Что же такое хорошо воспитанный человек

               
                В молодости я считал себя человеком отлично воспитанным. При встрече со знакомыми я умел вежливо и спокойно поклониться. В разговоре внимательно слушал собеседника, не позволял себе перебивать его рассказ, как бы длинен он не был. В споре, даже самом горячем, никогда не кричал и тем более не употреблял грубых слов. Не было случая, чтобы я нечаянно толкнул кого-нибудь и не извинился, или прошел в дверь первым, не уступив дорогу спутнику.

Словом, воспитание мое казалось мне безупречным.
Но это только казалось. И выяснилось это совершенно неожиданно.
Как-то во время студенческой практики, мне пришлось прожить две недели с артелью лесорубов. И вот однажды вечером я нечаянно услышал разговор, запомнившийся мне навсегда.

Присев на пороге нашей просторной землянки, артельный староста тихо беседовал со стряпухой. Речь шла обо мне.
- Парень – то он ничего, - говорила стряпуха, - грамотный, да уж больно серый. Видно, никогда в артели не жил. Воспитания нет никакого.

- А что? – заинтересовался староста.
- Да все делает не по – людски. Умываться начнет – весь пол зальет, потом подтирай за ним. К столу сядет, нет, чтобы сперва жидкое хлебать, сразу без команды, со дна мясо таскать начинает. Уж на что нетрудное дело – ложку ко рту поднести, так и то не приучен: хлеб под ложку не подставит, на стол накапает. И где он доселе жил?

Я слушал и чувствовал, как краснею. «Ну и ну! Так, значит, я серый?». Сперва я конечно, обиделся. Но потом, поразмыслив, понял, что стряпуха по-своему была права.
Правда, по утрам я не забывал с ней поздороваться, вежливо сторонился, когда она несла к столу кипящий горшок со щами, а вставая из-за стола, благодарил за обед. Но это ее не удивляло. Для нее это было привычно и естественно. В порядочной артели иначе не бывает.

Но вот те пробелы в моем воспитании, о которых шла речь, были очень заметны. И примириться с ними она не могла.
Впрочем, с моей стороны большой вины здесь не было. С детства я жил в квартире с водопроводом, ел из отдельной тарелки. Мне не приходилось умываться над ведром из ковшика, не случалось, есть из общего артельного котла.

Поэтому я не знал особых правил поведения, которые были обязательны для людей, живших тогда в землянках. А выполнять их было немало важно, чем те, городские, которым я привык подчиняться.

Артельные правила необходимо было соблюдать для того, чтобы не давать лишнего труда стряпухе, чтобы всем доставалось поровну мяса, чтобы общая жизнь в землянке шла легче и дружнее.

Этот случай заставил меня впервые задуматься: что же такое хорошо воспитанный человек? Каковы на самом деле те правила поведения, которым мы обязаны подчиняться?
Впоследствии, я убеждался не раз, что правила эти существуют повсюду – в любом обществе, в каждом коллективе. Кое в чем они отличаются. Это зависит от условий, в которых живут люди.

Сейчас в артелях не приходится, есть из общего котла, да еще помнить, чтобы не съесть больше соседа. Так что поговорка «Раньше батьки с ложкой не суйся», пожалуй, не всем понятна.

Возникла эта поговорка в давние времена, когда в крестьянских семьях все хлебали щи из одной миски. Щи обычно бывали «пустые», без мяса, но в праздники в них иной раз были накрошены кусочки говядины. В этих случаях полагалось сначала всем похлебать одну жижу и лишь после того, как отец первым зачерпнет со дна мясо, разрешалось «таскать» кусочки и остальным.
Зато сейчас существуют правила, какие не знали в старину.


Рецензии
Действительно, в каждом монастыре свой устав...

Ольга Григорашенко   19.01.2024 23:38     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.