Глава 146. Бетховен. 33 вариации

Людвиг ван Бетховен
33 вариации на тему вальса Диабелли
Святослав Рихтер (фортепиано)

sir Grey: Послушал я это исполнение, конечно — супер! Хватит, думаю, слушать, надо сыграть самому, хоть посмотреть по нотам. Это шок! Кажется, Бетховен на кого-то кричал: «Какое мне дело до вашей проклятой скрипки». Надо добавить: «Какое мне дело до вашего проклятого фортепьяно, до ваших проклятых пальцев и до вашей проклятой музыки!» Жуткое впечатление, как будто он шахматист, у которого остались только вынужденные ходы, впечатление, что он только и занят тем, что затыкает дыры — и, как всегда, оказывается, что это единственно возможный выбор. Я все равно остаюсь поклонником до-минорных вариаций, но это — что-то невозможное!

Wustin: Это трансляция с легендарного концерта в Колонном зале, о котором вспоминал Нейгауз. Тогда же игралась Двадцать седьмая соната. Несмотря на то, что это перепись с переписи (не знаю, сохранился ли оригинал, который мне посчастливилось когда-то слышать — оригиналы с переменой техники куда-то исчезали), уникальность этого исполнения все же должна ощущаться. Дело не только в уникальной виртуозности тогдашнего Рихтера (исполнение на восемь (!) минут короче позднего, 1986 года, исполнения тех же Вариаций) — эти два исполнения для меня так же связаны биографически друг с другом, как ранее (1955) и позднее исполнение Гольдберг-вариаций Гульдом. И то и другое исполнения — охватывают жизненный путь каждого.

musikus: Запись вариаций с концерта 1986 года в Амстердаме тоже удивительная, хоть и поздняя. А уж овации... Есть винил с записью, скорее всего, с этого голландского концерта, но без аплодисментов, а здесь — такие десятиминутные овации, что трудно и припомнить что-то аналогичное. Окунаешься в это и не знаешь — то ли счастливо смеяться, то ли горестно плакать, а, скорее — и то, и другое разом.


Рецензии