Квадраты черный, красный, голубой. Выбирай себе лю

    

 Квадраты в живописи 20х годов.

Словно в детской считалке: черный,белый,красный,голубой,выбирай себе любой! 
    
       Первое  появление  квадрата как  символа.
 
 В XVII веке в Европе большой  известностью пользовался член тайного общества  ро-зенкрейцеров,(Роза и Крест) философ, маг, алхимик Роберт Фладд.
 
  Как у всякого порядочного мыслителя, у него была своя теория возникновения мира.
 Про теорию «Большого взрыва» он,как и все остальные, тогда ничего не знали.
   
Чтобы проиллюстрировать свою теорию,(Возникновение мира) он нарисовал шесть рисунков, отражающих  процесс развития  космоса от первозданного хаоса до появления живой материи.

 Так вот, на первом  из них, «Великая тьма», и был изображен  черный  прямоугольник, со всех сторон ограниченный белыми  полями.

  (как и квадрат Малевича, он тоже ограничен белыми полями).
  Правда  на  полях  Фладд написал  по-латыни,  «И так до бесконечности».
 
 А вот Малевич, он ведь не философ, а художник, и поэтому ничего не написал. 
 В смысле буквами.

 Думаю. 
 Этот-то рисунок и скопировал Каземир  Малевич в  своем «Черном квадрате».

 А возможно позаимствовал саму идею?

Был еще и Пол Билхолд , вот он как раз и  написал  «Драку негров ночью».

 А на работе Роберта Фладда, не было ни  негров, ни драки в темной комнате, а  только « Черный квадрат».

Полагаю Пол Билхолд создал свой  шедевр  скорее  с Понтом,  как сейчас  говорят,   нежели с явным желанием  разбогатеть.
   
Но бедняге Полу Билходу не повезло, он не смог окружить свою картину  мистической  тайной, и увлечь зрителя философскими познаниями  глубин Вселенной. 

   Видимо было  еще рано,  время  пиара тогда  еще не пришло. 
Как не жаль, но  пальма  первенства  досталась  не  ему.

  Так  часто  бывает  и не  только  в  живописи.
  Его картина так и осталась  обыкновенным  черным пятном  на холсте.

  Очевидно, Казимиру Малевичу очень повезло, Пиар уже появился.

 А как бы иначе он сумел так креативно податьсвой «Черный квадрат»?
      
 Ведь в искусстве очень важно уметь преподнести публике даже свои  испорченные работы.    
 Журналисты  окружили  «Черный квадрат»  мистикой  и  он получил ответную   реакцию публики.
О черном  квадрате, начнем  с холста, все думают, что художники начала  20века,  писали на белых холстах, это  вовсе не  так.
 
Художники писали  на льняных, грубых  коричневых холстах, загрунтованных  желатином, иногда этот холст кое где просто лессировали, совсем  не записывая   его плотно цветом.
  Бывало специально оставляли кусочки холста не зарисованными.

 Делали это в тени, при  живописи  земли или  травы, так поступал Шишкин , в работе  «Сосны  на  закате», пользовались этим приемом и  другие, например  Репин. 
   Ну да ладно, мы же о квадрате, так вот холст под  живопись был  не белый.

 Отсюда получается, Малевич сначала закрасил  его белым, а потом, что то написал  на нем цветом, а вот каким нам не известно.

 Возможно, это был «Красный квадрат» или «Белый», а такой тоже есть.

 Далее он закрасил эту живопись  "Черным  квадратом", по еще не высохшей  краске,   именно отсюда на "Черном квадрате" позже появились кракелюры.
 
   Теперь о самом  квадрате, он не совсем  квадрат  углы у него  не  ровные.
 
Собственно создается  впечатление,  что многие спорщики и писатели, живьем его и  не видели ( кавадратов Малевич написал 4 штуки).

Один в Третьяковке, второй в Русском музее (вот он совершенно черный), третий купил один Московский банк, а судьба четвертого мне не известна.
 
 На холсте совсем не одинокий квадрат, а " Квадрат на Белом" поле( Белое вокруг  квадрата, это не паспарту и не рама). 

Получается нечто типа Буддийских  «Инь и Янь»,  « черное   и  белое».
 Известная  тема, есть  даже в незавершонном романе Стендаля "черное и белое".

Да и вообще «Black  and  White»  появился за долго  до  Малевича. 
Значит на холсте Малевича двое действующих лиц,  помните?

