Арай

 
                Повесть

   Я совсем забыл об этих детских фотографиях. Они оказались в одной большой книге, и когда искал какой-то листок, выпали. Несколько фотографий оказались на полу.
   С черно-белого снимка с узорами по краям на меня смотрела красивая улыбающаяся девочка. Темные короткие волосы, заправленные за ухо, изогнутые брови и улыбка с ямочками на щеках. Арай!
  Она стояла вполоборота на фоне одинокого дерева в степи и уходящей к горизонту дороги. Я вспомнил ярко – розовый закат в тот день, начинавший  окрашивать небо.
- Смотри! Как красиво! – восхитилась Арай светом вечерней зари. – Сфотай меня! Вот так…- и встала, повернувшись вполоборота.
- Улыбочку! – я сделал несколько снимков на своем «ФЭД – 5» с разными выдержками и диафрагмой. Какой-нибудь из них окажется удачным и непременно подарю.
   В детстве , когда наша семья жила в совхозе, моей обязанностью было встречать коров, когда пастухи пригоняли стадо с пастбища. Вот и сегодня вместе с другими детьми в ожидании стада я сидел на камне возле новой пекарни, построенной на краю аула, и смотрел на мальчишек.
    Ребята играли в асыки, но игра не шла. Эта мелкота совсем не умела играть. Пацанята не сразу попадали в цель. Бесконечные промахи сделали игру скучной ,и я не вытерпел:
- Ну-ка, дай мне! Вот как надо «стрелять»!
Крашеный асык синего цвета лежал в пяти-шести шагах. Мальчишки , увидев, что я собираюсь выбить его, недоверчиво заулыбались в ожидании промаха.
   Раздался стук костяшек. Мой «сака», пущенный закруткой, точно попал в цель. Хозяин «цели» оказался вне игры.
- Ух ты! – ребята с восхищением стали ждать второго броска.
  Поскольку мой выстрел был удачным, то имею право на следующий. Второй противник тоже был выведен из игры метким выстрелом с дальней дистанции.
- Идет! – вполголоса сказал кто -то из мальчишек, когда я начал целиться в третьего.
  Выпрямившись, увидел Арай. Она шла в нашу сторону. Я смущенно бросил асык под ноги его хозяину. Мне не хотелось, чтоб Арай видела меня за этой игрой да еще с детворой младше меня.
- Она старше вас, - я почему-то решил сделать им замечание. – В седьмом.
- Красивая! – сказал малец в солдатской пилотке, шумно втянув сопли.
- Сопляк! – я с улыбкой надвинул пилотку ему на глаза. Раздался смех.
   Арай приветливо помахала нам рукой.
- Покатаемся вечером? – улыбнувшись, спросила она меня, проходя мимо нас.
- Да! Покатаемся! – я согласно кивнул головой.
Арай ,помахав  мне рукой, побежала к девчонкам, собравшимся возле экскаватора. Мелюзга ,молча выслушав наш короткий разговор, с улыбкой непонятного восхищения им самим смотрела ей вслед.
                ***
   Огромная полная луна ярко озаряла все вокруг.  Арай ехала на велике
впереди, и заехав на сопочку, остановилась:
- Уф! Устала! Давай передохнем!
- Давай! – подъехав , я остановился рядом с ней.
- Ты был когда-нибудь на крыше конторы? – вдруг спросила она.
- Нет. А что?
- Давай залезем! Там в стене лестница есть!  - предложила Арай . – Я всегда хотела туда залезть.
Двухэтажное здание конторы с плоской крышей находилось прямо в центре аула и возвышалось над всеми домами. Серая коробка с торчавшими из окон огромными кондиционерами была обсажена цветами, акациями, которые временами по вечерам поливал садовник. Но  его сейчас не было,  так что нам никто не мог помешать.
  Прислонив велики к телеграфному столбу, мы начали взбираться вверх по отвесной железной лестнице. Первым поднявшись на крышу, я подал ей руку. Теплая, нежная рука легла на мою ладонь, и в следующее мгновение улыбающаяся Арай оказалась рядом. «Наверное, ей страшно было и рада тому, что переборола свой страх. И как только мне раньше не пришло в голову подняться сюда?» - пронеслись в голове мысли.
  Мне не хотелось отпускать ее руку. Она, видимо, уловила мое желание и ,все так же крепко держась за мою руку, глянула вниз.
- Ой! Я лучше вот так встану! – Арай обняла меня со спины и на мгновение прижалась щекой к моей спине.
- Смотри! Вон видишь  красный огонек мигает? – вдруг радостно спросила она, показывая на темное небо. – Самолет!
- Летят куда-то…Воздушная трасса над нами, - я ощутил как она снова прижалась ко мне.
- Летал когда – нибудь на самолете?
- Нет. Правда, мама говорит, что, когда я родился, то меня из Целинограда привезли на «кукурузнике». Но я, конечно, ничего не помню: только родился, ведь.
- Надо же! Только появился на свет – и сразу в небо! – я чувствовал как она улыбается.
- А ты летала?
- Нет! Ни разу!
- Ничего страшного! – и ,вспомнив слова из песни, добавил: - Вся жизнь впереди.
- Вся жизнь впереди, надейся и жди! – запела Арай и звонко засмеялась.
- А я вот в этом Актобе не была, - кивнула она в сторону отгона, где горели два огонька.- Километра три-четыре отсюда? Кто там живет? – спросила она.
-Карт – ага. Чабан.
- Завтра, давай, съездим туда. На переезд ездят же купаться. По пути заедем!
- Хорошо. Съездим!
- Фотоаппарат захвати. Пофотаемся. Я поесть возьму.
- Значит, в поход? Классно!
- Ты дружишь с ней? – вдруг спросила Арай, крепче прижавшись ко мне.
- С кем? – я был удивлен.
- С кем? – передразнила она меня. – С Райхан. Я видела вас! – Арай залилась негромким смехом.- Что-то там с ее великом делал…
- А-а…Багажник ей подремонтировал. Гайки закрутил как следует.
- М-м-м…Багажник, значит? Гайки?
 Наш звонкий разнесся по крыше. Полная луна поднималась все выше,  заливая серебристым светом все вокруг.
- А я тебя тоже видел. Ты с ним домой заходила.
- А-а…Так он совсем маленький же! – она , нарочито сердясь, хлопнула меня по плечу. – Я сидела с девчонками в столовой и видела как он попросил добавки у поварихи. Там как раз стояла вредная такая –  Батима – апай.
Я согласно кивнул, мол, да, знаю ее. В школьной столовой только ее крики и слышишь.
- Асанжан зовут его, - продолжила Арай. – Интернатский. Жалко стало малыша. Вот я его и решила угостить дома.
- И чем угостила? – все не унимался я.
- Лапша, чай, баурсаки …
- Ну как же без лапши? – у меня был самый серьезный вид. Арай, почувствовав подвох, еще раз хлопнула меня по спине и довольно чувствительно.
-О-о-о! – я притворно простонал.
- Смотри какой нежный! Позор джунглям! Ну все! По домам! – со смехом скомандовала Арай.
   Как и договаривались, мы поехали купаться на переезд. Автомобильная дорога пересекала речку в неглубоком месте. Это место и называлось переездом. По большей части по этой дороге на поля ездила разного рода сельхозтехника: гусеничные, колесные трактора с различными прицепами. А осенью комбайны и грузовики с зерном. Утром и вечером проезжал пассажирский автобус. За речкой находился небольшой населенный пункт Усамбай, за которым уже начинались лесопосадки соседней карагандинской области.
- Вот  и Актобе, - сказал я, когда проезжали мимо. – Нравится?
- Ничего особенного! Пара домиков и все!- улыбнулась Арай. – А издалека его огни так загадочно манили.
   На берегу никого не было. В жаркие дни бывало здесь стояли десятки машин: легковые, грузовые. Кто-то приезжал на мотоцикле, а кто-то даже на тракторе. И скромный пляж превращался в самый настоящий многолюдный курорт. Радостные крики, смех. Ароматный запах шашлыка дурманил и сводил с ума.
   Оставив велики с вещами в тени, мы вошли в воду. Поначалу я чувствовал себя неловко: рядом с ней, я, сильно загоревший на солнце, выглядел самым настоящим африканцем.
Арай смотрела на прозрачную воду и улыбалась.
