18. Западная Русь. причины ее отпадения

Считаю необходимы  Вам рассказать, как так получилось, что значительная часть Руси оказалась под властью Польши.

1) 1199-1205 гг. Становление. После образования княжества правителю пришлось вести серьезную борьбу с галицким боярством, так как оно сопротивлялось усилению княжеской власти. Но после совершения Романом Мстиславичем успешных походов против половцев, после захвата Киева в 1203г и принятия титула великого князя, знать подчинилась. Также в ходе завоеваний к владениям князя Романа присоединяются Переясловщина и Киевщина. Теперь княжество занимало почти весь юго-запад Руси.
2) 1205-1233 гг. Временная потеря единства. После смерти князя Романа Галицко-Волынское государство распадается под влиянием бояр и соседних Польши и Венгрии, которым выгодны междоусобицы на этих землях. Более тридцати лет продолжаются войны за княжество и право управлять.
3) 1238-1264 гг. Объединение и борьба з золотоордынскими войсками Сын Романа Мстиславича Даниил после длительной борьбы возвращает целостность княжества. Также он восстанавливает свою власть в Киеве, где оставляет наместника. Но 1240 году началось монголо-татарское завоевание. После Киева войска Золотой Орды направились далее на запад. Они разрушили множество городов на Волыни и в Галиции. Но в 1245 году Даниил Романович отправляется на переговоры к хану. Вследствие было признано верховенство Орды, но права на свое государство Даниил все же отстоял. А в 1253 году состоялась коронация Даниила, после которой Галицко-Волынское княжество, самое большое из всех европейских государств на тот момент, было признано всеми странами, как самостоятельное. И именно это государство считалось право наследником Киевской Руси.
Вклад Даниила Романовича в жизнь Галицко-Волынского княжества неоценим, так как кроме утверждения государственности на мировом уровне, он сумел окончательно уничтожил оппозицию бояр, чем прекратил междоусобицы и прекратил все попытки со стороны Польши и Венгрии повлиять на политику своего государства.
4) 1264-1323 гг. Зарождение причин, приведших к упадку. После смерти Даниила в Галицко-Волынском княжестве опять началась вражда между Волынью и Галицией, постепенно начали отделяться некоторые земли.
5) 1323-1349 гг. Упадок В этот период у Галицко-Волынского государства наладились взаимоотношения с Золотой Ордой, Литвой и Тевтонским орденом. Но напряженной оставалась связь с Польшей и Венгрией. Разлад внутри княжества привел к тому, что совместный военный поход поляков и венгров имел успех. С осени 1339 года княжество перестало быть самостоятельным.
В дальнейшем земли Галиции отошли Польше, а Волынь – Литве. Галицко-Волынское государство сыграло важную историческую роль. После Киевской Руси оно стало центром политического, экономического и культурного развития на данной территории. Кроме этого, поддерживало дипломатические отношения со многими государствами и выступало полноправным участником международных отношений. Хотелось бы обратить внимание на ключевой момент.
В то время как великий князь Александр Невский предпочел монголо-татарское иго покровительству Папы Римского. Реально оценивая сложившуюся ситуацию. То князь Даниил Романович предпочел помощь Рима и даже принял королевскую корону из рук Папы Римского, но это не спасло княжество. После его смерти оно распалось на множество мелких, и они были поглощены Великим княжеством Литовским и Польшей.
 Великое княжество литовское
Вообще, оно было довольно интересным государственным образованием, поэтому сначала хотелось бы выписать его основные особенности: - Оно было одним из самых крупных территориальных объединений в Европе в 14-16 веках. - До 15 века официальным языком в Княжестве был русский. - Оно долгие годы было в союзе, а затем в объединении с Польшей, что, однако, не мешало великим литовским князьям проводить самостоятельную политику. - Огромную часть территории страны составляли славянские и русские земли и княжества, которые были собраны в начале создания государства, а затем на протяжении нескольких веков присоединялись к Княжеству. Некоторые были завоеваны, а некоторые сами входили в состав страны, ища защиты от междоусобиц либо татарского нашествия. - Три четверти древнерусских городов были в составе этого государства. Например, Киев, Чернигов, Полоцк, Смоленск, Новгород-Северский и т.д. - В развитии своем оно не уступало, а иногда опережало Русское государство. Франциск Скорина, напечатавший в начале 16 века первую Библию на славянском языке, Симеон Полоцкий, бывший поэтом и ученым, мыслители Симон Будный и Василий Тяпинский - все были выходцами из Литовского Княжества. - С середины 15 века в литовском обществе складывается единое правящее сословие - шляхта (подарок от поляков) - которое имело все политические права и даже создавало свои сеймы, где решались все вопросы. - В 1529, 1566 и 1588 годах были приняты выдающиеся законодательные акты - Литовские статуты, которые являются прекрасными юридическими памятниками. Последний из них прекратил свое действие только в 1840году по указу императора Николая Первого. - В 1387 году Княжество приняло католичество, которое, однако, вплоть до Брестской церковной унии 1596 года не ущемляло прав православных, которых было большинство. Теперь давайте соберем основные даты из истории Литовского Княжества: - 1009 год - первое упоминание о Литве в одной из европейских летописей. - 1263 год - великий князь Миндовг создает Великое Княжество Литовское, объединив под своей властью сла!
 вянские и литовские земли - 1316-1341 - княжение князя Гедимина, который расширил территорию страны (вошли земли нынешней Белоруссии). Он также постоянно укреплял связи с Польским королевством и русскими княжествами (к примеру, с Тверью) с помощью, например, династических браков. - 1345-1377 - совместное правление князей Ольгерда и Кейстута, при которых к Литве отошли многие нынешние украинские земли и которые проводили агрессивную политику в отношении Московского княжества. - 1362 год - изгнание Ольгердом ордынцев из Киева и присоединение его. - 1368, 1370, 1377 годы - походы Ольгерда против князя Дмитрия Донского (два раза литовцы даже осаждали Москву). - 1385 год - Кревская уния ("уния" — это союз между государствами), по которой Литва входила в состав Польши, а князь Ягайло становился польским королем (дело в том, что он просто женился на польской королеве Ядвиге). - 1387 год - принятие Литвой католичества. - 1404 год - захват Смоленска, который до 1514 был в составе Литвы. - 1410 год - победа литовских войск над Тевтонским орденом под Грюнвальдом. - 1413 год — Городельская уния, в соответствии с которой на литовских дворян-католиков распространяются права польской шляхты. - 1529, 1566, 1588 годы - создание трех Литовских статутов (ударение на "У"). - 1487-1537 годы — проходившие с перерывами войны с Русским государством. - 1569 год — подписание Люблинской унии и объединение Литвы в одно государство с Польшей - Речь Посполитую. На этом история самостоятельного Великого Княжества Литовского была закончена. Отсюда уже начиналась история Речи Посполитой, о которой - отдельный рассказ.