 Это сначала « Белое  Поле», а вот уже на нем «Черный  квадрат».

Это я к разговору о  композиции картины, кто не согласен пусть сходит в  Третьяковку и убедится.
А теперь  в  разговоре о любой картине всегда  есть несколько подходов.

 На примере, пресловутого Черного  Квадрата, 1й подход с точки зрения   Классической  живописи это Мазня фузой. 

 2 й подход, с точки зрения всяких «измов», это поиск  стиля.
    
 3й  подход,  с точки зрения  мистики, это символ, но тогда сразу и Плагиат  (вспоминая Роберта Фрадда).

 И самое последне   4е.   С коммерческой точки зрения это Пиар и бизнес на  нем.   

 Правда,  заигрывание  с мистикой  и  ее символами, всегда заканчиваются  трагически.
А мы помним, что помимо черного квадрата у Малевича был еще Черный крест бога  Митры (Ассирия и древний дохристианский Рим верили в бога Митру). 

 В годы, предшествующие принятию христианства, на протяжении почти 400 лет, жители Рима и вся империя поклонялись богу Митре.

Символ бога Митры  был и Петух. 

Митраизм считается последней религией Римской империи перед  христианством.

 Получается, для  Малевича как  и для Фюрера  игры с мистикой (крест свастика,   символ вращения солнца) закончились трагически.
 
  Ибо любые игры  с символами, только для корысти всегда кончаются одинаково  плохо.
 Но все по порядку  1917 году Казимир Малевич,  как  авторитетный художник,   получил пост  комиссара отдела  ИЗО  Совнаркома.

 И почти сразу же перед ним  была поставлена важная задача, создать знаки различия для работников  ВЧК и  Красной армии.

 В основу своей новой работы  Малевич положил все тот  же «Черный квадрат» и  производные от него фигуры, треугольник, ромб.
 
Написал он свой «Черный квадрат» в 1915года, а дату поставил 1913год.

   Идея его не нова. 
Теперь про знаки различия на петлицах у  военных.
 Предложенные художником  эскизы в  верхах получили самое горячее одобрение.
 
Так очень скоро чекисты, и красноармейцы облачились в новую форму по эскизам Виктора Васнецова, но с «нашивками от Казимира Малевича».
   
 А новую форму, еще для Царской армии, шапки в виде древних шлемов, и шинели с  застежкой почти как у стрельцов придумал художник Виктор Васнецов.
   
Царскую армию не успели переодеть в новую форму, чем и воспользовались      Большевики.
 
В  конечном итоге "Черный  квадрат" Малевича окончательно его доканал.
   Но это будет несколько  позже .

А сейчас в 1927 году Казимир  Малевич  получил приглашение преподавать в  знаменитом Баухаузе ( Берлин первая школа Дизайна).

 Он привез, конечно,и свои работы, коим навсегда сужденобыло остаться за   границей.
(Но об этом он тогда и не догадывался даже). 
     Пять  лет  пролетели незаметно.
 
 В 1933 году к власти пришел Гитлер,(а евреев он  не любил, как известно) а  Малевич вернулся в Россию, и как оказалось навсегда.

 В Ленинграде  его неожиданно арестовали и  предъявили серьезное обвинение.

Выяснилось, некоторые знаки  различия нацистских  спец-служб,  состоят из тех   же элементов, что и  на петлицах советских чекистов  и  военных!
    
  Меня это тоже удивляло,  пока  не  узнал , что их придумал  Малевич. 

От художника  требовали, признания  в сотрудничестве с немецкой разведкой.
  Три месяца Малевич  провел в застенках ленинградского ОГПУ, потом  его  выпустили.   
   Как оказалось,  чтобы умирать.
   
 Художник  заболел раком,  скорее всего, сказались перенесенные им тюремные пытки, а возможно и заигрывание с древними тайными знаками.
 
  Думаю,  Малевич и сам не предполагал, что его "Черный  квадрат" вызовет столько дискуссий, что в нем вдруг увидят вселенную  в  кракелюрах на холсте (ошибка в технологии, очевидно,  не  дал хорошо высохнуть  нижнему слою краски).

 Извиняюсь , но лично я там  ничего  не увидел.

Собственно и Пиар был скорее со стороны журналистов, в те времена впервые    начали зарабатывать на  сенсациях. 

Что  сказал о квадрате  Александр Бену.