- Я плаваю как топор! – и с визгом окунулась в прохладную воду. Я поразился тому как она смело вошла в воду. Мне и в голову не могло прийти, что отважная девчонка не умеет плавать.
- Научишься! Сейчас и начнем, - сказал я и подошел к ней. Мы взялись за руки. – Главное, не бояться воды.
- Я и не боюсь. Ой! – ее звонкий смех разнесся по-над кристально – чистой водой безымянной речки.
- Вот отсюда к берегу, - сказал я, слегка обняв ее сзади за плечи, дав понять, что в любой момент помогу ей.- Ну-ка, работай руками и ногами.
   Видимо, Арай и раньше пробовала плавать или скромничала, но она поплыла!
   Мы молча сидели возле костра. От красных углей исходили маленькие язычки пламени, и изредка раздавался слабый треск сгоревшей веточки.
   Пахнущая дымком горячая картошка обжигала пальцы. Со смехом перекидывали картошку из ладони в ладонь, стараясь остудить как можно скорее. Нет ничего вкуснее печеной картошки на свежем воздухе! Мы были наверху блаженства, запивая это дело лимонадом.
- А помнишь как ты принес мне тюльпан? – вдруг спросила Арай.
- Да. Помню. 
- Такой бледно-фиолетовый цветочек. На день рождения подарил.
- Я в самый последний момент узнал, что у тебя день рождения.
- Это девчата растрезвонили. Я вообще и не думала отмечать его.
- Неплохо прошел твой день варенья. Манты, плов – все так вкусно было. До сих пор помню.
- Еще бы! Среди нескольких девчат, ты – единственный мальчик, - улыбнулась Арай.
- В узком кругу так хорошо все отметили. Помню: мы еще все кино смотрели. Как в клубе сидим, а твоя мама бегает на кухне, суетится, -  вспомнил я с улыбкой. - Мне до сих пор неудобно, что мы как снег на голову свалились. Без приглашения пришли. Да и девчатам стало неудобно, когда увидели, как твоя мама начала готовить на кухне.
- Девчата потом помогли же маме. Интересно так: мы с тобой сидим и смотрим телевизор. Мне как имениннице не дают ничего делать, а ты  - единственный гость – мужчина. А девчонки давай вовсю стараться: манты лепят, рис чистят. Торт такой вкусный получился.
- Я в тот день здорово устал. Еще разборки были в школе. Помнишь?
- Что за разборки?
- Нашим классным был молодой физрук – Саркыт Серикбаевич. Так получилось, что он задержался в учительской, а мы начали в спортзале «сходить с ума». Амика Маукишев с диким улюлюканьем, как какой-нибудь индеец, начал метать копья один за другим в баскетбольный щит. Физрук заходит – а на деревянном щите торчат несколько копий. Спокойно , как будто ничего не заметил, всех построил в шеренгу и молча зашел в свой кабинетик. И как выскочит оттуда с криками и перекошенным от злобы лицом! Кто – то, оказывается, сломал его стул и пиджак в мусорное ведро затолкал.
- Ха-ха-ха! – Арай залилась звонким смехом.
- Вот он нам мозги вынес! Хорошо, что не стал администрации жаловаться или родителей вызывать. До конца урока слушали его нравоучения. Кто – то сломал стул и поставил на место, а он не заподозрил ничего. Сел – а стул развалился.
- Ужас! Ха-ха-ха! А кто это сделал?
- Так и не узнали. Конечно, это пацаны. Наверное, Булат с Бауржаном, - предположил я. –  Он после уроков оставил нас , пацанов, и пытался узнать все. Но мы молчали, как партизаны. И после всего этого поехал искать тюльпан. Здорово пришлось поколесить на велике. Еле нашел.
- Я так удивилась, когда ты сказал, что это тюльпан. Всегда думала, что тюльпаны красные.
- А красные у нас не растут. Девчата мне сказали, что хотят тебя поздравить и с собой позвали.
 - И ты поехал искать цветок!
- Они с подарками, а у меня ничего нет. Вот я и поскакал. Шоколадки, открытку подарили тебе?
- Еще мягкую игрушку – белого медвежонка - подарили, - улыбнулась Арай. Ей приятно было вспоминать тот день, который мы для нее сделали праздником. 
                ***
   Начался новый учебный год. Наш восьмой класс, как и все остальные классы, готовился к «Осеннему балу». Ученики бегали, суетились, спорили. Подготовка к праздничному мероприятию шла полным ходом. Все делалось в радостном ожидании. Конечно, немало было таких, кого мало интересовала официальная часть. «Гвоздем» бала для всех была дискотека, куда обязательно придут все.
   Арай не пришла на уроки. Я побежал искать ее в блок младших классов, где обычно сидели вожатые. Забавные малыши только плечиками пожимали, говоря, что их вожатая была, но куда-то ушла. И тут меня осенило! Арай – ведущая «Осеннего бала»! И поэтому ее освободили с уроков. Значит, она в актовом зале на репетиции.
   В огромном зале стоял полумрак. В углу за столом несколько девочек что-то делали, оживленно о чем-то беседуя. То и дело раздавался звонкий смех. Вдруг одна из девочек кашлянула. Значит, меня заметили. Все тут же посмотрели в мою сторону. Опять, теперь уже сдержанный смех.
  Признаться, я поначалу не сразу узнал Арай, когда стройная девушка в черном коротком платье вдруг подняла голову, прекратив что-то писать в тетради. Она , улыбаясь, смотрела на меня, и ,конечно же, поняла, что я не сразу узнал ее. Прежде я никогда не видел ее в таком платье черного цвета, отливающего холодным металлическим блеском, и был сбит с толку.
   Арай махнула мне рукой: «Подожди!» и  продолжила что-то объяснять группе активисток.
   Через пару минут она вышла из актового зала. Арай шла , держа руки за спиной, и загадочно улыбалась. Я нисколько не сомневался, что это какой-то сюрприз для меня.
   Три девятиклассника прошли мимо меня и, видимо, решили заглянуть в зал. Вдруг один из них со смехом «Это мне?» выхватил из рук Арай яблоко. В следующее мгновение я, оказавшись рядом, врезал в ухо любителю чужих яблок. Все произошло настолько быстро и неожиданно для всех, что все оцепенели.
  В углу стояли старые колонки акустической системы. Они были списаны,  поэтому их вынесли из зала за ненадобностью.  Парень, не удержавшись на ногах, упал на колонки, стоявшие друг на друге. Шум, грохот, тревожные вскрики. Мгновенно вокруг, как по мановению волшебной палочки, оказалась шумная галдящая толпа. Девочки из зала, услышав крики и бросив все свои дела, стояли рядом , испуганно вытаращив глаза.
- Сыздыков! – крикнула какая-то девочка.
   Кто-то тянул меня за руки, какая-то девчонка визжала непонятно зачем.
 Видимо, от страха или чтобы привлечь внимание и остановить драку. В этой свалке я умудрился еще пару раз врезать этому наглецу, давно мечтавшему подружиться с Арай и хоть как-то обратить на себя ее внимание. При мне он как-то ляпнул какую-то шутку в наш адрес, и я ждал удобного случая, чтоб припомнить ему. И вот сегодня шутник неплохо схлопотал.
   Все знали, что он трусливый. Такие только рядом со своими дружками-корешками могут хорохориться. Он, чтобы сохранить свое лицо перед другими, держась за ухо, кричал что-то о встрече на дискотеке, где покажет мне «где раки зимуют». Друзья – одноклассники, быстро подняв дрожащего от страха товарища , увели куда-то. Наверное, в свой кабинет. Драка закончилась так же быстро, как и началась. Я поднял с пола укатившееся яблоко и, провожая взглядом «врага», хищно , с хрустом, откусил от яблока.
- Ну ты, даешь! – Арай с улыбкой покачала головой.- Не думала, что ты такой горячий.
- Спасибо за яблоко! – ответил я с самым серьезным видом. Оно было такое большое, темно-красное как на картинке. Не зря Арай взяла его в качестве подарка для меня.
- Яблоко раздора! – сказала Арай и звонко засмеялась.
   Мы разговаривали в кабинете для вожатых. Арай сидела за главным столом, как какая-то начальница, упершись руками в подбородок. Изредка открывалась дверь, кто-то заглядывал и, увидев нас, тут же закрывал.
