Иран, страна где остановилось время

 «Почему Иран? Там не опасно?», - удивленно спрашивали меня знакомые. И правда,«почему»? Прямой рейс Аэрофлота, яркая туристическая программа и встреча с древней таинственной Персией помогли сделать выбор.

  Мы промчались на юг от Тегерана до островов в Персидском заливе 1500 километров. Среди уставшей от солнца пустыни вырастали зеленые и тенистые города, лазурные купола мечетей манили заглянуть под паранджу, памятники прошлого рассказывали древние сказки, а жизнерадостные  иранцы давали надежду на санкционное будущее. 

 Но, начнем сначала. Ночной аэропорт Тегарана встретил двухчасовой очередью за визой, 40 минутами паспортного контроля, 15 минутами проверкой багажа, и, наконец, 30 минутной очередью за местными симками. Везде нас обслуживало по одному человеку. Представьте себе столичный аэропорт 80- миллионной страны, где всех туристов обслуживает один сотрудник. Иранцы так отвыкли от туристов за годы санкций, что теперь не понимают, что с ними делать.

  Туристов действительно очень мало, поэтому местные часто спрашивали нас - «Where are you from?», а с блондинками из нашей группы не раз просили сфоткаться. Мы гордо отвечали - «From Russia!»(Где еще сейчас так скажешь…). Иранцы простые и дружелюбные. Удивил случай, когда  водитель в дороге спросил наших блондинок «Замужем?», получив отрицательный ответ, уточнил: «Вы девственницы?». Наверное, для иранских мужчин это очень важно.)
  Народ живет бедно, машинки маленькие и старенькие, но больше всего на дорогах мотоциклов. К ним относятся не как к официальному средству передвижения, а скорее как к техно-ишакам. Иранцы без шлемов гоняют на своих ржавых друзьях по узким тротуарам, газонам и пешеходным зонам. Я так и не смог привыкнуть к их внезапному появлению среди мирно идущих пешеходов. 

Туалеты.Кроме мотоциклистов трудно привыкнуть и к туалетам. Унитаз в Иране редкость, в большинстве заведений это обычная провинциальная дырка, бумага не обязательна, а привычного ершика не встретили ни разу. Причем, уровень туалета слабо зависил от уровня заведения. В шикарном ресторане, расположенном в живописной античной бане, туалет был скорее отхожим местом. А в главном историческом городе Ирана — Персеполе, впечатления от туалета были не менее яркими;, чем от этой святыни, сожженной Александром Македонским.

  Деньги. Курс  доллара 1:43000. Обменяв 500 долларов на 21 миллион реалов, я аккуратно сложил пачки денег в рюкзак и больше с ним не расставался.

 Спиртное. Его здесь нет, просто абсолютно, и нельзя привезти с собой. Как же иногда хотелось после утомительно жаркой экскурсии сделать глоток холодного пива. Местное безалкогольное персиковое даже отдаленно не напоминало настоящее. Но я все равно его почему-то пил.

  Самым ярким впечатлением Тегерана стал музей американского посольства, захваченного студентами в 1979 году. Агрессия стала ответом на защиту США, бежавшего из страны шаха. Его, конечно, не отдали, американцев пришлось отпустить, но с тех пор страну душат различными санкциями. Чувствуется, иранцы в глубине души понимают, что захватывать беззащитных людей не красиво, но правительство оправдывает студентов, а Америку представляет исчадием зла. Ограда увешена антиамериканскими плакатами, во дворе спущен и порван грязный звездно-полосатый флаг. Мы ходили по посольству и внимательно рассматривали кабинеты, где  время остановилось 44 года назад. Больше всего удивила очень современная для того времени оргтехника, особенно, компьютеры!  У нас в институте(через 10 лет)  были гораздо хуже…

  В Иране  все дышит древностью. Трудно понять, где стена дома эпохи ахиминидов переходит в современную кладку. Необъятные караван-сараи-неприметный атрибут каждого города. Сейчас здесь рынки, но старинные интерьеры напоминают о утомленных пустыней караванщиках, а лавки антикваров усиливают ощущение прошлого.
 Живя среди древностей, иранцы их не ценят. Мы посетили величественную крепость Нарин, построенную до Рождества Христова. Часть ее снесли, чтобы построить трассу. Посреди заброшенного песчаного города 10 века, местные построили современную мечеть, поэтому государство отказалось дальше охранять памятник.   