 «Черный квадрат в белом окладе — это не простая шутка, не простой вызов, не случайный маленький эпизод, случившийся в доме на Марсовом поле, а это один из актов самоутверждения того начала, которое имеет своим именем мерзость запустения и которое кичится тем, что оно через гордыню, через заносчивость, через попрание всего любовного и нежного, приведет всех к гибели».
 
 Бенуа конечно завернул!

Искусствоведы Третьяковской галереи, изучавшие хранящееся у них сокровище буквально по миллиметру, пришли к выводу: под слоями черной и белой краски автор «спрятал» другое изображение, которое ему не понравилось.

 Тогда, судя по всему, Малевич и решил неудавшееся творение превратить в черный квадрат на белом фоне.

А возможно его подвигло то, что у него умер 14 летний  сын, вот он со злобы и замазал фузой свой  "Цветной  квадрат".

  Были предположеня что Красный, но  только предпложеня, а вдруг "Белый на белом"?
 И такой у Малевича есть!  Но это только  мои догадки.
 
 Но  я  слышал  версию, о причинах создания черного квадрата,  очень   похожую   на  правду, (со слов моего друга, окончившего Историко-архивный институт, отделение Секретной  документации.) 

 Однажды по работе, роясь в архивах,( надо сказать он любит историю, всякие тайны и всегда выяснял кое-что для себя).

И так он обнаружил записку, в которой Малевич  в разговоре окритиках и  журналистах сказал, что они не разбираются в живописи, и часто пишут от себя всякую чушь.

 А дальше он предложил одному богатому  Галеристу, что он Малевич напишет нечто,  о котором совсем нечего будет сказать.
 
Ну совершенно Нечего.
  Малевич выполнил заказ.

Это и был «Черный квадрат», ну что о нем вроде можно сказать,с точки зрения классической живописи.
 Но на  выставке  Галерист, при всем  естном народе, предложит  за работу Малевича очень Большие деньги.
 
    Тут все и завертелось.

 Не  знаю,  правда  это или  нет, документ выносить и копировать было строго запрещено,(1977 год) но очень уж похоже на правду.

 Исполняя  последнюю  волю Малевича,  жена художника  похоронила  его в   подмосковном  поселке  Немчиновке, под огромным  столетним дубом, одиноко  стоящим посреди поля.

На  могиле  «отца русского авангарда»  установили  Белый каменный куб (вот вам  опятьчерное и  белое), с  нарисованным на нем Черным квадратом.

 Однако после Великой  Отечественной  войны колхозники выкорчевали дерево  и убрали памятный  куб, чтобы не мешал распахивать поле...

Теперь к  разговору о  художнике, Каземире  Малевиче  скажу, что  на той-же  выставке (сейчас это все есть в экспозиции Третьяковки).

 Я увидел работу, очень удивившую меня, как мне думается во много раз интереснее Черного квадрата.

Это был Мужик с косой, работа пред  которой я  долго стоял, совсем  не понимая,  что меня остановило.
 
Потрясающий  сложный зеленый  цвет не  отпускал, заставляя  смотреть и смотреть ,  необычное решение  фигуры,  вот  я  и  стоял  и смотрел, совсем  не  воспринимая   ничего вокруг себя.

Надо заметить к тому времени я начал писать в стиле «Наив», может это тоже повлияло?
Словно  эта картина  вдруг утащила  меня  внутрь полотна, в  то, такое далекое  от нас суровое время 20х годов.
   
 В ней я почувствовал атмосферу той деревни в начале века, картина просто словно   пахла тем  временем перемен, и светила  красками  начала нового сурового века  России.

 Это был  крестьянин  с  косой  на  фоне  зеленого  поля.

Никакой  конкретики,  никакого  реализма,  а  то  время   передано    верно.
 
 Как говорил сам малевич о своем "Крестьянском" цикле, «я остался на стороне искусства крестьянского и начал писать картины в примитивном духе.

 Сначала, в Первом периоде, я подражал иконописи.

Второй Период был чисто «трудовой»: я писал крестьян в труде, жатву, молотьбу».   

Третий Период: я приблизился к «пригородному жанру» (плотники, садовники, дачные места, купальщики).

 Четвертый Период — «городской вывески» (полотеры, горничные, лакеи, служащие).
Его работы  крестьянского периода  очень декоративны.

 Они хорошо смотрятся  в большом размере как плакат, а один известный  бренд  даже выпустил футболки с  его жницей и косарем.

 Белые футболки   смотрелись  авангардно  и ярко.

