Дружба, проверенная временем. Берлиоз и Мендельсон

   Если мы говорим спасибо Марие Стюарт за белое платье невесты, то за "Свадебный марш", который звучит на свадьбах вот уже более 160 лет, мы благодарим Феликса Мендельсона(он на фото). Но, если честно, не его, а приницессу Викторию, 17-тилетнюю дочь королевы Виктории, выбравшую для своей свадебной церемонии именно этот марш. И это было в 1858 году. 

   Но я речь не о марше, а о его создателе. Мендельсон был не очень щедр на похвалы, а вот "ужалить" мог больно, хотя был человеком дружелюбным и спокойным. Жало он выпускал в тех случаях, когда дело касалось музыки.
   Никогда, например, он не произносил имя Баха, не прибавив иронически - "ваш маленький ученик". Мендельсон был настоящим дикобразом, когда говорил о музыке. Не знали, с какого бока к нему подойти, чтобы не уколоться. В любой другой области он был человеком прекрасного характера, очаровательным и кротким, легко переносил возражения.

   Познакомились Мендельсон и Берлиоз в Риме. Это были своеобразные отношения, в которых имели место взаимные колкости, подшучивания, ирония.
   Однажды Берлиоз с восторгом высказался о Глюке. Мендельсон ответил насмешливо и удивлённо:
 - Вот как, вы любите Глюка?
   Это было сказано тоном, который можно было понять так:"Каким образом, такой музыкант, как вы, может подняться до такой высоты мысли, обладать столь живым чувством величия стиля и правдивости выражения, чтобы полюбить Глюка?"

   Берлиоза такая реакция Мендельсона оскорбила, но он смолчал. Однако, вскоре представился случай отомстить ему за эту выходку. Берлиоз привёз из Парижа арию Астерии из итальянской оперы "Телемак". Ария была совершенно очаровательна, но мало известна. В ожидании Мендельсона, Берлиоз положил на рояль рукописный экземпляр, на котором не было имени автора. Появился Мендельсон, увидел ноты и счёл своим долгом проиграть их на рояле. На последних тактах, на словах:
     О день! О  нежные взгляды!
     О воспоминания! О любовь!  Мендельсон самым карикатурным образом стал пародировать. Мендельсон с удивлением остановил его:
 - Вот как? Вы не любите Глюка?
 - Как Глюка? - в свою очередь удивился Мендельсон.
 - Увы, мой дорогой, ария эта Глюка. И я знаю его лучше,чем вы, и я придерживаюсь вашего мнения более, чем вы сами...

   В другой раз заговорили о метрономе и его полезности.
 - Для чего нужен метроном? Это совершенно бесполезный прибор. Музыкант, который с первого взгляда на вещь не схватывает её темпа - тупица! - с жаром произнёс Мендельсон.
   Берлиоз хотел ответить, что на свете много тупиц, но смолчал. И снова случай помог ему. На следующий день Мендельсон попросил Берлиоза взглянуть на партитуру увертюры "Король Лир", которую тот только что закончил. Медленно и внимательно прочитав её,  Мендельсон сел за рояль, положил руки на клавиши, чтобы сыграть и сказал:
 - Укажите мне ваш темп.
 - Зачем? Не вы ли вчера говорили, что музыкант, который при первом взгляде на произведение, не схватывает его темпа - тупица...
 
   Однажды Берлиоз и Мендельсон вместе осматривали термы Каракаллы и поспорили о хороших и плохих человеческих поступках и о воздаянии за них. Мендельсон высказывал своё мнение, исходя из религиозных соображений. Берлиоз ему возражал. В этот момент нога Мендельсона подвернулась и он покатился вниз по развалинам крутых лестниц, набивая себе синяки и ссадины. Берлиоз, помогая ему подняться, сказал:
 - Полюбуйтесь на небесную справедливость! Я богохульствовал, а вы шлёпнулись.
   Вскоре после этого Мендельсон, не попращавшись, исчез.
   Композиторы пошли в искусстве разными путями и больше не встречались. Так прошло 12 лет. Берлиозу представился случай поехать с концертами в Лейпциг, но он опасался, так как там было неограниченное владычество Мендельсона. И вдруг, совершенно неожиданно, он получает письмо от композитора, дружеское и очень милое.

   Приезжает Берлиоз в Лейпциг и сразу идёт в концертный зал "Гевандхауз", где ему предстоит дать концерт. В это время здесь репетировал Мендельсон. Берлиоз был очарован всем: голосами певцов, мастерством оркестра, но больше всего - блеском музыки.
   Довольный собой Мендельсон спустился с подмостков, Берлиоз пошёл ему навстречу. Они обменялись приветствиями, и одна и та же мысль одновременно пришла им в голову.
 - Боже! Уже 12 лет! 12 лет минуло с тех пор, как мы вместе мечтали в Римской равнине! - сказал Мендельсон.
 - Да, да, и в термах Каракаллы также!
 - Неисправимый насмешник! Всегда готов надо мной посмеяться!
 - О, нет, совсем не смеяться! Это лишь для того, чтобы испытать вашу память и посмотреть, простили ли вы мне мои выпады. Я настолько далёк от смеха, что с первой же нашей встречи хочу очень и очень серьёзно попросить вас поднести мне подарок, которому я придаю очень большую цену.
 - Какой же именно?
 - Дайте мне палочку, которой вы только что дирижировали.
 - О! С удовольствием, при условии, что вы пришлёте мне вашу.
 - И таким образом я отдам вам свою медь за ваше золото. Ну что ж, я согласен.

   Музыкальный скипетр Менделсон немедленно вручил Берлиозу, а на следующий день Берлиоз послал ему свой тяжёлый кусок дубового дерева с письмом:"Вождю Мендельсону! Великий вождь! Мы обещали друг другу обменяться нашими томагавками. Вот мой! Мой - груб, твой - прост. Только женщины и бледнолицые любят украшать оружие. Будь моим братом! И когда Великий Дух пошлёт нас охотиться туда, где обитают души, пусть воины повесят наши скрещенные томагавки у входа в Совет".

   Мендельсон очень помог Берлиозу в организации его концерта и даже сам сел за рояль, чтобы поддержать друга.
 
 
 


Рецензии