   Опять открылась дверь, и вошел мальчик – первоклассник. Он, нисколько не смущаясь нас, деловито протопал к шкафу с горнами.
- Мальчик, ты за горном? – спросила Арай.
- Просто хочу подудеть, - ответил малыш с серьезным видом.
- Нужно стать пионером и быть достойным этого звания. Тогда и станешь горнистом, барабанщиком или знаменосцем, - не менее серьезно сказала Арай.
- Ну я только разочек хочу дуднуть, - уже улыбаясь сказал мальчик.
- Ну хорошо…
  Но «дуднуть» даже с нескольких попыток у него не получилось. Разочарованный первоклашка, поставив горн на место, ушел.
- Придешь на «Осенний бал»? – продолжая смеяться, спросила Арай.
- Во сколько?
- Я тебе потом скажу.
- Хорошо.
   Пришла девочка с пухлыми и щеками и сказала, что Арай ждут в кабинете математики.
- Сейчас. Подожди, - Арай стремительно вышла.
   Я ждал довольно много времени и ,в конце концов, не выдержал и побежал в кабинет математики. Поднявшись на третий этаж, через стеклянную дверь кабинета, не пропускавшую ни звука, увидел кучу активистов, склонившихся над столом, что-то обсуждая. Вот какая-то девушка схватилась за голову, стукнувшись с кем-то лбом. Все смеются. Арай, держа какой-то листок с ручкой, опять что-то объясняла. Заметив меня, подошла к шкафу с наглядными материалами и что-то взяла. Это были картонные часы. Покрутив черные стрелки указательным пальцем, показала мне. Часы показывали 6 часов. Ясно! Я кивнув головой, ушел.
 Закончился праздничный концерт и долгожданная дискотека была в самом разгаре. В актовом зале играла мигающая цветомузыка, цветным светом выхватывая танцующих из темноты. Я не забывал об обещанной «врагом» «встрече» и ждал. Но ни «секундантов», ни его самого так и не дождался.
- Потанцуем? – Арай , улыбнувшись, положила руки мне на плечи. Оказывается, объявили «Белый танец». Полилась прекрасная музыка медленного вальса. В зале стало больше людей. Казалось, их принесло каким-то морским приливом. Всем интересно было взглянуть на танцующие пары.
  Во время танца я заметил, что многие в основном смотрят на нас. Если сказать точнее, не сводили глаз с ведущей прошедшего вечера.
   Арай была самой настоящей сказочной феей. Все любовались стройной точеной фигуркой в желтом платье. Ее изящную красивую шею украшала тоненькая золотая цепочка, на которую я смотрел во время танца. Я вспомнил взгляд, которую бросила классная руководительница, заметив ее украшение. Но она ничего не сказала, сделав вид что не заметила. Учительница прекрасно знала, что лучше ведущей ей не найти. Она именно та, которую все будут слушать. Арай сама, если так можно выразиться, была изюминкой вечера. Без нее было бы неинтересно. Я бы вряд ли пошел на этот концерт, если бы в нем не принимала участия Арай.
  Я готов был кружиться с ней в танце целую вечность! Но, к сожалению, музыка, как показалось мне, слишком быстро закончилась. Я даже с подозрением посмотрел в сторону ребят, сидевших у аппаратуры.
- Арайка, ты такая классная сегодня! – к ней подскочили ее подружки и одна за другой начали целовать ее в щечку.
 – И концерт на высшем уровне провела! – восхищенно сказала Сауле.
- До конца будете? Или сейчас пойдете? – посмотрев на нас, спросила Аида.
Мы были смущены.
- Ну, наверное, посмотрим, - не нашлась что сказать Арай.
- Ой, Арай, я в первый раз вижу тебя такой! Чего это ты такая потерянная?- со смехом спросила Фарида.
- Ладно! Не будем мешать! – твердо сказала Сауле.
Опять взрыв хохота.
- Где -то тут моя рыбонька. Ты не видела его? – вдруг спросила у Арай  Аида. Новый взрыв смеха.
- Наверное, здесь. Иди – ищи! А то уплывет твоя рыбонька! – трясясь от смеха, ответила Арай.
    Праздничная дискотека закончилась. Мы вышли из школы. Ночное небо сверкало бесчисленными звездами. Сегодня они казались крупнее и ярче.
Арай медленно шла ,скрестив руки, и время от времени теребила рукой свою цепочку на шее.
- Тебе не холодно? – я ,спохватившись, накинул ей на плечи свой пиджак.
- Нет. Нормально. Но все-таки немного прохладно.
- А кто ее рыбонька? – спросил я.
- Ардак, - она тихонько  засмеялась, продолжая теребить цепочку.
- А-а-а…Вроде, недавно козлом назвала кого-то. Надеюсь, не про него сказала.
- Такая любовь у них. То козел, то рыбонька, то еще кто-нибудь – залилась заразительным смехом Арай.
- Давай, посидим там, - я махнул рукой в сторону акаций возле конторы. Там стояла новенькая скамейка. Нам совсем не хотелось идти домой.
- Давай, - согласилась она. Посидим под звездами. Это так романтично…
- Звезды – просто красота! Невозможно ими налюбоваться. Ты когда-нибудь смотрела на звезды в бинокль? – я обнял ее за плечи.
- Нет. Бинокля нету, - Арай положила голову мне на плечо. – Как-нибудь вместе будем любоваться звездами в бинокль. И на луну, и на Млечный Путь будем смотреть…
- Может, повезет – откроем какую-нибудь новую планету или комету. Назовем твоим именем и …
- Ну ты размечтался, - улыбнулась она. – Представляю как сообщают в новостях : комета Арай приближается к Солнцу.
- Уху! – вдруг раздалось совсем рядом. Мы вздрогнули.
- О мамия мия! – только и успела сказать Арай.
- Уху! – опять раздалось совсем рядом.
  Мы рассмеялись. Ночной ухающей птицей оказался тот самый первоклассник, который хотел поиграть на горне. И откуда он только здесь взялся в такое время? Мальчик стоял рядом с пустой металлической бочкой, лежавшей за кустами акаций. Видимо, заметив нас, «филин» решил подшутить над нами.
- О-о, старый знакомый! Ты чего людей пугаешь? – спросила Арай.
- А вы чего тут сидите? – мальчик был доволен своей шуткой.
- Дети должны спать. А ты ночью на велике катаешься, - сказал я.
- Мальчик, как тебя зовут? – Арай, видимо, хотелось узнать почему в такое позднее время малыш оказался на улице.
- Дархан.
- Дархан, дома тебя ждут, ведь, - сказал я.
- А я на зерноток маме еду отвозил. В ночную смену работает.
- Ясно! – все стало на свои места. Мы и забыли, что начинается уборка зерновых. В ночной тишине до нас доносился гул работающего зернотока.               
   Дархан уехал. Дунул прохладный ночной ветерок. Арай, зябко поежившись, плотнее прижалась ко мне и потерлась щекой о мое плечо. Некоторое время мы молча сидели на скамейке.
- Ночью, может, пойдет дождь, - негромко сказала она. – Может, пойдем?
 Мы встали. Я обнял ее и поцеловал.
   Над бетонной лестницей ее дома горит яркая лампочка. Какая-то кошка, выскочив из цветов, растущих на огороде, на мгновение застыла, удивленно глядя на нас, затем побежала дальше по своим кошачьим делам.
- Ну, пока, - тихонько сказала Арай.
Я снова приник к ее губам.
- До завтра! – сказал я и побежал домой.
Добежав до своей калитки, я обернулся. Лампочка над ее лестницей не горела.
                ***
   Я сидел на кухне и пил чай. Напротив меня на стуле сидел наш абсолютно черный кот и смотрел на меня. По всей видимости, я мешал ему спать. Казалось, он хотел сказать: « Ну сколько можно пить этот чай? Скорее бы уж закончил и погулял бы на улице, чаехлеб безмозглый».
   Кот был сыт и ничего не клянчил. Перед тем как зайти домой, он удачно поохотился. Я сидел у окна, когда наш кот за окном спускался с крыши по деревянной мачте нашей телеантенны с добычей. На этот раз себе на обед он, оказывается, поймал голубя.
