Воспоминания о школе

Я мало  что помню о своих школьных годах. Вспоминаются какие-то моменты, связанные с какими-то эмоциями. Буквально недавно активизировались мои одноклассники в различных чатах, включая подряд всех, кого знают. Многих я не помню, так как после восьмого класса ушла  учиться в педучилище. Время от времени пересекались где-то. Затем я уехала в другой город, в другую республику продолжать свое образование. Много времени  утекло с того момента и вдруг такое активное общение в чате - поздравления с праздниками,днями рождениями, виртуальные открытки, даже какие-то фотографии, где присутствую и я и которых у меня нет.
С тех пор меня стали преследовать различные воспоминания.
... Школа была двуязычная - казахская и русская. Мы страшно боялись нашу директриссу - Тамару И. Она была строгой физичкой и  ассоциировалась со Снежной королевой - такой прекрасной и холодной.  Старшие классы учились в отдельном здании, а мы, малыши, в здании постарее, через дорогу. Самым хорошим было то, что прямо у крыльца тетеньки в белых халатах в каком-то киоске продавали горячие пирожки с яблочным и сливовым вареньем. И ты покупаешь пирожок за пять копеек, а он горячий, обжигающий, кушаешь его, повидло капает на пальцы, ты вскрикиваешь, но все равно, урча, как маленький котенок, кушаешь  эту вкусняшку. После опять бежишь к киоску и уже берешь второй пирожок с рисом и яйцами и это тоже вкусно. И ты сыт почти на целый день.
... В начальных классах у нас преподавала молоденькая учительница Татьяна М., и я долго не могла понять, почему она меня невзлюбила. А я, своей детской непосредственностью, так хотела ей понравиться. Однажды я подошла к ней и спросила, указывая на ее часики: " Сколько часов?", имея в виду который час. Для маленькой казашки этот вопрос казался грамотным. А Татьяна М. с издевкой ответила мне: "Одни", отлично понимая, что я хочу узнать. И так повторялось несколько раз - ответ был один и тот же...
... Как - то раз я не выучила какой - то стих, видимо, забыла, или не хотела. И она публично унизила меня, заставив встать с места, указывая на меня пальцем: "Посмотрите все на нее, не выучила стих, а еще вместе с вами кивает головой, бессовестная". Позже я поняла, в чем дело - моя мама преподавала ей в педучилище русский язык и литературу. Возможно, делала ей замечания и прочее. Моя мама хвалила ее. Сейчас ей много лет,но, думаю, она давно не помнит все эти вещи, который ранят маленького ребенка. Кстати, я никогда не рассказывала маме о тех случаях, понимая детским сердцем, что все это не стоит внимания. Я благополучно забыла об этом, но вспомнила благодаря общению с одноклассниками и очень удивилась своей памяти, что она преподнесла мне такой неприятный сюрприз о моей первой учительнице.
... Рядом со школой шли реставрационные работы  известнейшего в Казахстане исторического мавзолея, построенного хромым Тимуром в честь его учителя - суфия еще в 1395-1400 годах и мы часто бегали туда и находили древние монеты, черепки старинной посуды. А один из одноклассников как - то нашел старинные кожаные свитки и про него написали в местной газете. Это было для нас событием - наш одноклассник стал знаменитостью!
...В средних классах нас перевели в новую школу,началась новая жизнь -  появились учителя - предметники. Любили географию, которую преподавал добрый дядечка,Мурат С., на уроке которого мы разрисовывали контурные карты. Он что-то нам рассказывал, девочек он вызывал отдельно, к своему столу, дышал нам в затылок,чуть ли не гладил нам голову. Тогда это не казалось странным. А сейчас иногда думается об этом не очень хорошо. Мне он ставил четверки, несмотря на мои старания - рисовала я отлично. Однажды я, пятиклассница, не выдержала и прямо на уроке спросила, за что он ставит мне четверки, он растерялся, ничего  не ответил и я стала получать  пятерки. Как-то дома я с возмущением рассказала об этом родителям и вдруг папа расхохотался - на наши изумленные вопросы и взгляды папа рассказал, что когда - то в юности он в какой-то потасовке набил моему будущему учителю физиономию. Такое совпадение было забавным.
