Начало, начал!
А начало его зарождению было положено в начале июня 1957 года, возможно в тоже во вторник. Страна развивалась, дружила с миром, и как никогда была открыта для мира.
Появились первые советские автомобили «Волги» строились и вводились в эксплуатацию гидроэлектростанции, Москва и СССР, готовились к международному фестивалю молодежи и студентов. Но чем дальше от Москвы, тем скромнее была жизнь и достижения. Электричества еще не было и хата освещалась керосиновой лампой. Готовили зимой на печке, отапливаемой углем, а летом или на керогазе или на летней, уличной печке!
Я был не первый, был брат Василий семи лет и сестра Мария двух лет. Где-то на стороне у отца подрастала ровесница брата, Мария! Отец молодой красавец работал трактористом и у него были на подмоге две подруги прицепщицы. Сначала он встречался с одной, и уже даже позвал ее под венец, но она поставила условие, что жить будет у мамы пока он будет служить, три года в армии. Они поссорились и отец сделал предложение маме, и она согласилась. Уйдя в армию, он узнал, что у него будут дети и у жены и у бывшей подруги!
В том далеком марте зима под задержалась и мама вспоминала, как она шла домой 17 марта, а сверху сыпал крупными хлопьями снег!
В роддоме она не тужила, правда сначала что-то было с молоком, мне не хватало его и меня подкармливала мама Володи. Потом жизнь сталкивала нас, но об этом вспоминал чаще я, молоко не сблизило нас. Чаще вспоминал о моей шуточной помолвке, с родившейся в те дни девочкой Наташей, вернее, между нашими мамами! Она замечательный человек и мы радуемся редким встречам, на улице, в магазине, и т.д. но мечты родителей не сбылись, хотя я даже провожал ее несколько раз домой, с танцев и кино. Но поступив в институт, забыл за станичных девчонок, учеба захватила и жизнь забурлила уже по другому. Мы тогда были еще детьми. Возможно и могли и скорее могли бы стать судьбой друг друга, но жизнь распорядилась иначе.
Как сложно не уйти от основной темы повествования, по ходу вспоминаются, те или иные события и можно в воспоминаниях уйти в сторону, а потом еще и еще.
Первое, что помню, зима, мороз. Наверное это было ближе к двум годам. Помню был в пальтишке, таком же наверное как и у моих сыновей, туго перевязанный шарфиком. Шел также как хожу иногда сейчас в свои 64 года, переваливаясь с ноги на ногу, но тогда от «укутанности», а теперь от изношенности организма и суставов.
Сарай мне казался огромным, в нем стояла корова и внутри был сеновал. Отец возился с хозяйством, а мама видно любовалась моими шагами по чистому выметенному двору и морозному приятному воздуху! Хорошо было от близости родителей, я обследовал двор и мир. Наверное характер-это все-же не то, что мы нарабатываем по жизни, вернее не только это. Маленький человек рождается со своим характером, полученным он сочетания множества генов папы, мамы, бабушек и дедушек и множества предков.
С тем характером, который я помню, я прожил всю жизнь. Одна из его черт, стеснительность. Не сказать, что неуверенность, наверное нет, но я всегда смущался, что-то просить у людей! Вот и первое что помню, как лучик в сознании, Лёньке захотелось справить нужду и он стал хныкать и капризничать. Маме спрашивала, Лёник чего ты хочешь? Кушать-нет, отвечал! Какать-нет! Писать-Да и меня забрали с улицы, ибо я был замотан и укутан, мамиными любящими руками, так что едва мог двигаться!
Хата была обычной стандартной, как у всех! Тогда так и строили, «як у кума» или «як у соседа» Но ее родители купили у одинокой станичницы. С мужем что-то случилось, кто-то говорил, он был ярым атеистом. Недалеко от нас, стоял огромный храмовый комплекс «Александра Невского» Почти на его месте сейчас строят новый, а рядом осталось бывшее здание крестильни. Там была и больница и стардом и потом разместился храм. А старый добротный ломали «ушкуйники» которых много пересилили в станицу вместо умерших в голод. Так вот этот храм долго не могли сломать, рвались веревки. Пригнали трактор из МТС и зацепили колокольню, так вот порвавшимся тросом и пришибло тракториста. Ее это был муж или нет, неизвестно, но версия такая существует.
Из средств технического прогресса, в раннем детстве доступным было только ради и кино в клубе. Любил слушать радиоспектакли, «Принцесса Турандот» к примеру. Часто повторялась, Лановой и Фатеева озвучивавшие ее, были неотразимы. Детские передачи «КООАПП», познавательные вроде текстов состоящих полностью из географических названий, которые необходимо было определить! А еще песни находили по нескольким строчкам из нее. Радио было всем в детстве.
В кино ходили всем Родом, впереди бабушка Марфа, за ней сыновья, с женами, трое их было, изредка и меня брали. Как сейчас помню все клубные закоулки, котельная топившаяся углем, но едва едва прогревавшая зал. А еще пленочные фильмы, когда за сеанс несколько раз обрывалась пленка, включался свет и делался небольшой перерыв для ее перемотки и склеивания.
Вернемся к хате. Она была турлучной, из двух комнат и пристроенного деревянного коридорчика с кладовкой. Печка была с лежанкой и большой духовкой используемой для отопления. В холодные дни к утру хата выстывала и становилось прохладно, мама вставала пораньше , выгребала золу, накладывала дрова и потом на разогревшиеся сыпала уголь.
В хате становилось тепло и уютно. Родители спали в дальней комнате-зале. Там были деревянные полы, стояла железная кровать, шифоньер, стол, этажерка и несколько стульев.
Дети спали там где печка, тут была и детская и кухня и отчасти санузел.
Около входа стоял умывальник, под которым было ведро, а сверху емкость для воды, которую приносили с колодца. Дальше лавка, стол кухонный и угловое трюмо для посуды. А еще широкая кровать, на которой спали, то брат с сестрой, а я деревянной кроватке, потом брат на отдельной, но уже я с сестрой. Хату купили за несколько лет, до моего рождения. Начались эпопеи с летними кухнями. Их было несколько. Первую построили за несколько дней. Собрали народ, напили акации на стойки, ошкурили, обработали и закопали в землю, из нее же сделали балки и страпила. Тонкими ветками обшили стены и подшили потолок, куда наложили замешенную глину с соломой и конскими кизяками. Потолки потом прогнулись. Но несколько лет эта времянка служила верой и правдой. Там стояла настоящая русская печь, в подвальчике с лазов внутри, стояли бочки с квашенной капустой, томатами и арбузами. Маме постоянно приходилось «мыть кружки» деревянные гнеты, на которых собиралась плесень. Помню, как очищали свеклу, решали на тонкие ломтики и вываривали сироп из которого на домашнем хмеле, превращенном в дрожжи ставили и варили по готовности браги вонючий самогон!
Электрическое освещение в хате появилось, где-то в 1965-66 годах. Помню отец принес какую то модную подвесную керосиновую лампу, но она барахлила и ее не стали ремонтировать ибо провели электричество.
Понадобилось почти сто лет, чтобы в станицах появилось, давно используемое в столицах электричество.
Все значимое в станице, из технического прогресса, случилось на глазах моего поколения.
Свидетельство о публикации №223073100823