Топонимия, вроде так

ТОПОНИМИЯ, вроде так: это про называние улиц в наших городах и весях.
В несусветную старь (100 и более лет назад) улицы назывались «как сами назовутся» - за исключением главных дорог, площадей. Например, Конюшенный переулок: ясно, там конюшни. И так далее. В моей деревне Черемхова улицы официально назвали только после 1945 года, а до этого было просто пронумеровано 76 домов. Хотя народ, конечно, уже называл разные места по их заслугам: «Мараев край» (там жил старик Марай, прозвище тоже, а не имя), или «Забегаловка» (ныне улица Декабристов).

В середине 19 века в городах стали упорядочивать названия улиц, а то на почтовых отправлениях приходилось много писать где, за каким углом, у какого дуба, какой краской дом выкрашен... Имена обрели около 90% улиц — по принципам: по сторонам света, от имени заводчика, или исторической памяти, и так далее. Но вот Переворот 1917 года, и всё стало переназываться — уже независимо от местности и её примет, а из башки: надо озвучить все пролетарские профессии, всех мировых деятелей коммунизма, всю новую большевистскую культуру, и что получилось?

В Екатеринбурге его рабочие окраины (ВИЗ, Уралмаш, и так далее) имеют названия улиц: Смазчиков, Грузчиков, Стрелочников, Кондукторская, Слесарей, Токарей, Металлургов, Строителей, Фрезеровщиков, Каменотёсов... Ну и разных деятелей, конечно: Маяковского, Горького, Долорес Ибаррури, Ленина, Академика Бардина... Да, ещё Учителей на Пионерском. А без "нашего Шекспира" никуда! (Улица Шекспира на Визе, вся в мусоре, во всех углах, сюжет по ТВ "Шекспировские страсти").

Ничего не имею против заслуженных людей, и что их прославляют в названиях улиц (хотя достаточно бы было больших мемориальных досок). Я против названия улиц «из башки»! Улицы должны зваться, как рождалось в народе, и как напрашивается теперь, на новой ступени развития. Иначе проявляются невидимые закономерности:
Если ты всю жизнь идёшь из дома по делам по своей улице Смазчиков, то от смазчика ты далеко, очень далеко — не уйдёшь! А если вовсе не академик, а человек «с низкой социальной ответственностью» постоянно курсирует по своей улице Академика Бардина, то усмешка по адресу науки в таком человеке только усугубляется.

Мир слов исподволь воспитывает нас, конструирует, и мелькающие перед глазами «случайные» названия улиц вовсе не безобидны, по крайней мере беспродуктивны. Но менять, конечно, ничего не будем, дорого. Просто будем идти по улице и тупо бросать взгляд на табличку «Стрелочников»... Слова требуют осторожного обращения.


Рецензии