- Как попьешь чаю, сходи на склад, купи картошки. Говорят, свежую картошку привезли . А я пока мух потравлю, - сказала мама, поставив на подоконник баллончик дихлофоса. - А то уже невозможно.
- Мам, а почему он травленых мух ест?
- Не знаю. Спроси у него.
   Кот, видимо, догадавшись, что говорят о нем, с оскорбленным видом  спрыгнул со стула и не спеша направился к двери. Весь его вид говорил: «Всего лишь пару раз было дело и…Да ну вас!»
- Смотри, чтоб гнилую картошку не подсунули тебе, - предупредила мама. – Твой папа жареную картошку любит со сковородки. Давно мы не ели. Макароны, наверное, уже надоели.
-Ладно. Схожу.
   Только я вышел за калитку, как увидел Арай. Она, в ярко-желтой курточке, шла торопливым шагом.
- Тоже за картошкой? – спросила, улыбнувшись, Арай.
- Да. Мама послала.
- Ну пошли, маменькин сынок! – вечером она взяла бы меня под руку, но средь бела дня, конечно, да еще под окнами…
   На складе высилась целая гора картошки. Несколько незнакомых мужчин, скорее всего, командированные на уборку урожая, водители грузовиков стояли и, видимо, решали что бы еще купить, кроме картошки.
- Ты в каком классе учишься, парень? – вдруг обратился ко мне один из них, мужик лет тридцати с бородой.
Я заметил, что они украдкой посматривают на Арай.
- В восьмом, - ответил я.
- К восемнадцати годам ты, наверное, двухметрового роста будешь, - предположил бородач, оглядывая меня с ног до головы.
- Посмотрим, - я пожал плечами, но мне почему-то было лестно слышать такое о себе.
   Мы вышли из склада, куда уже начал стекаться народ. Покупатели шли пешком, ехали на машинах.
- Вовремя мы успели, - сказал я. – Сейчас, как обычно, начнется толкотня, давка, шум-гам.
- Ты сейчас занят? – спросила Арай.
- Нет. А что?
- Давай в бадминтон сыграем.
- Давай.
   Возле дома стояла грузовая машина ГАЗ – 53. Водитель – папа Арай, видимо, куда – то на время отлучился. Кабина со стороны водителя была открыта.
  Мы играли минут десять, как вдруг Арай остановилась и замерла, глядя в кабину. Я понял, что она увидела ключи в замке зажигания.
- Покатаемся! Садись! – резко бросила Арай, устремившись на место водителя. Я хлопнул дверцей с другой стороны и оказался рядом с ней.
   Арай была очень довольна ,сияя улыбкой до ушей. Она прекрасно умела водить машину. Через несколько секунд машина выехала со двора и начала набирать скорость. Арай решила с ветерком прокатиться вокруг совхоза.
   Мы неслись, подпрыгивая на кочках. Я взглянул в зеркало заднего вида: за нами поднимались целые тучи пыли. Здорово! Мы были в восторге. Одно было плохо: сплошные ямы, выбоины. Вдруг раздался грохот по крыше кабины. В кузове, оказывается, был какой-то мужик, который дико орал.
   Видимо, отец Арай собирался отвезти его куда-то. Возможно, куда-то на жайляу. Он лежал в кузове, а мы не заметили. Если он спал, то его пробуждение было кошмарным. Я заметил, что рядом с ним лежали связанные коза и баран.
- Там еще баран и коза с ним! – закричал я. Этот мужик огромными от ужаса глазами смотрел на нас через заднее стекло и что-то кричал, не переставая стучать кулаком по верху кабины .
  Арай дернула руль влево – мужик улетел. Мы захохотали. Арай прибавила газу.ГАЗ-53 понесся, подпрыгивая на ухабах. Сзади творилось невообразимое. Я посмотрел назад  – бедолага лежал в обнимку с бараном. Ему удалось отбросить его, но на очередной кочке он оказался под козой. По железному кузову с грохотом, подпрыгивая время от времени, бешено носилась какая-то пустая фляга.
   Дорога , вся в выбоинах и колдобинах, была настоящим полигоном. На очередной кочке грузовик сильно подбросило. Я резко обернулся –  на голове у мужика красовалось какое-то дурацкое ведро и, теперь он был похож на тевтонского рыцаря. Арай в зеркале заднего вида, висевшего в кабине, тоже заметила это ведро. Дикий хохот, наверное, слышали те, мимо которых мы пронеслись.
    Мы подъехали к дому с другой стороны. Грузовик резко затормозил и встал на то же место, где и стоял. Я только успел заметить взметнувшиеся в воздухе ноги нашего «пассажира». Пока он приходил в себя после полета вверх тормашками, мы выскочили из кабины и убежали за гараж.
    Вдруг послышался звук приехавшего откуда-то мотоцикла. Зеленый трехколесный мотоцикл «Урал» главного инженера подъехал к грузовику. Из коляски вышел отец Арай, быстро заглянул в кузов, убедившись, что пассажир на месте, сел за руль. В кабину также сел слезший с мотоцикла ветеринарный врач. Мотоциклист, дав газу, тут же уехал. Уехал и грузовик.
    Мы вышли из своего укрытия и довольные сели на крыльце. Папа Арай, как обычно, вернется с рейса ночью.
                ***
   Начался урок геометрии. Учительница, отметив в журнале отсутствующих, дала несколько минут на повторение домашнего задания. Затем учительница начала внимательно изучать список, ведя авторучкой напротив фамилий. Все напряглись.
- Так…Пожалуйста…Доказать теорему…Арай! – учительница подняла голову и повернулась к доске. Вздох облегчения пронесся по классу.
  Арай встала и направилась к доске. Никто не сомневался, что она легко докажет любую теорему. Сделает чертеж, все обозначит, покажет и расскажет. И делала она все это удивительно легко.
- Ты что делаешь? – вдруг раздался ее голос.
- Гы- гы, - Мохашев промычал что-то невнятное. Она, на пару секунд задержавшись возле него, подошла к доске. Взяв мел, начала быстро писать. Учительница вновь уткнулась в какие-то свои бумаги.
   Как всегда, блестяще ответив, Арай пошла на свое место. Вдруг раздался звонкий шлепок. От хохота чуть не вылетели стекла в классе. Мохашев растерянно смотрел по сторонам, почесывая  затылок.
- Арай…- но не выдержала и учительница, засмеялась.
   Закончились уроки. Я терпеливо ждал, пока Арай попрощается с подругами.
- Ну пока! – услышал я, наконец, долгожданное. Она подошла ко мне и  протянула свой портфель.
- Здорово ты сегодня влепила! А за что? Такая затрещина! – спросил я, засмеявшись.
- Заработал! Он Кайрату костюм порезал лезвием. Иду и вижу: швы распарывает. Вот я и влепила потом ему!
- М-да. Правильно сделала, - поддержал я ее.
   Действительно, наш одноклассник любил делать всякие подленькие дела. Кыздарбеков Кайрат  сидел впереди него и не чувствовал, как негодяй делал свое черное дело. К тому же Мохашев любил лазать по чужим сумкам.
  Однажды физичка дала домашнее задание: вырезать из дерева различные геометрические фигуры. Начался урок с проверки домашнего задания. Я задержался на перемене и пришел с опозданием. Быстро открыл свою сумку и похолодел: кто-то вытащил мои фигурки. Они лежали на столе перед Мохашевым. Гнусный подлец сидел и ухмылялся. К тому же, этот гад успел во время перемены покрасить их. «Ладно,- подумал я.- Как-нибудь ответишь за это!»
   В классе были еще другие любители шариться в чужих сумках. Как правило, рылись в поисках конфет и других сладостей.
- Говорят, этот Мохашев застрелил собаку своей первой учительницы. Это правда? – спросила Арай.
- Да. Было такое, - я вспомнил как он ходил в блок начальных классов просить прощения у бывшей первой классной руководительницы. – Зимой застрелили. Ночью из мелкашки.
- Вот подонок! – только и сказала Арай.
- Да. С нашими не соскучишься!
- Это правда, что Максат в трудовика чем-то запустил? Мне девчонки рассказывали.
- Да. И такое было, - подтвердил я услышанное ею.
                ***
   Мы тогда еще учились в шестом классе. По расписанию у нас два последних занятия – трудовое обучение. Кабинет труда находился на первом этаже. Шумной гурьбой спускаемся на первый этаж.