  Зловещее впечатление произвели «башни молчания». До ислама в Иране процветал зороастризм. Верующие считали, что после смерти в людей вселяются демоны. К тому же, они поклонялись огню, земле и воде и, чтобы не осквернять их, несли мертвых в огромные открытые каменные башни на съедение грифам. Мы поднимались по дороге, где насселары(могильщики) несли мертвого в последний путь. Я представлял, как они медленно шли под палящим солнцем, их приветствовали криками грифы, а тяжелый трупный запах с башен делал ношу еще тяжелее. Было жутко. Удивительно, но это безобразие прекратилось только в 70-х годах прошлого века, когда современные зороастрийцы научились хоронить в бетоне, чтобы, все таки, не осквернять землю.

  Вид древнего Персеполя переносит во времена могущественной  империи Персов. Это огромный дворцовый комплекс(13500 квм) состоящий из руин 330 года до н.э. От города, кроме фундамента, мало что осталось, но одинокие колонны и фрески курчавобородых воинов напоминают о прошлом величии. Все преобразилось, стоило взять напрокат очки виртуальный реальности!  Вокруг вырос ослепительный дворец с бесчисленными разноцветными колоннами. Мы прошли  мимо роскошного зала приемов, царской сокровищницы и внушительного гарема. Наложниц, к сожалению, не видели, зато чернобородые VR стражники внимательно и строго наблюдали за нашей группой. Осмотрели выбитую в горе усыпальницу Артоксеркса Второго. В первую ночь после прихода к власти он убил 80 из 150 братьев, а потом и остальных. Я бы, наверное, так не смог. 

  Мы посетили два острова в персидском заливе, напротив Дубая. Здесь нет головокружительных небоскребов, но какие мы видели чудеса природы!               
  Представьте себе огромное озеро розового цвета. Соленому озеру Махарлу придают такой цвет уникальные бактерии. Розовый цвет воды рождает ощущение другого, фантастического мира, а зеркальное отражение холмистых берегов усиливает его. Будто дорогой рубин, озеро обрамляет тонкая полоска соли.
   Поднимаясь в разноцветные горы, мы наслаждались цветовой палитрой различных пород земли. Кажется, что бог долго думал, подбирая цвета для этих мест. Перебирая белые, коричневые, оранжевые и черные цвета он отвлекся, да так и не вернулся сюда. Не менее живописными оказались и разноцветные пещеры, похожие на слоеное песочное пирожное.
   Величественные каньоны поразили удивительными формами. Вода  вымывала  глиняные породы миллионы лет и теперь радует фантазию путешественника причудливыми фигурами: где - то мерещится голова лошади, где - то колонна заброшенного города, где -то пещера невиданных животных. 
   На островах много живописных пляжей и  жуткое пекло. Поэтому, очень хотелось купаться. Но здесь это неприлично, как минимум, если ты полностью не одет.  Поэтому пришлось уезжать далеко от цивилизации, где нас видели только наши таксисты. А может быть, и они отворачивались, что бы не осквернять себя видом голых тел в купальниках.

  Хочется упомянуть нашего гида Руслана. В прошлом археолог, ученый. Он всей душой полюбил Иран и его непосредственных жителей. Я не запомнил всех тонкостей шахских династий, но его увлеченные рассказы о истории, религии и местных традициях сделали поездку яркой и интересной. Руслан всегда относился к нам внимательно и терпимо, чем создавал комфорт в стране самобытного сервиса.

  Что еще рассказать вам про Иран?  Может быть, о сверкающих зеркальных потолках мечетей? Там так захватывает дух! О созерцании вечного огня зороострийских храмов под мистические древние гимны? А может быть, о том, как мы заглянули посмотреть на тренировку борцов пахлавани, да так и просидели завороженными целый час? О горной деревне, где видели только милых бабушек в белых платках с розами, да портреты погибших юношей на Ирано-Иракской войне? Каждый из 11 дней стал особенным рисунком в калейдоскопе восточных впечатлений. Необычное и в то же время колоритное путешествие в страну, где застыло время, останется в моем сердце навсегда.


Рецензии