31 июля. Кулаки в кармане

31 июля 1965 года на международном кинофестивале в Локарно состоялась премьера фильма "Кулаки в кармане". Этот фильм стал первым полнометражным художественным кинофильмом 26-летнего выпускника римского Экспериментального киноцентра и слушателя высших лондонских кинокурсов Марко Беллоккьо. Свой дебютный фильм молодой режиссёр снял на деньги, которые взял взаймы у своего брата, - 50 миллионов лир, или 80 тысяч долларов. Съемки фильма производились в доме матери режиссёра, где прошло его детство.

На фестивале в Локарно фильм был удостоен премии "Серебряный Парусник". (С 1968 года премии на Локарнском фестивале были переименованы из Парусов в Леопардов: Золотых, Серебряных, Бронзовых.) Несколькими днями позже фильм "Кулаки в кармане" был представлен на Венецианском международном кинофестивале. На этом фестивале фильм молодого кинорежиссёра в конкуренции за главные призы не участвовал, тем более, что в числе конкурсантов были такие шедевры, как "Туманные звезды Большой Медведицы" Лукино Висконти, "Любовные похождения блондинки" Милоша Формана, "Безумный Пьеро" Жана-Люка Годара, "Красная борода" Акиры Куросавы, "Симеон столпник" Луиса Бунюэля, "Застава Ильича" Марлена Хуциева и другие. Но зато фильм Беллоккьо получил приз города Имола, вручаемый начинающим и перспективным деятелям искусства.

Других серьёзных фестивальных наград фильм Марко Беллоккьо не удостоился, зато положил начало целому направлению в европейском кино, которое получило название "кино контестации" или, проще говоря, "бунтарское кино". Российский кинокритик Евгений Нефёдов усматривает проявление бунтарства уже в самом названии фильма, которое, формально никак не связано с содержанием фильма. Причём, по мнению Нефёдова, выражение "кулаки в кармане" является близким по смыслу русскому выражению "кукиш в кармане", но отражает гораздо более мощный негативизм в отношении окружающей действительности. (1) По мнению некоторых критиков, фильм стал предтечей бурных проявлений протеста европейской молодёжи 1968-го года.

Из-за ярко выраженного бунтарства главного героя эту роль не смог сыграть знаменитый итальянский певец Джанни Моранди. Моранди был первым, кому Марко Белоккьо предложил роль Сандро, и Джанни очень хотел её сыграть, но звукозаписывающая компания RCA Italiana, с которой у певца был заключён контракт, запретила ему играть эту роль. Причина в том, что по мнению руководства компании, и, скорее всего, вполне обоснованному, роль главного героя в фильме Марко Беллокьо могла серьёзно испортить имидж певца в глазах значительной части итальянского респектабельного общества.

Многочисленные отзывы кинокритиков, в целом весьма положительные, очень по-разному определяют смысл и жанр фильма. Кто-то относит этот фильм к семейным драмам, кто-то - к криминальным драмам, кто-то - к хоррору, а Кинопоиск вообще назвал его "трагикомедией о семье сумасшедших эпилептиков". На мой взгляд, уж чего-чего, а комедии в этом фильме нет ни грамма. А видеть в содержании фильма исключительно описание "семьи сумасшедших эпилептиков" в интеллектуальном плане равнозначно тому, чтобы в шедевре Милоша Формана "Пролетая над гнездом кукушки" видеть исключительно описание способов лечения психических заболеваний.

Любопытна интерпретация авторского замысла, которую осуществил Станислав Луговой, определивший жанр фильма как фильм-аллегорию и написавший в своей статье от 2019 года: "Весь аллегоризм «Кулаков в кармане» укладывается в нехитрое: слепая мать — это родная Италия, ничего не замечающая ни вокруг себя, ни внутри общества, занятая лишь трогательными воспоминаниями о былом величии и стремлением к контролю; расчетливый старший братец — итальянская элита, который стремится получить от родины по максимуму и благополучно свалить туда, где комфортнее, наплевав на тех, кто останется. Младший беззащитный брат-дебил — молчаливое большинство, с которым можно делать все что угодно, народ, что безмолвствует (Леон произнесет за весь фильм лишь одну фразу). Отец, который, считай, заварил всю кашу, отсутствует — чем не намек на тоталитарное прошлое в лице фашистского режима и дуче. А Алессандро — то самое меньшинство, способное на бунт, подверженное нарциссизму и многочисленным комплексам, мечтающее прикончить ветхую мать-Италию, взгромоздить ноги на ее гроб, сорвать покровы с итальянской элиты, наказать народ за тупое молчание утопив его в ванной и добровольно принести себя в жертву. Инцестуальные намеки — возможно, просто дань грядущей сексуальной революции, всегда идущей под руку с революцией социальной."
В Советском Союзе этот фильм не демонстрировался. Возможно, из-за своего бунтарского содержания, а, может, из-за того, что Марко Беллокьо в 60-х годах придерживался коммунистических взглядов в маоистской трактовке.

Несмотря на то, что кинематографическое движение контестации давно сошло на нет, современные кинозрители достаточно высоко оценили этот фильм Марко Беллоккьо. 63% пользователей IMDB и Кинопоиска по всему миру поставили фильму оценки от 8 до 10. С учетом этого показателя и изложенного выше, рейтинг фильма "Кулаки в кармане" (см. Предисловие) составил 8,047, благодаря чему он занял 653-е место в Золотой Тысяче.
________________________________________________________


Рецензии