Уроженец Нижегородской земли среди Героев Дона

Станица Котельниковская, где жили казаки Павловы, и множество других казачьих станиц расположены вдоль реки Курмоярский Аксай, одного из притоков Дона в его нижнем течении. С названием станицы Аксайской в верхнем течении Дона связана история Аксайской иконы Пресвятой Богородицы, особо почитаемой среди казачества. В октябре 1837 года император Николай I посетил Аксайскую станицу, Новочеркасск, Ставрополь, совершая очередную большую поездку по России. Прославление иконы Пресвятой Богородицы Аксайская произошло в период пребывания на Донской и Новочеркасской кафедре архиепископа Иоанна (Доброзракова), лично знакомого с императором Николаем I со времени его служения в Нижнем Новгороде.

Когда на Дону появилась холера, молитвы пред Аксайской иконой Пресвятой Богородицы, по преданию, помогли остановить распространение заразы, и болезнь вскоре прекратилась. В 1847 году, по указанию владыки Иоанна (Доброзракова), архиепископа Донского и Новочеркасского, икону из отдалённого станичного храма на берегу реки Аксай привезли в Новочеркасск, столицу донского казачества. На центральной площади соорудили сень – специальную палатку и установили чудотворную Аксайскую икону в сквере перед атаманским дворцом, куда непрерывным потоком устремился народ. Здесь перед иконой начали служить молебны, а люди приезжали со всех округов Войска Донского. Болезнь вскоре отступила.

Предыстория этих событий такова. Явление иконы произошло в 1830 году, когда всю область Войска Донского постигла холера. В Новочеркасске умерло в тот год 5 тысяч человек (1). Во время эпидемии в Аксайской станице одной женщине во сне явилась Богородица и повелела идти на окраину поселения и в заброшенном доме найти Её икону. Местный священник Тимофей Попов с найденной иконой совершил крестный ход по станице, после чего болезнь в Аксайской станице прекратилась. Весть о чуде быстро разнеслась по окрестностям. К чудесному Образу стали приходить люди и получать исцеление в болезнях.

При деятельном участии владыки Иоанна (Доброзракова), по его ходатайствам в Святейший Синод, был положительно решён вопрос об официальном признании Аксайской иконы Божией Матери «Одигитрия» явленной чудотворной. Памятное событие произошло 5 августа 1851 года, когда император Николай I утвердил определение Священного Синода об учреждении ежегодного крестного хода в Донской области с Аксайской иконой из Аксайской станицы в Новочеркасск с 13 августа по 1 октября. Многотысячные крестные ходы сопровождали икону из Аксайской станицы в Новочеркасск и обратно неизменно до 1920 года. (2)

На главной площади Новочеркасска располагается величественный храм – Патриарший Вознесенский Войсковой Всеказачий собор. Главный алтарь собора освящён в честь праздника Вознесения Христова, северный (левый) придел – Воскресения Христова, южный (правый) придел освящён в честь иконы Божией Матери «Аксайской».

В крипте – усыпальнице, в храме Покрова Божией Матери находятся захоронения архиепископа Донского и Новочеркасского Иоанна (Доброзракова) и четырёх Донских атаманов: графа Матвея Ивановича Платова, генерала от кавалерии; графа Василия Васильевича Орлова-Денисова, генерал-адьютанта; Ивана Ефремовича Ефремова, генерал-лейтенанта; Якова Петровича Бакланова, генерала. Эти пять исторических личностей были избраны казачеством в 1911 году, как внёсшие достойный вклад в историю Всевеликого Войска Донского.

Чем же так прославились эти люди?

Почему именно они были названы Великими Героями Дона из множества поколений прославленных донцев?

Память о архиепископе Иоанне (Доброзракове) особо почитается в г. Новочеркасске, исторической столице донских казаков, не только в связи с прославлением Аксайской иконы Божией Матери. 2 ноября 1850 г. владыка совершил чин освящения места строительства Вознесенского войскового всеказачьего собора (3). В этих торжествах принял участие приехавший на Донскую землю, в Новочеркасск, наследник цесаревич, Августейший Атаман всех казачьих войск Александр Николаевич (будущий император Александр II).