   Девчонки занимались отдельно в соседнем кабинете, а мальчишки в огромной мастерской, где стояли разные станки. Запах свежеструганных досок говорил о том, что сегодня предстоит что-то мастерить. На учительском столе стояли какие-то деревянные кувшинчики. На полках уже готовая продукция, судя по их количеству, сделанные учениками других классов: ручки для ведер, школьные указки, правда, разной степени готовности. Значит, и мы будем работать на станках и создавать из дерева разные шедевры.
   Учителя-трудовика все еще не было. Видимо, задерживается на планерке. Мальчики стали надевать черные рабочие фартуки. Серик, держа кончиками пальцев пыльную спецовку, брезгливо морщился: «Ну и мерзость!» Повертев и так и сяк, встряхнув пару раз, все же надел.
   Прозвенел звонок на урок, но Аскар Аскарович почему-то все не приходил. «Токари – универсалы» без дела слонялись по кабинету. Станки, конечно, включает только сам учитель. Ребята тоже знают где находится рубильник и как включить всю «аппаратуру», но нельзя. Нам строжайше запрещено. И если не хотите быть заживо съеденным трудовиком, то ничего не включайте.
   Время шло. Становилось скучновато. Из соседнего кабинета послышался визг, смех, топот ног. Девчонкам было весело. Вот кто-то там опрокинул стол, опять визг, крики и смех.
  - Серик, иди сюда, - вдруг громко позвал Нурлан. Ничего не подозревавший Серик подошел. Нурлан, быстро нагнувшись , громко высморкался в его фартук. Что тут началось! Дикий хохот оглушил всех. Серик в долгу не остался. Схватив кисть из банки с краской , стоявшей на токарном станке, мазнул по его голове. Теперь голову Нурика украшала белая полоса, отлично смотревшаяся на фоне черных волос. Опять взрыв смеха! Начался «всемирный» бардак. 
   Болат, схватив молоток, ударил по железным тискам, закрепленным на верстаке. Головка молотка вместе с частью деревянной ручки улетела под соседний станок. Таким образом, он сломал пять – шесть молотков. Стук, вой, грохот усилился. По классу летали какие-то кисточки, тряпки, даже какой-то новенький скворечник «улетел» в угол.   
  Вдруг, хлопнув по стене, распахнулась дверь и с визгом выбежала Сабина. Преследовавшая ее Айгуль вдруг резко остановилась и переключилась на нас. Она, явно задумав что-то нехорошее, начала подходить к Бекжану. При этом одну руку Айгуль держала за спиной. Бекжан насторожился, но не стал убегать. И ,как оказалось, зря. В следующий миг озорная девчонка бросила в него горсть стружек и рванулась с места в коридор, убегая от мести.
   В кабинете у девчонок каким-то образом оказалось мусорное ведро с опилками. Через пару секунд,  подкравшись сзади к хохочущему Болату, Салима резко надела ему на голову ведро с опилками. И тоже обратилась в бегство. Хрястнула дверь, и она оказалась в коридоре, вне досягаемости.
  Неожиданно в дверях показался Аскар Аскарович и вдруг запрыгал на одной ноге. Кто -то запустил и нечаянно попал деревянной заготовкой в колено трудовика.
«Тихо!» - заорал учитель, держась за ногу. У него под ногами лежал какой-то маленький брусочек.
   Мгновенно наступила тишина.
- Вы что творите? – закричал Аскар Аскарович. Он был в ярости. Хромая, трудовик подошел и сел за свой стол.
- С ума посходили? А? – Вы что тут натворили? А? Дверь сломали! – учитель махнул рукой в сторону коридора. Посмотрев на свой стол, увидел треснутое стекло.- Разбили стекло на столе! Да…Вы что? Молотки все переломали? – Это он увидел лежавшую на полу головку молотка. – А ну быстро соберите! Я вам устрою сейчас! Альмуханов! Быстро взял веник и подмел весь кабинет! – скомандовал Аскар – ага, увидев Болата, который был весь в стружках. Раздались смешки.
- Вы еще тут ржать будете? Разбомбили весь кабинет!
Действительно, мастерская была разгромлена.
- Сеитов! Что там в углу ?! Вытащи сюда!
Куат Сеитов послушно пошел в угол и из-за каких-то ящиков вытащил  шест от скворечника. Это было все, что от него осталось. Кто-то фыркнул в кулак, другой, и раздался гомерический  хохот.   
   - Так… - раздался чей – то голос. У входа стоял директор и внимательно осматривал вдребезги разбитую дверь. – Так…
   Директор школы, вдоволь налюбовавшись дверью, теперь так же с интересом осматривал кабинет.
- Это вы так гвозди забиваете? – спросил Мурат Утегенович, бросив взгляд на учительский стол, где лежали новенькие, блестящие лаком, несколько ручек от молотков без головок.
- Так…Базарбаев, - обратился директор к Нурлану. – Я думал, что только чабаны помечают краской своих овец. А тебя кто пометил? Похоже, ты заблудился. Тебе не в школу к ученикам, а туда…к баранам…в совхозную отару надо. Вместо какого-нибудь козла, предводителем стада баранов!
   Мы молча стояли, потупив головы.  Краем глаза заметил, как Серик сделал шаг в сторону, прячась за спины ребят, чтоб не заметили край его рабочего фартука. Я готов был лопнуть от смеха. Слева от меня Максат тоже еле сдерживался, чтобы не расхохотаться во все горло. Это он , сам того не желая, угодил учителю заготовкой прямо в коленную чашечку. Потом долго еще, как бы оправдываясь, говорил о каком-то немыслимом рикошете от верстака.   
- Сижу, значит, в кабинете, и тут мне со второго этажа сообщают, - директор указательным пальцем показал на потолок,- что здесь идет нашествие жонгаров! Кстати, Арай Шаймуратова в классе? –  видимо, директор решил, что и она внесла в свою лепту в этот «концерт», но ее в школе не было. Вспомнив и о других девочках, заглянул в соседний кабинет.    
     Мурат Утегенович вернулся и, помолчав немного, добавил:
- Аскар Аскарович, как закончится урок, зайдете ко мне, - и повернувшись, направился к выходу.
  Через минуту из соседнего кабинета высунулась Сабина:
- Ушел?
   Но никто не ответил.
- Закрой дверь! – рявкнул Аскар Аскарович, поглаживая свое колено.
- Извините! – Сабина тут же закрыла дверь.          
***

    Прозвенел звонок на урок, но класс все равно продолжал гудеть как потревоженный улей. Первый урок – математика.
- Эх, я забыл сделать домашку! – громко на весь класс сказал Самат, но по тону в голосе нельзя было сказать, что он расстроен.
- А когда это ты делал домашку? – так же громко поинтересовался Нурлан.
- Ты же даже списывать не хочешь, когда есть возможность, - упрекнула Самал. – В тетради у тебя …
- Тихо! – прервала ее неожиданно появившаяся классная руководительница Фарида Нурахметовна. Класс замер. – Восьмой класс! Сегодня уроков не будет! Пойдем сегодня на зерноток и поможем совхозу.
- Ура!Ура! – восьмой класс ликовал.
- Сейчас пойдете домой и переоденетесь! Собираемся возле конторы! Все!
- А что взять с собой? – спросил Самат.
- Ничего не надо! Инструменты дадут там, - Фарида Нурахметовна быстро вышла из кабинета, стуча каблучками- шпильками.
- Мяч кто-нибудь захватите! – крикнула Арай.- В волейбол поиграем.
- У меня есть! – отозвалась Аида.
   Класс опять загудел. Все начали собирать учебники и тетради, а кое-кто уже успел выбежать из кабинета, издавая радостные возгласы от переизбытка чувств.
   Зерноток находился на краю аула. К нему можно было подъехать с любой стороны. Осенью всегда было оживленно: без конца взад – вперед ездили грузовики, привозившие с полей зерно прямо из-под комбайнов. Целые горы золотой пшеницы высились на заасфальтированной территории тока, возле которых работали совхозники: мужчины и женщины, юноши и девушки.
