56 Хозяин Жёлтой Долины

Всё это произошло во время Перестройки. Это слово мы услышали позже. Перестройка в наших умах шла задолго до того как Горбачёв объявил о её необходимости. Не он её объявлял, а мы. Мы всё это никак не называли. Мы перестраивались на новое мышление и на новый стиль работы! В каждой школе были такие как Василий Алексеевич Черноусов. О нём позже расскажу. Их единомышленники были и на производстве, и в науке, и в искусстве. Была потребность в более добром взаимоотношении между людьми. Не наша вина была в том, что Перестройка вышла не по-нашему.

Перед перестройкой все генсеки стали один за другим помирать. Мы в это время в Верх-Ае  жили. Первый раз после похорон генсека, выкинул я чёрную ленточку в мусорное ведро, во второй раз мне техничка тётя Ира говорит: «Фёдор Борисыч, не выкидывайте ленточку, пригодится ведь. В другой раз не буду бегать по деревне и искать эту ленточку!»

Мудрая была женщина, эта тётя Ира, ленточка пригодилась. Люди говорили, что умирали генсеки не от старости, а со страха. Это же не шутки – впереди перестройка. Всю страну надо перестроить, чтоб всё по-человечьи было, по-людски. Сто одиннадцать народов и каждому надо объяснить почему коммунизм не получился.

Обещали ведь к 1980 году коммунизм построить, Светлое Будущее всего человечества. Уже восемь лет прошло, а коммунизма всё нет и нет. Тут как раз Горбачёв пришёл, объявил Перестройку, Гласность и Ускорение. В один прекрасный день припёрся к нам  инструктор райкома партии с этим известием и потребовал начать перестройку с самих себя.

- Я давно за это. Медлить нельзя, начинайте прямо сейчас.
- Я про Вас, про вашу школу говорю!
- Мы нормально настроены. И вы за это нас ели. Постоянно! Отстаньте от нас!
Инструктор умчался в райком и пожаловался на меня третьему секретарю. Третий секретарь, Тырышкин Пётр Александрович, приехал в Верх-Аю и заявил, что если уж я весь такой нормально настроенный, то надо выручать тех, кто ещё не перестроился.

- Обидно. Теперь вдруг нужен стал. Раньше-то куда смотрели?
- Школа передовая, а отдавать передовую школу кому попало не хотелось бы.
- Раньше я был кто попало. Теперь не кто попало, интересно получается.
- Борисыч, не обижайся. Принимай школу в Сарасе.

Сараса. Сары-Суу - Жёлтая Вода. Имя Хозяина Жёлтой Долины - Василий Александрович Одинцов, это директор совхоза «Пролетарский». Тырышкин повёз нас с Марией к нему на смотрины. Встреча произошла поздно вечером в его доме.

Очень важный момент. Вдруг хозяйственник нас не возлюбит. Кто тогда будет ремонтировать отопление, заготавливать дрова, кормить детей в столовой? Райком? Районо? Это делает совхоз, а директору совхоза мы оба, и я и Мария, очень понравились. Он нам тоже понравился. Стилем управления, отношением к селу и к школе напомнил нам Хозяина Тайги Алексея Синцова.


Рецензии