 Речь Посполитая
Федерация Королевства Польского и Великого княжества Литовского. / Ориг.: польск. Rzeczpospolita, литовск. Respublika, белорус. Рэч Паспалітая, укр. Річ Поспол В Польском королевстве образовалась шляхетская демократия именно в то время, когда она оно объединилось с Литовским княжеством. Так уж совпало по истории. Причиной для такого события послужило наличие Московской угрозы - Литва не могла выдержать напряжение в одиночку. Союзником ее стала Польша, которая была очень заинтересована в том, чтобы предоставить помощь княжеству. Ведь если Польша спасает Литву от гибели, то тем самым мешает Российской империи утверждаться больше в Балтийской стороне. Также панство Украины хотело получить польскую опору - ему нужна была защита от Крымского ханства, которое нападало с каждым годом все чаще и чаще. (Конец XV века) В 1569 году была подписана Люблинская уния: это был документ, фиксирующий объединение двух государств. Таким образом и появилась Речь Посполитая. Она была федеративная:!
  две части были вполне равноправны. И та и та сторона должна была сохранить органы власти, которые были традиционными, так же сохранялось войско и размер бюджета. Общей же системой была денежная система, также совместными были внешняя политика и судебный институт. Высшим в Речи Посполитой был монарх, которого выбрали стороны совместно. Территориально Польское королевство не было больше трети площади Речи Посполитой, однако, если смотреть на соотношение влияния, то реальной власти она имела больше. Люблинская уния создала государство с большим количеством национальностей. В нем тесно переплетались между собой нити жизней белорусов, украинцев, поляков и литовцев. Речь Посполитая была многонациональной, но, к сожалению, условий для нормального сосуществования этих национальностей в ней не было.
Брестская уния
Брестская уния 1596 года — объединение католической и православной Церквей на территории Речи Посполитой. Уния была принята на церковном соборе в Бресте. Согласно Брестской унии, православная церковь Украины и Белоруссии признавала своим главой римского папу, но сохраняла богослужение на славянском языке и обряды православной церкви. Заключение Брестской унии вызвало протесты крестьян, казаков, мещан, части православной шляхты, низшего духовенства, а первоначально — и некоторых крупных украинских феодалов. Целью Брестской унии являлось обеспечение для высшего православного духовенства на территории Речи Посполитой положения, равного положению католического духовенства, а также ослабление притязаний московских князей на земли Белоруссии и Украины. Заключение Брестской унии привело в последствии к созданию Украинской Греко-Католической Церкви. Последователи унии, лица, придерживавшиеся греко-католического (униатского) исповедания, именовались «униатами», причём это слово всегд!
 а несло в себе негативные коннотации при употреблении иерархами Русской и Украинской Православных Церквей Последствия подписания унии. Польское правительство считало унию обязательным для всех православных на территории Речи Посполитой. Православная религия оказалась на положении незаконной. Уния насаждалась силой. С помощью Брестской церковной унии польские паны и католическое духовенство надеялись денационализировать и ополячить украинский и белорусский народы. Украинские и белорусские крестьяне, мещане, казаки стойко боролись против навязывания католичества и униатства. Это была борьба против феодального и национально-религиозного гнета, против господства шляхетско-католической Польши. Она имела национально-освободительный характер.  Очерки по истории Русской Церкви. Том 2 – Патриарший Период (1586–1700)– профессор Антон Владимирович Карташёв 2. Руководство к русской церковной истории – Период III. Разделение Русской Церкви на две митрополии (1461–1589 гг.). – профессор !
 Петр Васильевич Знаменский 22. 2. Запорожское казачество в реч!