  Весь наш класс стоял и ждал классную руководительницу, ушедшую куда-то, чтобы узнать какую работу нам выполнять. Амика и Болат, подняв оставленные кем-то деревянные лопаты, начали «сражаться». «Дуэль» длилась недолго. Вдруг раздался треск. У Болата в руках остался жалкий обломок. Амика с победным кличем бросил в него целую лопату зерна, и тому ничего не оставалось как обратиться в бегство.
   Неугомонный Болат, отбежав в сторону, начал внимательно наблюдать за работой перелопачивающего бурты зернометателя, из направляющей трубы которого струей летела пшеница.  Возле него крутился какой-то мужик. Машина должна во время работы сама медленно продвигаться вперед. Однако эта «шарманка» была неисправна и ее приходилось время от времени подталкивать ломом. Поэтому рабочий поочередно менял орудия труда, брал в руки то деревянную лопату, то железный лом.
   Вот наш одноклассник ,незаметно подкравшись к нему с обратной стороны, стал ждать момента, когда мужик опять возьмется за лом. Ждать пришлось недолго. Мужчина, подсунув лом под ось машины, попытался сдвинуть, но у него ничего не получилось. Новые его попытки раз за разом не давали результата. Из-за сильного шума работающей техники, возможно, он не сразу услышал смех ребят или не придал значения. Наконец, бросив взгляд на другую сторону, он увидел Болата, просунувшего какую-то железную трубу под ось против движения машины и тормозившего ход. Вот их взгляды встретились, и совхозник поднял крик. Наш озорник ,бросив трубу, убежал, подражая обезьяне, нелепо размахивая руками. Класс судорожно хватал ртом воздух и, казалось, все умрут от смеха.    
- Отгадайте загадку! – вдруг обратился ко всем Серик, удивив всех, так как до сегодняшнего дня, не проявлявший особого интереса к литературе как к предмету. И пока остальные «переваривали» эту новость, его неожиданное «задание» , он успел предупредить Нурлана:
- Так…Нурлан, молчи! Пусть другие погоняют мысли по извилинам.
- Ну! И? Давай свою загадку! – Арай не терпелось услышать загадку.
- С когтями, а не птица, летит и матерится, - Серик подмигнул Нурлану, которому так и хотелось блеснуть.
- Летчик! – крикнула Сабина.- Сбитый летчик!
- Нет! Неверно! Что за когти у летчика? – улыбался Серик.
Девчонки дали еще несколько неверных ответов и теперь терялись в догадках.
- Ну, ладно! Сдаемся! – ответила Аида за всех.
- Электрик! – показывая большим пальцем за спину, ответил Серик. Раздался смех среди пацанов. Девочкам почему-то не было смешно.В метрах тридцати, на столбе, действительно висел, вцепившийся когтями, какой-то командированный электрик и что-то делал.
- Эй! – закричал кто-то из ребят. – Эй! – Но электрик был занят и даже не посмотрел в нашу сторону.
- Эй!- под общий смех громче крикнул Нурлан.
- Эй! Все! Хватит! – прервала Арай очередное «развлечение» пацанов. – Еще из-за вас человек попадет под напряжение или со столба сверзится.
   Самосвал с полным кузовом пшеницы медленно подъехал к гурту зерна. Ребята, чтобы не мешать, отошли в сторону. Грузовик ,вывалив зерно, уехал. Через несколько минут появилась целая колонна самосвалов. Они по - очереди начали разгружаться и , на ходу опуская свои кузова, снова уезжали в поле.
  Наконец, пришла классная руководительница и сказала, что им дали участок работы. Получив лопаты и веники, класс направился к месту работы. Небольшой участок вдоль забора надо было привести в порядок. Пару дней назад здесь были целые горы пшеницы, о чем свидетельствовали их остатки на асфальте. Надо было все смести в кучки. Работа закипела.
   - Э-э! Глядите! Бездельники едут! – закричал Булат Абылкасов. – Решили прогулять уроки!
   По грунтовой дороге, сразу за забором тока, ехали трое на мотоцикле «Урал». Это была та самая троица девятиклассников.
- Привет рабочему классу! – заорал , привстав и вытянув руку в приветствии, сидевший сзади водителя. Они как раз проехали мимо, как вдруг сидевший в коляске, неожиданно повернувшись , ловким движением вниз стянул трико с трусами с крикуна.
   Восьмой класс взорвался хохотом. Опозоренный пассажир, натянув трико, безуспешно пытался дать подзатыльник парнишке в люльке, но товарищ был очень увертлив.
   Работа была закончена, когда Аида предложила:
- Ребята, давайте в волейбол поиграем! Фарида Нурахметовна, поиграйте с нами!
- О-о! Давайте! – тут же с энтузиазмом отозвались другие.
- А давайте пойдем на ту сопку и поиграем! – указав рукой, крикнул Самат.
- Ну, хорошо! Пойдемте, - немного подумав, согласилась учительница.
- Ура! – понеслись вперед самые нетерпеливые.
- Да не пинайте мяч! Пацаны! – закричала хозяйка мяча - Аида.
   Сопка на окраине села, за током, была самой высокой. Отсюда половина аула была как на ладони. Половина класса , взобравшись на самый верх, уже хозяйничала вовсю. Несколько крупных камней было отброшено в сторону. Площадка для игры была готова.
   Вдруг издалека донесся шум вертолетного двигателя. В голубом небе над горизонтом показалась темная точка, стремительно увеличивающаяся в размерах.
- Самолет, вертолет, ты возьми меня в полет! – ребята радостно замахали руками, приветствуя пилотов.
  Винтокрылая машина с рокотом пронеслась над головами и вскоре окончательно растворилась в осеннем небе.
- В Караганду летят! – Максат махнул в сторону скрывшейся из виду вертушки. – Может, это поисковая группа. Космонавтов, приземлившихся где-нибудь в степи, взяли на борт.
   Девочки , видимо, вспомнили какую-то игру. Арай, Салима, Аида и Сауле, встав в шеренгу и крепко ухватившись друг за друга, начали крутиться. Арай и Сауле, оторвавшись от земли, начали с визгом «парить» в воздухе по кругу. Сделав несколько кругов, девчонки поменялись местами и теперь «несущими» оказались Арай и Салима. Теперь «винты» вертолета завертелись в обратную сторону.
- Ну, что, сыграем в волейбол? – спросила подошедшая Фарида Нурахметовна, с улыбкой глядя на визжащих от восторга девчонок. Щеки ее покраснели. Видимо, трудновато ей было подниматься по склону, но виду не подавала.
- Давайте в «картошку»! – предложил Максат и украдкой посмотрел на Аиду.
- Только не надо сильно бить! – поставила условие Арай.
- В «картошку», значит? – переспросила классная руководительница.
- Да! В «картоху»! – громче всех крикнул Самат, хотя и не очень хорошо играл в волейбол.
  Игра началась. Почти все побывали в центре круга, и даже Фарида Нурахметовна, которая, как оказалось, очень хорошо играет.
   Вот Максат опять сделал меня «картошкой» подав мяч так, что я не смог отбить. Через несколько секунд рядом со мной оказалась Арай.
- О-о! Какие картошки! – крикнул Болат, замахнувшись в прыжке. Я и Арай инстинктивно втянули головы в плечи. Мощный удар мячом пришелся мне  по голове. Только не успел я толком включиться в игру, как Фарида Нурахметовна точным ударом обратно «посадила» в круг.
- Назад! На место! – раздался смех ребят. Я опять был рядом с Арай. Улыбающаяся Фарида Нурахметовна, видимо, была в курсе нашей дружбы и , возможно, таким образом дала понять это.
Через несколько минут на корточках сидели Максат и Аида.
- О-о! Какие картошки! – снова многозначительно сказал Болат. Мы все понимающе улыбались. Игра продолжалась бы до утра, как вдруг наша учительница, взглянув на свои часы, сказала:
- О-о! Заигрались мы! Дома вас, наверное, уже заждались! Еще пять минут – и по домам!
                ***
   Раннее утро. Сегодня суббота. Я не пошел в школу , все еще лежал в постели и вспоминал вчерашнюю игру на сопке. Я все еще ощущал тепло рук Арай, когда мы сидели в центре и, она держалась за мою руку, несмотря на пару шуточек, отпущенных в наш адрес. Снова и снова прокручивал в памяти события вчерашнего дня. Так уж мы устроены, что любим бесконечно вспоминать те радостные и приятные мгновения, которые нам дарит жизнь.
