Я не театрал...

Записки не молодого литератора, с отступлениями и дополнениями, не всегда связанными с основным текстом.

 Олег Яненагорский, член Союза писателей России. 1 августа 2023 г.

Часть первая. Полудетские воспоминания семидесятых годов и «Левша» в феврале 1984 г.

Прежде чем начать разговор по существу дела, хочу сделать несколько уточнений. Заявленное не означает, что я никогда не бывал в театре, не считаю его сферой искусства и «всё прочее в таком же духе». 
Я не театрал в смысле толкования этого термина современными словарями – «любитель и знаток театра, его частый посетитель». При этом для смыслового уточнения, сказал бы ключевую фразу - «не знаток».
 И уж точно меня нельзя отнести к «престранным созданиям» из шуточного стихотворения В.Р. Зотова

 Есть престранные созданья,
Пресмешной оригинал,
Есть господне наказанье
Под названьем — театрал
Жизнь свою он начинает
В час, когда в театр идет,
А до той поры страдает.
Ждет, томится, не живет.
 Продолжение можете посмотреть сами - на Кино-Театр.РУ https://www.kino-teatr.ru/teatr/art/history/3410/

И так – я «не знаток» и «не частый посетитель». Но несколько детских впечатлений до сих пор сохранилось в памяти. Например, я помню «Александра Пушкина» в исполнении Сергея Асватурова в Курганском драматическом театре. А это было (если мне не изменяет память) в 1974 или 1975 году. И сейчас, вспомнив этот момент, заглянул в интернет и прочитал биографию этого актера. https://www.kino-teatr.ru/teatr/acter/sov/327761/bio/
Правда, для закрепления «будущих воспоминаний» действовал еще один фактор – актёр пришел в школу № 34 г. Кургана и специально для нашего класса провел беседу о театральном искусстве. Организовала его визит наш классный руководитель, преподаватель русского языка и литературы Нина Петровна Кононцева.

Отступление первой. Светлой памяти моего Учителя.
Иногда я задумываюсь – насколько велика была роль Нины Петровны в формирование моей личности? И прихожу к выводу, что «очень велика». Не каждому в жизни так повезло с учителями… И наша дружба продолжалась после школы более сорока лет. И, может быть, при всей моей любви к книгам и творческим «замашкам», (на старость лет) я так и не стал бы российским литератором. Если бы не мудрое влияние Учителя в школьные годы…
Именно о Нине Петровне Кононцевой несколько лет назад (8 марта 2020 г.) я написал добрые слова в эссе «Женщины в моей жизни. Признания и благодарность». https://dzen.ru/a/XmP6b5e05gqmGUR3

На том «классном часе» я впервые увидел «живого актера» не на сцене, а рядом – у классной доски. И до сих помню рассказ о подготовке к роли А.С.Пушкина. Например, как по его просьбе – для проникновения в образ поэта – Сергею Ивановичу Асватурову разрешили переночевать в музее – в последней квартире поэта. Да, той самой – «в доме княгини С.Г. Волконской, на набережной Мойки… в Санкт-Петербурге… у Конюшенного моста, которую Александр Сергеевич арендовал с начала сентября 1836 года. И куда его привезли умирать после дуэли на Черной речке.
Про мое участие в новогодних утренниках и школьных спектаклях много вспоминать не буду. Но два момента отражу. Зимой 1970 г. я готовился к роли «двоечника» в новогоднем спектакле в клубе завода «Кургансельмаш». По замыслу неведомого мне режиссера, должен был выйти на сцену с огромной «двойкой», сделанной из картона, и спеть слова:

Мне дают головомойку
Дома, в школе… вот беда…
Со своей любимой двойкой
Не расстанусь никогда…

Наверное, я хорошо готовился к роли, если и через 53 года помню слова…
Но не случился мой «триумф» - родители на новогодние каникулы увезли меня в Кемеровскую область – «в гости к дяде Мише»…

А в пятом классе «я блистал» в роли Хлестакова! И сейчас помню ту запальчивость во фразе: «И не говорите. На столе, например, арбуз — в семьсот рублей арбуз»!
Поскольку в то (советское) время булка серого хлеба стоила 16 копеек, а белого – 20 коп., когда зарплата была в среднем около 100 рублей, то несуразность цены арбуза «в семьсот рублей» доходила даже до детского сознания.
И, конечно, до сих пор легко могу процитировать бессмертное: «…по улицам курьеры, курьеры, курьеры... можете представить себе, тридцать пять… тысяч одних курьеров».

Друзья советуют мне не писать больших текстов – мол, короткие читать удобнее (особенно на экране телефона). Поэтому в завершение первой части лишь упомяну яркое впечатление от спектакля «Левша» в театре Ленсовета… И даже вспомню сырой и пронизывающий насквозь февральский ветер с Финского залива, который я проклинал, двигаясь по Владимирскому бульвару к театральной кассе.
Но билет на «Левшу» купил… удачлив я был в молодости… В том числе – и в феврале 1984 года.

Продолжение следует…
Фото С.И. Асватурова из общедоступных и бесплатных интернет источников 


Рецензии