Владыка Иоанн (Доброзраков) происходил из среды нижегородского духовенства (4) и был воспитанником Нижегородской семинарии при епископе Моисее (Близнецове-Платонове) (5). Владыка потрудился на многих должностях в различных епархиях, получил научную степень доктора богословия. Краткий перечень мест служения владыки Иоанна (Доброзракова):

1814 г. – магистр С.-Петербургской Духовной Академии;
1817 г. – профессор Черниговской семинарии;
1824 г. – ректор С.-Петербургской семинарии и настоятель Лужецкого Можайского монастыря;
1826 г. – ректор С.-Петербургской академии, сопричислен к ордену Св. Анны 2-й степени.
1828 г. – настоятель Пиннского Богоявленского монастыря, сопричислен к ордену Св. Владимира 3-й степени, доктор богословия, за составление Священной Гермилевтики на латинском языке;
1830 г. – епископ Пензенский;
1835 г. – епископ Нижегородский и Арзамасский, сопричислен к ордену Св. Анны 1-й степени;
1837 г. – владыка ходатайствует перед Святейшим Синодом о строительстве храма в честь Пресвятой Живоначальной Троицы в д. Теплово Ардатовского уезда Нижегородской епархии;
1847 г. – епископ Иоанн возведён в сан архиепископа Донского и Новочеркасского;
1850 г. – архиепископ Донской и Новочеркасский Иоанн (Доброзраков) совершил чин освящения места строительства Патриаршего Вознесенского войскового всеказачьего собора.

В 1867 году владыка Иоанн по собственному прошению, по причине болезни глаз, был уволен на покой, получив право поселиться в любом столичном монастыре. Но он отклонил это лестное предложение и избрал для пребывания третьеклассный Кременской Вознесенский монастырь, расположенный в 430 вёрстах от Новочеркасска на берегу реки Дон.

 Владыка оставил ценные литературные труды, отражающие современную ему эпоху. По воспоминаниям окружающих, владыка «жил в обители в особенном домике, скромных размеров, с одним келейником… Почасту он уходил в монастырский лес, в горы, для уединённого созерцания славы Божией и молитвы, и пребывал там иногда даже по несколько дней… он почти не принимал пищи и питья, спал мало, дух его был устремлён к небу, он дышал непрестанно молитвою…» В 1872 году архипастырь был погребён в Кременском монастыре в соборе Вознесения Господня.

В течение 39 лет добивались жители Новочеркасска решения, позволявшего перенести останки всенародно любимого архиерея в столицу донского казачества – и, наконец, этот вопрос был решён положительно. С великим почтением была вскрыта могила святителя – и тело его, и одежды были найдены нетленными.

В 1905 году Всеказачий собор был торжественно освящён. В 1911 году по многочисленным просьбам казаков в усыпальницу собора был перенесён прах владыки Иоанна (Доброзракова), до наших дней самого почитаемого пастыря Донской и Новочеркасской епархии. Рядом с владыкой Иоанном, в подклете храма были перезахоронены Герои Дона – четыре атамана: генералы Платов, Орлов-Денисов, Ефремов и Бакланов. В последующие годы, в молитвенное воспоминание о владыке Иоанне, в этот день, 4 октября, соборным духовенством устраивалась поминальная трапеза для жителей Донского края.

В 2011 году 4 октября состоялась торжественная церемония перезахоронения нетленных останков архиепископа Иоанна (Доброзракова) в усыпальнице Вознесенского кафедрального собора одновременно с останками четырёх героев Дона: графов М. И. Платова, В. В. Орлова-Денисова, генералов И. Е. Ефремова и Я. П. Бакланова, где они находятся и поныне.