  Вдруг за окном промелькнул мамин зеленый платок. Я быстро встал и начал одеваться. Вчера мама предложила мне съездить в Ерейментау и купить себе спортивную форму.
  В прошлый раз учитель физкультуры не пустил меня на урок из-за отсутствия спортивной формы. Просидев весь урок в коридорчике спортзала, придя домой, сообщил матери такую «приятную» новость.
- Ничего страшного не случится, если один день пропустишь, - сказала мама.- Ты же неплохо учишься. Вон другие, двоечники, занятия пропускают только так! И ничего! Физрук у вас принципиальный оказался, - уже задумчиво добавила мама.
  Все было хорошо, пока я однажды на физкультуре не порвал спортивное трико. Пару раз учитель физкультуры делал мне замечания, мол, на занятия в спортзал нужно приходить в соответствующей форме. Я же ссылался на то, что еще мне не купили спортивку, а съездить родителям в райцентр все не получается: некогда. При этом непременно напоминал, что трико порвал на уроке физкультуры. Отношения с физруком стали натянутыми, и на последний урок меня просто не допустил.
- Сынок, ты уже проснулся? – спросила мама, войдя в мою комнату. – Папа Аиды, оказывается, на своей машине едет в Ерейментау. Съезди с ним.
- Хорошо. Он подъедет?
- Да. Минут через пятнадцать.
- Вот и отлично. Неплохо день начинается. С удачи! – улыбнулся я.
- Главное, чтоб не зря съездил. Если даже размер будет чуть больше, покупай! Ты же еще растешь.
- Конечно, мам. Куплю. Если что, то можно даже ушить.
   День, действительно, неплохо начинался. У меня было радостное настроение. Душа, что называется, пела и ликовала. Особенно радовала  предстоящая поездка на «Жигулях». Легковушка вот-вот должна была подъехать.
  Я только вышел на крыльцо, как новенькая зеленая «шестерка» плавно и почти бесшумно подплыла к самой калитке. Помахав улыбающейся маме, я сел на заднее сиденье, предварительно поздоровавшись с дядей Маратом, известным шутником и балагуром. Аида сидела рядом с водительским креслом и только молча кивнула мне. «И так, сегодня ,как минимум, двое отсутствуют на уроках, - подумал я. – Причины, конечно, уважительные». Моя одноклассница любила просто кататься с папой и нередко пропускала уроки. Но серьезных проблем из-за пропусков у нее никогда не было, так как Аида все схватывала буквально на лету и была одной из хорошисток.
  Приятный стук мелких камешков по днищу кузова вдруг прекратился: мы выехали на асфальтированную трассу.
   - Когда свадьба? – неожиданно спросил дядя Марат, засмеявшись. Засмеялась и Аида.
- Рано еще, - ответил я, смутившись. В зеркале заднего вида, висевшего в салоне, заметил ослепительно белый ряд зубов папы Аиды. Он улыбался. Веселый человек всегда ведет веселые разговоры. Невозможно не смеяться шуткам жизнерадостного человека. Вот в кого пошла Аида ! Тоже любительница всяких шуток и не знающая, что такое плохое настроение.
- А я вас часто вижу. Как она? – спросил дядя Марат, не называя ее имени. Ну вот что делает человек! Получается, что я, зная о ком идет речь, подтверждаю его слова, что у меня есть невеста. Мне неохота прикидываться дурачком и , улыбаясь, говорю:
- Нормально.
- За кольцами? – с хохотом спрашивает дядя Марат. Аида, прикрыв двумя руками лицо, тоже трясется от смеха. Чувствую, как краска заливает мое лицо. Мне ничего не остается как смеяться вместе с ними.
- Лучше всего в Целинограде покупать, - продолжает папа одноклассницы, подняв указательный палец кверху, - в ювелирном. Там выбор большой! 
   Вдоволь насмеявшись, едем и слушаем музыку, передаваемую по радио. Время пролетело незаметно, и мы уже на центральной улице райцентра.
- Так, Асан, договоримся. Обратно с нами поедешь? – дядя Марат посмотрел на меня.
- Да! – я согласно кивнул.
- Тебе только в «Арман»?
Я опять киваю головой.
- Ну тогда там и ждать нас будешь. А сейчас в столовую. Перекусим! А потом тебя подкинем до магазина.
   Мы втроем сидим за красиво накрытым столом в столовой. Больше никого, кроме нас. Напротив входа на всю стену огромные зеркала, в котором отражаемся мы. Под зеркалами невысокая зеленая сцена. Говорят, что здесь когда-то был роскошный ресторан, а потом его передали железнодорожникам. Со вкусом оформленный зал, красивая изящная посуда не оставляют никаких сомнений в этом. Приятно сидеть среди такого великолепия и ощущения праздника. Да и готовят вкусно, что самое главное. «Надо почаще заходить сюда», - подумал я.
      «Жигуленок» стремительно летит по темно – серому асфальту. Я сижу сзади и внимательно смотрю по сторонам. Рядом лежат мои покупки: спортивная форма синего цвета и кеды. Едем без музыки, без разговоров. И даже дядя Марат молчит. Аида спит.
   Вот машина на повороте замедлила, съехала на грунтовую дорогу. Дядя Марат, видимо, боясь разбудить дочь, с улыбкой посмотрел на меня и кивнул в сторону. Со стороны магазина медленно шла Арай с белой  сумкой. Мне даже показалось, что она была грустна. Конечно, Арай видела нас, приехавших из Ерейментау, и думал, что, может, сейчас она зайдет по пути ко мне, и я расскажу обо всем, похвастаюсь своими покупками. Но Арай прошла мимо моего дома. Какое-то смутное беспокойство появилось у меня в душе.
   Я сидел за кухонным столом, глядя в стакан с недопитым чаем.
- Ты чего без молока пьешь? Ты забыл налить или лень? – спросила мама, которая ждала моего рассказа о том, как я совершал покупки. Обычно я подробно рассказывал о своих поездках родителям и где-то позволял себе даже приукрасить, чтобы было интересно.
- Что с тобой? Не обидели тебя?- мама внимательно посмотрела на меня.
- Ничего. Все нормально.
- Что-то ты неразговорчивый сегодня.
- Устал, наверное.
- И толком ничего не поел.
- Да сыт я. В железнодорожном хорошо поели. Как приехали, сразу туда заехали.
- Так сколько времени-то уже прошло. Ладно, иди отдохни. А я вот на ужин мясо хочу приготовить.
     Проснулся от того, что кто-то толкал меня. Оказывается, я крепко заснул.
- Дрыхнешь без задних ног, - улыбнулся отец. – Иди поешь. А мы уже давно поужинали.
   За окном темнела ночь . Я вскочил, наспех покушав, вышел на улицу. Арай должна быть дома.
   «Наверное, спят», - подумал я, глянув в темные окна. Подойдя, как обычно, к окну комнаты Арай , постучал. Тихо…Я постучал еще раз. На этот раз сильнее. Она всегда после первого же легонького  стука подбегала к окну и открывала зеленые шторы. Может, ушли куда-нибудь в гости?
  Я медленно побрел домой. Обернувшись, вроде увидел, что в окне мелькнуло лицо Арай. Если дома, то почему не открыла? Я терялся в догадках.
                ***
   Прозвенел будильник, но, решив полежать еще минут пять, я заснул. Когда проснулся и глянул на часы, то резко вскочил. Я опаздывал на первый урок! Быстро одевшись и не позавтракав (некогда!), побежал в школу.
   Перед школой играли дети, значит, еще не было звонка. Успею!  Подбежав к дверям и схватившись за ручку…я обомлел. Краем глаза заметил, что Арай стояла и мило беседовала с тем самым девятиклассником, которому я недавно дал по шее. Меня она не замечала. Парнишка вдруг повернул голову и ,увидев меня, ехидно улыбнулся. Пусть! Я рванул дверь на себя и побежал в класс. Пусть!
   Сегодня пять уроков. И все пять уроков, мне казалось, ребята сверлят меня взглядами, пытаясь что-то узнать. Нет. Никаких разборок, никакого скандала, тем более на публике. Нельзя показывать, что чем-то расстроен и подавлен. Возьму-ка и напишу записку Аиде. Вырвав листок из тетради, написал: «Привет, Аида! Как дела? Асан». Аида, получив мою записку, посмотрела на меня и принялась писать ответ. Завязалась переписка, в котором вспоминали   вчерашнюю поездку. Похоже она ничего не подозревала. В сторону Арай я не посмотрел ни разу: не хотел смотреть украдкой.
