О духовном отцовстве и наставничестве
"А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель — Христос, все же вы — братья; и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник — Христос." (Мат 23:8-10).
При этом в Писании прямо говорится, что Бог поставил учителей в Церкви, и что были при Апостолах и духовные отцы, и взаимоотношения отец-сын.
"И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки." (1Кор 12:28).
"Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием." (1Кор 4:15).
"Дети мои! станем любить не словом или языком, но делом и истиною." (1Ин 3:18).
По мнению некоторых Павел учил противное тому, чему учил Христос. И если буквально понимать написанное, то действительно можно легко увидеть противоречия между словами Христа и Апостолов. Но на самом деле нет никакого противоречия. Христос не против использования самих наименований тех выступал, но, как видно из контекста, предостерегал от самомнения и самопревозношения. Сразу же, после Мат 23:8-10, Он говорит: "Больший из вас да будет вам слуга: ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится." (Мат 23:11-12). Вот если есть это превозношение, то это грех.
Не называться учителями, наставниками, отцами - это значит не мнить о себе высоко, что ты можешь хоть кого-то научить, наставить и возродить во Христе. Да, Бог может использовать и часто использует одних людей для вразумления и возрождения других людей. Но при этом всем нам должно быть наученными всему от Самого Бога, через личное внутреннее откровение свыше. Как сказал Господь: "У пророков написано: «и будут все научены Богом»." (Ин 6:45).
Бог может как просто Сам напрямую научать, так и использовать для научения людей, и даже животных, как в случае с бессловесной ослицей. И вразумлять может как через рабов Своих, так и через всякую плоть, даже через безбожников, если Дух Святой проговорит через них. При этом идет свидетельство из вне нас, которое должно подтвердиться свидетельством внутри нас свыше. Как это было с Лидией.
"И одна женщина из города Фиатир, именем Лидия, торговавшая багряницею, чтущая Бога, слушала; и Господь отверз сердце ее внимать тому, что говорил Павел." (Деян 16:14).
Лидия не просто слепо верила всему, чему учил раб Божий. Но именно Сам Бог внушил ей прислушаться и принять то, что вещал этот странствующий проповедник. И это классика жанра. Именно так чаще всего научает Бог. И даже Сын Человеческий не притязал открывать людям то, что может открыть только Дух Святой через личное откровение. После того, как Он спросил учеников, за КОГО почитают они Его, и Петр ответил, то Иисус сказал ему: "блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах;" (Мат 16:17). Т.е., не человек Иисус открыл Петру то, КТО есть Иисус , но то Сам Бог дал личное внутреннее ему о Сыне. Вот так чистые сердцем узнают от Самого Бога рабов Его, что они сосуды Духа Святого. Как Иоанну Крестителю дано было увидеть Духа Святого на Иисусе, так и всем сынам Божьим дано распознавать своих, по отсутствию печати зверя на лбу...
Итак, духовные отцы и учителя нужны Церкви. Их функциональное служение не в том, чтобы заменить собой Отца Небесного, Учителя и Наставника, а в том, чтобы подводить ко Христу и помогать возрождаться. Хотя истинная пища исходит из уст Бога Живого, Христос сказал ученикам Своим: "вы дайте им есть." (Лук 9:13). И поставил рабов Своих по церквям, чтобы они подавали пищу вовремя: "Господь же сказал: кто верный и благоразумный домоправитель, которого господин поставил над слугами своими раздавать им в свое время меру хлеба?" (Лук 12:42). Хотя в ином месте сказано: "«не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих»." (Мат 4:4). И в том нет противоречия. Слово Божие, исходящее из уст Божьих, подаваться может через рабов Божьих. Как я приводил на примере с Лидией и Павлом.
Все ли, чему учат церковные учителя и отцы нужно принимать? Принимать можно только то, что положил на сердце принимать Бог. Потому что тот лев, который умертвил пророка, и по сей день ходит, ища кого поглотить. Но, как написал Павел: "Впрочем, до чего мы достигли, так и должны мыслить и по тому правилу жить." (Флп 3:16).
Если нам что-то не ложится на сердце к принятию, то это может иметь две причины.
1) Учителя церкви и отцы не были совершенными и потому также могли заблуждаться. Перенимать их заблуждения грешно.
2) Мы можем иметь в своем разуме заблуждения, усвоенные ранее под личиною "истин". И потому слово истины может не вмещаться в нас и казаться нам "ересью".
Нельзя вступать в конфликт с совестью и поступать не по вере. Даже если это немощная совесть, из-за ложных воззрений и предубеждений, нельзя голосом ее игнорировать. Пока Сам Господь не освободит от заблуждения, с этим заблуждением придется считаться и жить. Ни один живущий по духу служитель не позволит себе склонять человека поступать против совести. Немощных принимают с их немощью...
2023.07.31
Свидетельство о публикации №223073100893