Граф Матвей Иванович Платов родился в 1753 году в станице Прибылинской в черте г. Черкасска. Атаман Донского казачьего войска, генерал от кавалерии, из старшинских детей Войска Донского, сын премьер-майора Ивана Фёдоровича Платова. На службе Матвей находился с тринадцатилетнего возраста, с 1766 года. В 1774 г., будучи командиром донского казачьего полка, награждён золотой именной медалью в 30 червонцев для ношения на шее, за отражение семи атак крымских татар на реке Калалах на Кубани. Награждён орденом св. Георгия 4-й степени (1789 г.) «за отличную храбрость, оказанную при атаке крепости "Очаков"» и орденом 3-й степени с формулировкой: «Во уважение за усердную службу и отличную храбрость, оказанную при взятии приступом города и крепости Измаила с истреблением бывшей там турецкой армии, командуя колонною». Как Шеф 1-го Чугуевского казачьего полка Платов командовал авангардом в Персидском походе 1796 г. и был награждён золотой саблей с алмазами и надписью «За храбрость». Как Наказной атаман Войска Донского в 1801–1818 гг. он принимал участие во всех войнах Российской империи конца XVIII начала XIX вв.

В 1805 году 18 мая Платов заложил Новочеркасск, куда перенёс столицу Донского казачества. Герой Отечественной войны 1812 года, он вёл бои с корпусами Жерома Бонапарта, Ю. А. Понятовского, О. Ф. Б. Себастиани, И. Мюрата, Даву, М. Нея, разгромил вице-короля Италии Е. Богарне (вице-король потерял 2 000 убитыми и 3 500 пленными, потерял весь обоз и артиллерию).

Именным указом императора от 29.10.1812 года атаман был возведён, с нисходящим его потомством, в графское Российской империи достоинство. Поэт В. А. Жуковский написал о Платове: «Хвала, наш вихорь-атаман, вождь невредимых, Платов!» После заключения Парижского мира храбрый казак сопровождал императора в Лондон с 26.05 по 14.06.1814 года, где был встречен с необычайными почестями и одарён подарками. Три дочери атамана Платова были замужем за казаками: Марфа – за полковником С. Д. Иловайским, Анна – за генерал-майором К. И. Харитоновым, Мария – за генерал-майором Т. Д. Грековым. Умер атаман в 1818 в слободе Еланчицкой близ Таганрога),

Граф Василий Васильевич Орлов-Денисов, атаман Донского казачьего войска, генерал-адъютант, генерал от кавалерии, родился в 1775 г. Природный донской казак, сын Василия Петровича Орлова, атамана Войска Донского и внук (по матери) первого графа из казаков генерала от кавалерии Ф. П. Денисова, он с двенадцати лет был уже казаком на коне, а с 15 лет нёс сторожевую службу на берегах Чёрного моря. В 1789 г. Василий Васильевич получил чин сотника, а в 1799 г. был произведён в полковники. В 1807 г. Орлов-Денисов впервые принял участие в боевых действиях против французов. 6 октября 1812 г. на реке Чернишне, севернее Тарутино казачьи полки В. В. Орлова-Денисова атаковали корпус И. Мюрата. Потери русских в этом бою составили 1 200 чел. Французы потеряли 2 500 убитыми, 2 000 пленными и весь обоз с 38 орудиями. Казаки Орлова-Денисова окружил и взял в плен бригаду генерала Ж. П. Ожеро.

Василий Васильевич вновь становится участником русско-турецкой войны в 1828–1829 гг., после которой, оставив службу, занимается делами благотворительности. Атаман строит храмы, помогает бедным, а в Харькове им основан первый детский приют. В.В. Орлов-Денисов был погребён в соборном храме Харьковского Покровского женского монастыря, а в 1911 г. его прах был торжественно перенесён в Новочеркасск, в усыпальницу Вознесенского войскового собора.

Иван Ефремович Ефремов (1774–1843 гг.), атаман Донского казачьего войска, генерал-лейтенант Донского казачьего войска, по происхождению донской казак. Во время Заграничных походов русской армии 1813–1914 гг. лейб-казаки составляли конвой императора Александра I.

