Глава 156. Мендельсон. Фортепианный квартет

Феликс Мендельсон
Фортепианный квартет №3 си-минор
Тигран Алиханов (фортепиано)

valla: Самый потрясающий из фортепианных квартетов Мендельсона!
Загипнотизирована этой музыкой!
Сегодня больше не могу ничего слушать!
Блеск!!!!!!!

Aelina: В первой части этого квартета в сжатом виде переплетаются все темы предыдущего, фа-минорного, как будто автор в прологе напоминает о прошлом, призывая жить в настоящем, не оборачиваясь, и восславляя текущий момент.
Действие захватывающего романа продолжается, главный герой мужает и набирается опыта, но его душа, по-прежнему, открыта красоте, которая с торжествующей живительной силой расцветает в финале!
Как мне кажется, эти два произведения — словно стороны одной медали и слушать их нужно поочередно, для полноты картины и счастья.

Gabriel_Langfour: В марте 1825 года отец Мендельсона согласился позволить Феликсу продолжить музыкальную карьеру, но только в том случае, если его потенциал будет признан профессиональными музыкантами. Феликс привез свой фортепианный квартет си-минор в Парижскую консерваторию, где его исполняли Луиджи Керубини и концертмейстер Парижской оперы Пьер Байо. По словам Мендельсона, музыканты поначалу были небрежны, но в начале первой части прониклись энтузиазмом и с потрясающей скоростью сыграли весь квартет до конца. Байо подошел к молодому композитору после исполнения и, не говоря ни слова, просто обнял его

Aelina: Кстати, неожиданно заинтнресовал вопрос, почему все брачующиеся вступают в семейную жизнь именно под музыку Мендельсона, и вот, что нашла:

«Впервые марш Мендельсона прозвучал в 1843 году во время церемонии бракосочетания принца Тезея и принцессы Ипполиты. Правда, и принц, и принцесса были не настоящими, а героями комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь».

Феликс Мендельсон создал музыку к спектаклю по заказу Прусского короля Фридриха Вильгельма IV. И с выбором композитора король не ошибся. Спектакль «Сон в летнюю ночь» с музыкой Мендельсона с успехом сыграли в Потсдаме, потом по всей Германии, Италии и даже на родине Шекспира — Великобритании.

Мендельсон остался доволен успехом, комедия Шекспира давно привлекала его внимание. Еще в семнадцать лет музыкант написал к комедии увертюру, ставшую первым значительным сочинением композитора. А после создания «Свадебного марша» музыка к театральной постановке настолько полюбилась зрителям, что ее с удовольствием слушали и вне спектакля.

Мендельсон был еще и дирижером, и часто включал фрагменты театральной музыки в свои симфонические концерты. На гастролях в Лондоне на концерте маэстро побывали британские монархи, в том числе юная принцесса Виктория. Из исполненных произведений девочку особенно восхитил «Свадебный марш».

Принцесса вспомнила о произведении спустя много лет, когда Мендельсона уже не было в живых. Ей предстояла свадьба с будущим германским императором Фридрихом III. Принцесса хотела, чтобы церемония отличалась изысканностью. Она сама продумывала мельчайшие детали свадьбы, уделив внимание и выбору музыки. Виктория пожелала идти к алтарю в сопровождении музыки Вагнера. В храме принцессу встречал торжественный хор из оперы «Лоэнгрин». А по окончании церемонии, когда молодые покидали храм, зазвучали звуки Свадебного марша Мендельсона.

Праздничность и великолепие церемонии произвели фурор. Идею принцессы Виктории подхватило высшее общество. Оба музыкальных фрагмента сразу вошли в свадебный ритуал европейцев. Сочетались браком новые пары, менялись интерьеры, мода, но музыка оставалась прежней. До сих пор в Европе и США сохранилась традиция вести невесту к алтарю под музыку Вагнера.

В православных церквях России исполнение светских мелодий запрещалось. Поэтому свадебный хор из оперы «Лоэнгрин», звучавший в католических храмах, в традиции нашей страны не вошел. А вот маршем Мендельсона оркестры приветствовали молодоженов после церемонии венчания.

Интересно, что марш Мендельсона в России стал также главной музыкой и для казачьего полка.

По легенде, император Александр II похвалил офицеров полка за храбрость. На что услышал в ответ: «Ваше Величество, нам на войну — как на свадьбу». Император оценил шутку и постановил, чтобы отныне казаки сражались под звуки марша Мендельсона.

Но главным предназначением этого произведения осталось провозглашать рождение новой семьи». 

karapyzik: Однажды

Aeline

Однажды, может быть, с утра,
(счастливый, светлый миг!),
(хитришь, брат, мог бы и вчера),
раскрыть мне суть придет пора
намерений моих.

Начну подход издалека:
(чтоб часом не спугнуть),
мол, рядом с домом есть река,
что, мол, ни дня без судака,
для верности зевнуть.

Приврать, конечно же, слегка:
(за это не побьют),
живу безбедно, мол, пока,
что денег куча велика,
мол, куры не клюют.

Вздохнуть печально, не забыть,
(прощупать, так сказать),
что неуютен, дескать, быт,
что все не так, как должно быть,
а вы мне, мол, под стать.

Как только дрогнула мадам,
усилить тут напор:
мол, просим пани в наш вигвам,
давно, мол, вас шерше ля фам,
и кончен разговор.

А там, глядишь, чрез пару лет,
(нет, лучше через пять),
с дочуркой возится поэт,
затем, закончив свой обед,
спешит тебя обнять!


Рецензии