... Литературу нам преподавала наша обожаемая Раиса Т. Она была увлечена своим предметом, влюбила нас в литературу, научила анализу произведения, рассуждениям. Но, при всей своей культуре,  у нее тоже были странности - она могла наказать плохой оценкой просто по настроению, высокомерно учить нас как вести себя. А однажды она чуть  не оттаскала за волосы нашу одноклассницу за то, что та пришла с распущенными волосами и чудом  не поплатилась за это суровым наказанием - одноклассница упала в обморок, оказалось, что она страдала пороком сердца. Ее увезла скорая. Полгода ее не было в школе. А Раису Т. спасло то, что городок был маленький и все знали друг друга и она, в сущности, была неплохим человеком, хорошим учителем. С ней связаны очень, так скажем, интимные вещи - все мы знали и спорили, в каких панталонах она придет сегодня в школу: в розовых, голубых, оранжевых, бежевых? Все дело было в том, что она очень низко наклонялась над партой и в поле нашего зрения попадали ее длинные панталоны, которые натягивались на  нейлоновые чулки,  едва прикрытые кримпленовым платьем. Смешно это было для нас...
...Самым беззащитным учителем был Манап К., учитель рисования. Это был беззащитный, маленький человек с тихим голосом и добрым сердцем. Что только мы не вытворяли на его уроках! И кричали, и скакали, и без разрешения выбегали из класса, игнорируя его тихие крики и просьбы. Злые мы были, что ли, не пойму. Нашей любимой темой была, конечно же, свободная. И этот человек подчинялся нашим просьбам. Редко кому он ставил плохие оценки. Однажды, когда я уже училась в педучилище, придя домой , я с удивлением встретила его у нас дома - он пришел класть огромную голландскую печь. Как оказалось, Манап К., был редким мастером этого дела, прекрасным печником. Прошло больше сорока лет, а в родительском доме эта голландка так и стоит, и ее время от времени разжигают, несмотря на наличие газового отопления. И это так здорово, вызывает чувство ностальгии по детству, по той семье, где еще живы бабушки, дедушки и мама...
...В средних классах к нам пришел учитель  биологии, человек уже нового поколения, неженатый молодой специалист. И все девочки, конечно же, влюбились в него безответно и напрасно. Нам казалось, что все в нем прекрасно, особенно мизинчик на левой руке - он отрастил длинный ноготь и нам казалось, что высший пилотаж шика. Смешные такие.
... В класс стремительно заходил завуч нашей школы и по совместительству, учитель черчения, Алексндр С. или АС, как мы его называли. Это был спокойный, холодный человек, очень выдержанный, умный и строгий. Мы его и любили, и уважали, и боялись.
 Интересно, что выйдя на пенсию АС занялся частным бизнесом - у него был небольшой парк маршрутного такси. И большой дом, и все, что нужно для хорошей жизни. Его сын уехал в Новосибирск, дочь, красавица -блондинка Лиля, вышла замуж за местного простого парня - узбека. А АС и его жена, Валентина Н, которую когда - то привез из армии, забыв про свою невесту Галину, вдруг решили все бросить и уехать на историческую родину Валентины Н. И уехали, продав все, что у них было. Дочь ехать отказалась. У нее своя семья. Прошло энное количество лет. Я, будучи уже взрослым человеком, приехала навестить папу. И на местном рынке столкнулась с Валентиной Н.  - она продавала какое - то барахло. Она узнала меня. Я была просто ошеломлена этой встречей, не ожидала ее увидеть в таком месте и в таком состоянии. Она, поплакав, рассказала мне, что не смогли жить на новом месте - заела ностальгия по нашему городу, по друзьям, по дочери, внукам, по людям - доброжелательным, гостеприимным местным жителям, что не скажешь, по ее словам, о том окружении, куда они попали. Я была рада ей.
... Воспоминаний много.Есть и хорошее, есть и плохое. И это все просто жизнь обычных людей. Спасибо одноклассникам,за то,  что навеяли такие воспоминания. которые вернули в детство, школьные годы. 


Рецензии