   Прозвенел звонок. Закончился последний урок. Кто-то из ребят сделал объявление ,громко крикнув на весь класс, что сегодня вечером в школе будет дискотека. Нет! Не пойду на дискотеку. Пусть веселятся без меня. Я быстро засунул учебник с тетрадкой в портфель и побежал домой, не оглядываясь.
    «Вот еще один день прошел», - думал я, пытаясь заснуть. Перед глазами все стояла картина, увиденная утром в школе. Арай и этот парень с его ухмылкой. Что же случилось с Арай? Пытаясь найти ответ, я все еще долго лежал, ворочаясь с боку на бок, пока не смежил веки.
  Видимо, я чутко спал, как вдруг проснулся от какого-то стука. Я прислушался. Так и есть. Кто-то несколько раз постучал в окно. Скорее всего, мелкота балуется. Быстро натянув футболку, не стал подходить к окну, чтоб не спугнуть шалунов. Сейчас  поймаю их…
  Я открыл дверь. В дверях стояла Арай. Внезапно она быстро обняла меня и стала осыпать поцелуями. Лицом я почувствовал, как по ее щекам текут слезы. Крепко прижав к себе, ответил на  поцелуи, прильнув к ее губам.
   Мы вышли и сели на крыльцо. Арай положила голову на мое плечо и сказала:
- Прости. Ты уехал с Аидой и…
- Ты тоже прости меня, - сказал я, не дав ей договорить. – Я не подумал.
   Линия горизонта на востоке начала смутно  светлеть. Показавшийся ярко-красный краешек солнца медленно начал подниматься, окрашивая алым облака.
- Как красиво! – Арай с восхищением смотрела на начавшуюся небесную феерию.- Небо такое розовое!
-Наверное, к сильному ветру,- предположил я.
- Знаешь приметы? – спросила Арай.- А может, к дождю?
- А может, и то и другое? – улыбнулся я.
- Поживем – увидим! А рассвет очень красивый, - она снова положила свою голову мне на плечо. Я посмотрел на нее. Ласковые лучи утреннего солнца нежно касались ее лица.
                ***
   До конца второй четверти оставалось совсем немного. Но в последнее время наш обычно шумный восьмой класс вел себя не как обычно. Чувствовалось какое-то напряжение  и смутная тревога.
   Учительница истории молча закрыла классный журнал и подошла к
доске. Застучал мел. В правом верхнем углу она записывала домашнее задание. Мальчики и девочки, открыв дневники, в абсолютной тишине списывали с доски домашнее задание. Вот-вот должен прозвенеть звонок.
   Декабрьский снег, искрившийся на солнце, поскрипывал под нашими ногами. Мы шли молча по тропинке, как вдруг Арай остановилась и, глядя в глаза, негромко спросила:
- Ты слышал? Да? Студенты…
- Да. По телевизору смотрел новости.
- Что теперь будет? Как думаешь? – в ее голосе чувствовалась тревога.
- Все будет хорошо, - я попытался развеять ее страхи, если есть. – А я все ждал, что скажет наша учительница истории об этом.
- Я тоже думала об этом, - Арай улыбнулась и, помолчав, добавила: - А что она может сказать и, тем более, сделать? Она такая же, как и мы.
- Что верно, то верно. А родня в городе есть у тебя?
- У меня родственники в Алма-Ате. А у тебя?
- У меня сестра в Караганде в мединституте учится, - ответил я, не зная, что еще можно сказать в данной ситуации.
- Как – то не по себе стало, когда я по телевизору услышала такое про нас. 
- Твои там были? – спросил я.
- Не знаю.
- А сестра моя в письме писала, что их называют «декабристами». В Караганде, оказывается, студенты тоже вышли на площадь.
- Она там была?
- Нет. Во всяком случае, ничего такого в письме не писала.
    События 1986 года коснулись и нас, обдав декабрьским холодом. Может, это тоже послужило толчком к тому, что мы задумались над некоторыми вещами в нашей жизни.
   

***
  Пришла весна. Казалось, что солнце засияло ярче. Приятно было ощущать после зимы теплый степной ветерок. Радостно было на душе.
  Сегодня , как обычно придя из школы и сделав все дела по дому, я побежал к Арай. Мы долго сидели в беседке, разговаривая о том и о сём. Незаметно пролетело время. Был уже поздний вечер.
   Мне показалось, что она немного грустна и пытается скрыть это. Видимо, что-то ее беспокоило. А я не решился ее спросить.
   Через открытую форточку окна я несколько раз услышал недовольный голос ее отца. Конечно, слышала и Арай. Невозможно было не услышать. Он был пьян и что-то бурчал своей жене.
   Отец Арай в молодости служил в Афганистане. Неплохой человек, но стоило выпить, и у него что-то «замыкало» в голове.
- Сейчас мама будет меня искать, - улыбнулась Арай. Я чувствовал, что ей не хотелось идти домой.
- Пойдешь?- мой вопрос прозвучал как-то по дурацки.Она молча кивнула головой.
Погода портилась.Небо затягивалось тучами, надвигался дождь.
 Раздался хриплый мужской крик. В коридоре упало что-то стеклянное и разбилось.
-Ну я пошла, - Арай поцеловала меня в щеку и побежала домой.
Как только за ней закрылась дверь, услышал звук пощечины и женский вскрик.
Не помню как взлетел по лестнице и оказался дверях. Арай сидела на полу, прикрыв одной рукой лицо. Сквозь ее белые тонкие пальцы сочилась кровь.
-А-а, щенок! – и через мгновение что-то больно вонзилось мне в бок.

   Очнулся оттого, что по лицу хлестал дождь. Шёл самый настоящий ливень. Кто-то сзади, взяв меня подмышки, тащил по земле.
-Потерпи, милый…Надо в машину…В больницу…
Уже в кабине ГАЗ-53 чисто инстинктивно взялся рукой за бок. Рубашка была в крови.
Арай села на за руль, щелкнула чем-то, повернула ключ зажигания. Взглянув на панель приборов,вышла из кабины и побежала в гараж. Слышно было как она заправляет бак. Вот загремела отброшенная пустая канистра. Арай вновь села за руль, вспыхнули фары. Мы тронулись.
-Так, - Арай включила стеклоочистители.- Милый, не закрывай глаза. Говори со мной, Асан!
- Всё будет хорошо. Сейчас мы доедем. Ты хорошо водишь машину, - я попытался улыбнуться.
Грузовик наконец выехал на трассу, и мы понеслись. А дождь всё лил и лил.



                ***
  Проснулся от того, что кто-то разговаривал, время от времени кашляя. Видимо, заядлый курильщик с многолетним стажем.
  Моими соседями по палате оказались люди пожилого возраста. Как еще скоротать время в больнице? Ни телевизора, ни радио. И в таких случаях, обязательно найдется какой-нибудь любитель поговорить. А старикам, понятное дело, всегда есть о чем рассказать.
  Один из рассказчиков, работавший где-то кочегаром, вспоминал как много лет назад охотился в степи.
- Я прицелился из мелкашки, нажал! Мимо! А сурок, слышит как над головой что-то просвистело. И тоже свистнет. Я опять нажал-опять мимо! Сурок опять-фьють!
  Слушатели дружно засмеялись.
- О-о! Проснулся, - веселый охотник подмигнул мне.- Заштопали? Ничего! До свадьбы заживет!- добавил он, улыбнувшись, и начал рассказывать о тайге и золотодобытчиках.   
   Пришла медсестра. Раздала лекарства и вышла. В палате стало тихо. Кто-то с шелестом выдавил таблетку из фольги, чтобы выпить. В коридоре болтали медсестры и санитарки. И вдруг донеслось:
-Девчонка погибла. Ну та, которая этого привезла.
-Да ты что? Боже мой!Такая красивая! -охнула кто-то из них.
- С «КамАЗом» столкнулась…
-Да. Дождь же был. Сильный. Дорога скользкая.
   Арай!Любимая! У меня из глаз потекли слезы.


   




   

   


Рецензии