4 октября под Лейпцигом Лейб-гвардии Казачий полк под командованием И. Е. Ефремова контратаковал прорвавшуюся к ставке императора французскую тяжёлую кавалерию. За успешный бой и спасение императора атаман был награждён орденом св. Георгия III степени. В 1815 г. Ефремов назначен командиром лейб-гвардии Казачьего полка, а в 1816 г. произведён в генерал-майоры. В 1828 г. атаман Ефремов участвовал в войне с турками, в 1829 г. был произведён в генерал-лейтенанты.

Яков Петрович Бакланов (1809–1873 гг.), атаман Донского казачьего войска, происходил из дворян войска Донского. Впервые принял участие в боях в русско-турецкой войне 1828–1829 гг. Участвовал в кавказской экспедиции 1836 г. В 1855 году Бакланова командировали в действующую армию на кавказский театр Крымской войны. Здесь атаман проявил инициативу и находчивость при взятии турецкой крепости Карса, которая потом, в Париже, на переговорах по заключению мира была обменена на Севастополь. В 1857 году Бакланов назначен походным атаманом Донских казачьих полков, находящихся на Кавказе. С 1863 по 1867 г. находился в командировке в Вильно, во время Польского восстания руководил Донскими полками. В 1873 г. был похоронен на кладбище Новодевичьего монастыря в Санкт-Петербурге, за счёт Донского казачьего войска. В 1911 г. 4 октября его прах был торжественно перезахоронен на вечное упокоение в усыпальнице Вознесенского собора в Новочеркасске.

В 1928 году храм-усыпальница Покрова Пресвятой Богородицы, где покоились герои Дона, был разрушен. В послереволюционные годы их могилы были осквернены, в 1934 году храм закрыли, богослужения прекратились, здание собора использовалось под склад. Разрушению подвергались храмы и в казачьих станицах. В 1942 году, в период немецкой оккупации, в храме возобновились богослужения, но в подвальных помещениях находился продуктовый склад.

В 1990-е годы началось возрождение духовной жизни на Донской земле. В марте 1992 г., при проведении ремонтных работ в верхнем подвале Вознесенского собора, были обнаружены строительными рабочими осквернённые захоронения усыпальницы. Тогда же была создана специальная Комиссия по перезахоронению найденных останков. Членам комиссии, в которую вошли представители городской общественности и научные сотрудники Музея истории Донского казачества, пришлось приложить немало усилий, чтобы определить, кому именно принадлежали сохранившиеся останки.

Это удалось установить с помощью сотрудников Лаборатории антропологической реконструкции Института этнологии и антропологии Российской Академии наук. Следует отметить, что опознать прах архиепископа Иоанна большого труда не составило. Останки святителя были облачены в соответствующую его сану одежду, которая, как и сам прах, сравнительно хорошо сохранились.

По окончании работы Комиссии в 1993 году была восстановлена Покровская церковь и усыпальница великих деятелей Дона. Их останки были вновь торжественно погребены на прежнем месте в усыпальнице Патриаршего собора, с установлением мраморных надгробных плит. В храм стали возвращаться святыни Донской земли, особо почитается Аксайская икона Пресвятой Богородицы. В усыпальнице собора, где ежегодно служатся панихиды, память владыки Иоанна (Доброзракова), уроженца Нижегородской земли, отмечается в день его кончины 11 октября.

В 2014 году Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ко дню Святой Пасхи 2014 года храму Вознесения Господня в г. Новочеркасске, место сооружения которого освящал владыка Иоанн, усвоен статус Патриаршего Вознесенского войскового всеказачьего собора. До этого единственным в России Патриаршим собором был Успенский собор Московского Кремля.

