляется  известный  криминальный авторитет, вор  рецидивист, который находился во всесоюзном розыске, Виктор Р. ( фамилию называть не будем) Молодой, дерзкий и очень удачливый в своих афёрах, преступник. Пугачёв не Ростов и спрятаться там, конечно, гораздо сложнее.
      Поступила ориентировка - задержать преступника. Тем более, было известно про то, что в Пугачёв его привела любовь. Любовь!  Вор  влюбился и решил рискнуть и приехать, чтобы увидеть любимую женщину...
А романтично, правда? Целую неделю вся пугачёвская милиция трудилась, а результат - ноль. То тут, то там мелькнёт неуловимый Виктор, а взять его не удавалось никак.
      По оперативным информации стало известно о дне отъезда криминального авторитета из города, и тут уже вся милиция была задействована. Как же защищать честь мундира? А надо сказать, что в те далёкие времена из Пугачёва  шёл только один поезд и один раз в день: Пугачёв-Саратов. В каждом вагоне был оперативный работник, конечно, в  гражданской одежде . Всю площадь перед вокзалом заполнили сотрудники и в форме, и в штатском. Надо было приложить все силы и задержать правонарушителя, во что бы то не стало.

      И тут в центре площади, перед самым отходом поезда началась страшная драка. Всё ясно, это отвлекающий манёвр. Дежурные патрули, конечно, бросились наводить порядок, поезд дал гудок и тронулся, когда в предпоследний вагон, почти на ходу заскочил высокий, стройный и очень красивый молодой человек, Виктор Р.  А его ждали ребята опера в гражданке. Фокус с дракой не прошёл.
 Именно в эти сутки мой брат Александр, дежурил по отделу. К вечеру суета закончилась, все разошлись по домам, наступила тишина. Надо представить себе отдел милиции   тех времён. Сидит дежурный за столом, перед ним единственный телефон, рядом решётка, а за решёткой задержанный преступник-рецедивист.

      Они ровесники. Розговорились. Инициатором был Виктор. Сперва несколько ничего не значащих вопросов, а потом разговор ни о чём. Саша рассказывал мне, какое необыкновенное впечатление произвёл на него Виктор: очень умный, образованный, с манерами приличного, хорошо воспитанного человека.
  К полуночи разговаривали уже, как старые друзья, обо всём понемногу, и вдруг Виктор заговорил как-то по особенному. С такой грустью и болью:
- Саша, понимаешь, мне светит срок, лет десять. Я никогда больше не увижу любимую девушку. Отпусти меня на 2 часа, попрощаться. Очень тебя прошу. Мы с тобой равесники и ты должен меня понять. Отпусти. Я даю тебе слово, что ровно через два часа я буду здесь. Только проститься. Ты меня понимаешь? Это будет прощание на всю жизнь. Отпусти! Я не подведу тебя.

      Пауза тянулась очень долго.
Всё встало перед глазами моего брата: и уроки деда-судьи, и мать, прошедшая всю войну от Валги до Берлина, и погибший отец, сотрудник МГБ, от рук эстонских лесных братьев.
Саша прекрасно понимал, что если он сейчас возьмёт ключ и откроет замок, то за эту решётку придётся сесть ему самому.
Что творилось в душе - трудно передать, да и невозможно.
Он встал и подошёл к решётке.
Они стояли друг перед другом и смотрели в глаза.
Долг, дисциплина, вся жизнь, все родные на одной чаше весов - а на другой - любовь и человечность.
- Я не подведу. Клянусь. Ровно через 2 часа я буду тут, и  ты закроешь эту решётку. Поверь мне. Я люблю её  больше жизни.
Я знаю, мы с ней не увидемся уже никогда. Понимаешь? Никогда. В последний раз...
    И Александр открыл замок.
- Не беспокойся, не переживай. Ровно через 2 часа я буду здесь.
И Виктор исчез.
     Два часа - длиною в целую жизнь. Саша всё проиграл в мыслях.
Мама! Она вырастила нас одна, она просто не переживёт. И её работа: директор сельской школы, её безупречный авторитет.

      Дедушка, бывший судья, уважаемый всеми человек, а бабушка Мария? Младшая сестра, которая в соседнем, Краснопартизанском районе в 24 года получила такую должность! Заведующая райсобесом. Каково будет ей?. А муж её,  старший следователь района. Это  удар по всей семье.
Минуты ползли... нет. Они просто стояли на месте. Стрелки часов замерли и не двигались вообще.
- Я сощёл с ума? Что я натворил со своей жизнью? Теперь за эту решётку сяду я, и поделом.

      Наконец они прошли, эти 2 часа... стало ясно, что всё кончено.
Следующие 2 минуты тянулись ещё дольше, чем предыдущие 2 часа.
      Совершенно неожиданно дверь с шумом распахнулась и стремительно вошёл Виктор.
- Спасибо, Саша. Никогда не забуду.
- И я никогла не забуду, - ответил брат.
       Полгола спустя на имя начальника  Пугачёвского ГОВД  пришло письмо из колонии строгого режима от Виктора Р.
В этом письме он благодарил тех сотрудников милиции (не называя имён) которые одев форму, остаются людьми и вызывают самое глубокое уважение даже среди преступного мира.
Начальник зачитал письмо на пятиминутке и сказал:
- Ну-ка, кто у нас тут так отличился перед преступным миром? Прошу встать.
Все переглядываясь, переговаривались. Не встал никто. Саша сидел, не шелохнувшись.
Вот так закончилась эта удивительная история.
Я рада, что могу вам её рассказать. Ведь с тех пор прошло полвека.
И я согласна с Виктором.
Человек всегда должен оставаться человеком.


На фото я и брат.


Рецензии
Нина, потрясающе! Остаться человеком, рискуя карьерой, своей жизнью! Такой поступок достоин уважения! Переживала, подведет или нет, Виктор. Настоящий мужчина, смелый, благородный, Ваш брат! С восхищением, Виктория.

Виктория Романюк   09.10.2023 17:16     Заявить о нарушении
Да, Виктория.
У нас семья юристов из поколения в поколение.
В последствии:
Дочь его стала федеральным судьёй
Внучка - работник прокуратуры.
Внук - в полиции.
За одну минуту мог зачеркнуть всё и всех!
Спасибо за понимание.

Нина Калашникова   09.10.2023 21:08   Заявить о нарушении
Нина, оказывается не только своей карьерой рисковал?! Что ж, это тем более достойно уважения!

Виктория Романюк   09.10.2023 21:18   Заявить о нарушении
Это уже потом...
Когда он рисковал, он был 25-летним лейтенантом.

Нина Калашникова   09.10.2023 21:23   Заявить о нарушении
На это произведение написано 14 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.