Жанна д Арк - марионетка Иоланды Арагонской

Сожжение Жанны д'Арк, вне всякого сомнения, самая известная казнь на костре в истории человечества (спасибо французской пиар-машине такой мощности, что доктор Геббельс умер бы от зависти).

Второе - с огромным отрывом - сожжение Великого магистра ордена Тамплиеров (весьма неоднозначной организации) Жака де Моле (и примкнувшего к нему Жоффруа де Шарне); третье - более двухсот катаров после падения замка Монсегюр; четвёртое - Яна Гуса... впрочем, это уже не так важно.

Важно, что, вероятнее всего, никакого сожжения Орлеанской Девы не было... то есть, сожжение, конечно, было - но на огромном костре (совершенно не по принятой тогда технологии) сожгли какую-то накачанную наркотиками бедолагу, которая оказалась в очень плохом месте в самом прямом смысле убийственное время.

Впрочем, обо всём по порядку. Святая Жанна д’Арк - действительно одна из самых неоднозначных и противоречивых католических святых (если вообще не самая неоднозначная). Во-первых, совершенно непонятно, за что, собственно, её канонизировали (причём, что занятно, аж в 1920 году – через пять столетий после смерти).

Ведь все её заслуги не имели ни малейшего отношения ни к защите, ни к распространению католической веры, ни даже к благотворительности. Во всяком случае, она не сделала ровно ничего даже из довольно минимальных требований Евангелия от Матфея (25:31-46), которые многие считают сутью христианства. Да и с Нагорной проповедью Спасителя её деяния имели очень мало общего (точнее, ничего общего). Как и вообще с евангельским вероучением.

Жанна д’Арк, по большому счёту, добилась в своей жизни только одного – помогла возвести на престол Карла VII – к слову сказать, претендента, обладавшего наименьшими правами на этот престол (хотя, как потом выяснилось, наибольшими способностями к управлению государством).

Поскольку в то время (начало XV века) наций как таковых не существовало (как и национальных государств), говорить о роли Жанны в какой-то национально-освободительной борьбе не приходится

Ибо не было никакой такой борьбы – была банальная грызня за власть и территории между тремя группировками, каждая из которых представляла собой весьма интернациональный сброд).

Командовала войсками отнюдь не Жанна (она была лишь символом – источником вдохновение), а некий Жиль де Рэ (получивший, на минуточку, в 25 лет чин маршала в армии дофина).

Позднее совершенно незаслуженно оболганный и безвинно приговорённый к смерти по сфабрикованному обвинению в убийстве нескольких сотен детей (да-да, это тот самый Синяя Борода). В общем, жертва политических интриг par excellence.

Да и с обвинением в ереси (за которое её, собственно, и сожгли) не всё ясно. Есть мнение, что не таким уж и необоснованным было это обвинение. А её реабилитация в 1456 году была как раз обусловлена чистой политикой (и пиаром), ибо как-то неудобно было, что царствующего монарха на престол возвела еретичка, впоследствии сожжённая на костре по приговору епископского суда.

Если её вообще сожгли. Ибо версия о том, что на самом деле вместо неё сожгли какую-то накачанную наркотиками несчастную, оказавшуюся в неподходящее время в неподходящем (для неё, разумеется), месте, а саму Жанну тихо вывезли в безопасное место (выкупили, то есть), скажем так, имеет под собой весьма серьёзные основания.

Ибо иначе нехорошо получается - она дофина Карла на престол возвела, а он и пальцем не пошевелил, чтобы спасти её от ужасной смерти на костре (а то и вовсе сдал бургундцам). Это тааакое пятно на репутации…

А в те годы репутация монарха – это если не всё, то почти всё. Тем более, что такое предательство – единственный случай в биографии этого в целом, выдающегося и исключительно порядочного короля.

Лично я считаю, что просто чудовищно распиаренная «Орлеанская Дева» была не более, чем марионеткой в умнейших и искуснейших руках настоящего творца победы Карла VII (и французского войска).

Великой (реально великой) Иоланды Арагонской - «королевы четырёх королевств»; по отзывам современников, прекраснейшей и мудрейшей из всех принцесс христианского мира. И... тещи дофина, будущего короля Карла VII.

Именно её, а никакую не Жанну (отмороженную на всю голову, если не вообще сумасшедшую) совершенно справедливо называли «женщиной, создавшей Францию»...

Сейчас уже нет никаких сомнений в том, что и появление Жанны при дворе дофина, и её разговор с будущим королём были спектаклем, умело срежиссированным Иоландой. Как и, разумеется, все предыстория – Жанну и нашли, и тщательно подготовили люди Иоланды Арагонской.

Известно и другое - что и оборона Орлеана, и содержание армии Жанны, впрочем, как и шинонского двора дофина, осуществлялись практически полностью на деньги королевы Иоланды...


Рецензии