В 2014 году в рамках реставрации Патриаршего Вознесенского войскового всеказачьего собора, над могилой архиепископа Иоанна установлен новый надгробный памятник с ограждением, равно как и над могилами остальных четырёх героев Дона, погребённых рядом в крипте собора. (6)

4 октября 2011 года было отпраздновано столетие со дня перенесения останков архиепископа Иоанна (Доброзракова) в Новочеркасск из Кременского Вознесенского монастыря, где он скончался. В торжественной речи по поводу этого события епископ Ростовский и Новочеркасский Меркурий, на примере служения владыки Иоанна (Доброзракова), отметил важность достойного несения пастырской службы: «У нас есть будущее, пока мы помним о прошлом… в лице архиепископа Иоанна мы видим образ достойного служения, святые труды которого не забыты и не оставлены. Будем надеяться, что со временем день памяти Иоанна (Доброзракова), архиепископа Донского и Новочеркасского, почитавшегося в народе, вновь будет собирать множество людей в Патриаршем Вознесенском войсковом всеказачьем соборе 4 октября».

14 октября 2015 года Патриарший Вознесенский войсковой всеказачий собор был освящён великим чином Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Кириллом.

В дни памятных дат, связанных с жизнью Героев Дона, в усыпальнице собора служатся панихиды, возлагаются цветы на их могилы. После совершения панихиды в день 265-летия графа атамана М. И. Платова, благочинный приходов Новочеркасского округа протоиерей Олег Добринский сказал слово: «Атаман Платов являет нам пример для подражания как государственный деятель, как военачальник и христианин. Его девиз "Душу – Богу, Жизнь – Отечеству, Честь – никому" не имеет временных границ, он назидает всех тех, кому ныне Бог вручил управлять Донской землёй и кто соотносит себя с казачьим народом, показывает, каким должен быть лидер, какими должны быть его жизненные принципы, он напоминает, что ответ держит каждый перед Самим Господом». (6)

6 июля 2016 года, в 144-ю годовщину со дня кончины архиепископа Иоанна (Доброзракова), в усыпальнице Патриаршего Вознесенского войскового всеказачьего собора настоятель игумен Филарет (Авдюшкин) в сослужении клириков храма отслужил панихиду.

На главной площади города Новочеркасска, перед Вознесенским собором, в 2016 году мы прочитали слова из обращения Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла к жителям Донской земли, которые, конечно же, в полной мере можно адресовать и всем гражданам нашей Родины: «Главное, что должны помнить казаки: хранить веру, жить по совести, любить друг друга и Отечество наше».



История.

1 - По результатам Первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 г., в городе Новочеркасске проживало 52 тыс. чел.

2 - Иоанн архиепископ Донской и Новочеркасский (Доброзраков Михаил). Издание Патриаршего Вознесенского Войскового Всеказачьего собора. – Новочеркасск, 2015. – С. 19–25. – 48 с.

3 - Вознесенский собор был заложен и освящён при основании города Новочеркасска в 1805 году и строился 100 лет. До основания Новочеркасска главный храм Донского войска – Воскресенский войсковой собор располагался в Черкасске. В 1846 году при строительстве главного купола обрушилась часть стен недостроенного храма и поэтому место строительства освящали заново.

4 - Владыка Иоанн (Доброзраков) родился в 1790 г. в с. Чиреси Лукояновского уезда Нижегородской губернии, где отец его был диаконом, потом священником и протоиереем, настоятелем храма в с. Кандрыкино того же уезда.

5 - По благословению епископа Моисея в 1818 году Макарьевская Ярмарка, традиционно проводившаяся у стен Макарьево-Желтоводского монастыря, была перенесена в Нижний Новгород, выше по течению Волги. Нижегородская ярмарка немало способствовала поддержанию ремёсел, развитию промышленного производства, отечественной и международной торговли. На месте ежегодного проведения ярмарки была в том же году построена часовня, а позже огромный по размеру собор, который называли ярмарочным, посвящённый св. князю Александру Невскому. Современники отмечали, что всероссийский расцвет нижегородской ярмарки, возможно, непостижимо связан с тем, что именно здесь всю жизнь подвизался прп. Серафим Саровский, представитель курского купеческого сословия по месту рождения.

6 - www.solnzedona.ru. Дата обращения 30 апреля 2016 г.

7 - Церковные Ведомости // Новочеркасское благочиние. – № 8 (253), август, 2016. – С. 16.


Рецензии