 Борода  лопатой,  круглые  руки, нет конкретного лица, он как выражение  сразу  всех, т.е. толпы, будущих  безликих  рабочих и колхозников.
   
 Когда Мужик  станет просто  винтиком  в  механизме   всей  Страны.         
 И многих она  безжалостно переломает, за весь 20  век. 

А работа  «Крестьянин  на  фоне  креста».
     Интересная  композиция.
    Понятен ли  смысл? 
      Лицо на фоне.
Я и сам  не считаю его первооткрывателем, многие  темы он просто  позаимствовал.
   
Но как отражение  своего времени  он  известная  фигура  в истории  страны.

Работы о тех временах написанные  в  реализме  не вызывали во мне  такого  ощущения того времени, хотя  все написано очень материально.
 
 Думаю  едва ли сам автор понимал  подлинное  значение этих работ,  (крестьянский цикл) и  не только для меня лично.

Безо  всякого  сомнения,   весь крестьянский цикл Малевича, а у него одних  Косарей  несколько,  да  еще сенокосов  и крестьянок, это подлинное отражение  того времени.      

 Есть у него и  красный  "Крестьянин  косарь".

Мы видим  напряженный  красный  фон и  крестьянин  безрадостный такой.
 ( Хранится  в Новгородском  музее).
  Искусствоведы  говорят,   что  они увидели…

В фигуре крестьянина, застывшей  в трагическом оцепенении, запрессована  совокупность страданий и чаяний всего русского крестьянства.

Перед  нами не какой-либо  конкретный человек ( как я уже говорил)  с  его переживаниями, а русский крестьянин вообще, с его болью и упованием на Бога
 
 Лицо крестьянина, торжественно стоящего на пылающем красном поле выражает весь народ.
 А мне вот показалось, что все совсем наоборт, и он готов вот-вот разгромить и  сжечь  барское имение  и  однять бунт.

   Но предупреждаю, это только  мое мнение.

Если интересно,то найдите крестьянский цикл Малевича в интерненте и посмотрите.

Не подумайте  что я ярый поклонник  Каземира Малевича, у каждого  свои  приоритеты.
 Я просто передал свои юношеские впечатления от увиденного в Третьяковке  (Крестьянин на зеленом поле), и  еще рассказал о том времени.
 
 Я и сам не считаю  его первооткрывателем, многие темы он просто позаимствовал.
   
 Но однако он создал стиль Суприматизм, у  него много теоретических трудов по  композиции  и теории рисунка.

 Понятно это для художников.

 Однако  как  отражение своего времени в  живописи  он без сомнения яркая   фигура в истории  страны.

В итоге Малевича признали выдающимся художником.

Он шел к этому долго и упорно, терпя неудачи и унижения.
Через нищету и разочарования в своих силах он не смог утвердиться как реалист, импрессионист, футурист и кубофутурист.

  Ко всему прочему,  да  он сам видел вторичность своих работ.
   Самолюбия же и амбиций природа отмерила ему щедро, и вот пришло его время.

Но расплата была под стать успеху: молодой и здоровый, он свалился с сильнейшим нервным истощением.      
 Эксперименты Малевича с цветом оказались полезны в сферах, далеких от живописи.
 
Он доказал, что Белый цвет усиливает Боль, и предложил одеть врачей в  Зеленоватые одежды, и не красить стены в больнице Белым.   

 Жилеты  дорожных  рабочих тоже изобрел Малевич: Оранжевый  цвет, цвет   Опасности и тревоги.
   
А супрематические работы художника легли в основу современного дизайна интерьеров, в небоскребах видны егообъемные супрематические конструкции.
 
 Малевич интересовался космосом, ввел в научный обиход слово «Спутник», изучал  невесомость, проектировал дома-спутники.

 А  если рядом повесить ещё парочку таких же"квадратов " как определить подлинник?   
Не определить,  потому как не сам "квадрат" важен,  а имя автора, его скандальная известность. 
 
Точнотакое же желание заявить о себе движет современных "модернистов", оставляющих свои надписи на сиденьях в транспорте, на стенах домов, на скалах в горах - "здесь был Вася!"

Сегодня можно точно сказать, что эта мода расползается.
   
И это поп - шоп - арт – модерн, в современных постановках в театрах, в балете, на выставках "художников"-"модернистов красоты. 

 Если искусство перестает делать человека лучше, то оно перестает быть искусством.   


 


Рецензии