 и посполитой и казацкие восстания Религиозная и экономическая эксплуатация поляков не могла не вызвать крестьянских и казацких восстаний в Украине. Перечислю наиболее крупные из них. 1591–1593 гг. Украинский шляхтич Кристоф Косинский поднимает казаков и крестьян. Восставшие захватывают города Белая Церковь, Триполье, Переяслав, Богуслав и осаждают Киев. 1594–1596 гг. Восстание поднимает казацкий атаман Северин Наливайко. Летом 1595 г. восставшие овладели Слуцком, Бобруйском, Могилевом и др. Восстание охватило огромный район от Запорожской Сечи до Могилева и от русской границы на востоке до Луцка и Кременца на западе. Лишь в мае 1596 г. польским войскам удалось подавить восстание. Наливайко был казнен в Варшаве 1(11) апреля 1597 г. Несколько слов стоит сказать и о малороссийских казаках.[102] Казаки делились на запорожских и реестровых. Официально существование запорожских казаков было признано в 1499 г. в уставной грамоте великого князя Литовского Александра, данной киевско!
 му войску: «Которые козаки з верху Днепра и с иншних сторон ходят водою на низ до Черкас и далей». С начала 90-х гг. XX в. в Украине делаются попытки доказать, что запорожцы были каким-то особым народом. Аналогично в России кое-кто пытается доказать, что донские казаки тоже были каким-то особым народом — не русским, не украинским, а неведомым. На самом деле в XV–XVI вв. запорожские казаки сами считали себя русскими, говорили и писали по-русски с небольшими вкраплениями местных выражений, то есть можно говорить о говоре запорожцев. Запорожские казаки часто уходили на Дон и, наоборот, донские — на Днепр, и никто никого не считал иностранцами. Прием в запорожские казаки был очень прост — надо было правильно перекреститься и говорить по-русски, все равно на каком диалекте. Запорожцы делились на сечевых и зимовых казаков. Первые жили в казачьей столице — Сечи — по куреням. Кстати, столица не всегда находилась на острове Хортица. Сечевые казаки были привилегированной частью запорожского казачества. Только они имели право выбирать из своей среды старшину, получать денежное и хлебное жалованье, участвовать в дележе добычи, вершить все дела войска. Все они были холостыми или по крайней мере считали себя таковыми. Семейным казакам разрешалось жить вблизи Сечи по балкам, луговинам, берегам рек, лиманов и озер, где появлялись или целые слободы, или отдельные зимовники и хутора. Жившие в них казаки занимались хлебопашеством, скотоводством, торговлей, ремеслами и промыслами и потому назывались не «лыцарями» и «товарищами», а подданными или посполитыми сечевых казаков, «зимовчаками», «сиднями», «гниздюками». Но все, вместе взятые, сечевые и зимовые, составляли одно войско — «арматное стадо», именовавшее себя официально «Славным низовым запорожским войском и товариством», или пространнее: «Войско днепровское, кошевое, верховое, низовое и все будучее на полях, на лугах, на полянках, и на всех урочищах морских, днепровских и полевых, и морской кошевой атаман, старшина и чернь». Московские люди неофициально называли иногда запорож!
 цев низовыми людьми или низовиками. Запорожцы принципиально не разрешали пересчитывать себя, и сами не пытались этого делать. Поэтому данные, приводимые историками, сильно разнятся. Я же процитирую лучшего знатока казачества Д. И. Яворницкого: «В 1534 г. всех запорожских казаков считалось не более 2000 человек, а в 1535 г. около 3000 человек. В Герб Войска Запорожского 1594 г. иностранцы насчитывали у них 3000, а они сами показывали 6000 человек. В 1657 г. всего сичевого войска считалось 5000 человек. В 1663 г. стряпчий Григорий Косагов писал в Москву, что запорожские казаки все разбежались по городам, и в Сичи осталось всего лишь 200 человек. В 1675 г. кошевой атаман Иван Дмитриевич Серко (Сирко), задумав большой поход на Крым, собрал 20 000 человек запорожцев и с ними „несчадно струснул“ Крым и счастливо возвратился в Сичь. Но это число кажется слишком преувеличенным. В 1727 г. Христофор Манштейн определял всю численность войска запорожского от 12 000 до 15 000 человек. В 1732 г. сами запорожцы показывали, что у них „добрых и вооруженных воинов“ наберется до 10 000 человек, а в 1735 г. сообщали, что о „числе всего войска подлинно никак показать нельзя, потому что оно ежедневно прибывает и убывает“, но надеются собрать хорошо вооруженных 7000 человек»


Рецензии
Важнейшая публикация, уважаемый Григорий Петрович!!!

Игорь Тычинин   02.08.2023 11:59     Заявить о нарушении