Глава 168. Глинка. Разлука
Ноктюрн для фортепиано фа-минор «Разлука»
Михаил Коллонтай (фортепиано)
Aelina: Феноменально красивый ноктюрн.
A_D_Alekseev: «Разлука» — первый классический образец русского ноктюрна. Написанный в 1839 году он был, предположительно, посвящен сестре Михаила Ивановича, Елизавете Ивановне Флёри. Ноктюрн близок к сочинениям учителя Глинки — ирландского пианиста Джона Фильда, создавшего жанр фортепианного ноктюрна. Анна Петровна Керн в своем «Дневнике» упоминает, что иногда ноктюрн исполнял сам автор, и это приводило публику в неописуемый восторг.
Volovikelena: Иногда совсем по-шопеновски звучит этот ноктюрн. Шопеновская утонченность, нежность интонаций, его фразировка, порой и мелизматика (хотя шопеновская тоньше и нередко переходит из простых украшений в виртуозные пассажи).
В некоторых моментах русский романтизм так созвучен Шуману и Шопену. Глинка услышит музыку Шопена в исполнении зарубежных пианистов, приезжавших в Россию, в том числе на концертах Листа. В 40-е годы он уж очень хорошо будет знаком со многими пьесами Шопена, особенно, с мазурками, и Шопен ему будет близок. А в конце 30-х, может быть, именно через гастроли заезжих пианистов или ноты. Шопену и тридцати лет еще не было. Печатался ли он тогда в России — трудно сказать. Но Глинка, похоже, к 1839 году уже мог познакомиться с его произведениями.
В этом ноктюрне он настолько близок Шопену, его жанровости, его мелодике, эмоциональным ощущениям, его переживаниям о неразделенной или невозможной любви.
В тот год в жизни Михаила Ивановича появилась Екатерина Керн.
Nika_Marsh: «Ее ясные выразительные глаза, необычайно стройный стан, и особенного рода прелесть и достоинство, все более и более меня привлекали, — писал композитор, — вскоре чувства мои были вполне разделены милою Е. К., и встречи с ней становились все отраднее».
Екатерина стала для композитора настоящим источником вдохновения: романс «Если встречусь с тобой» и Вальс-фантазия были написаны именно в то время. Они виделись все чаще, и словно не могли наговориться. Но у этой любви имелось важное препятствие: Глинка был женат.
Затевать развод было дорого и хлопотно, но Глинка все-таки решился. Однако промедление, огласка, тревога — все это сказалось на отношениях двух влюбленных. Екатерина была разочарована, Михаил устал и признавался, что «идеал его разрушился».
Приехав к Екатерине летом 1844 года, Глинка понял, что все закончилось.
Ее лицо, прежде такое любимое, сейчас казалось абсолютно чужим. Екатерина отвечала холодно, но другой встречи Глинка и не ждал. А ведь все могло сложиться иначе. Уезжая, русский композитор не был уверен, что когда-нибудь снова увидит Екатерину Керн. Но дочь «чудного мгновенья», оставленная им, любила Михаила Ивановича всю свою жизнь.
karapyzik: Разлука
Что стоите вы вся
словно в воду опущены.
Как вдова на сносях
перед райскими кущами.
Прибежали тайком.
В наспех глаженом платьице.
По щекам, кувырком,
слезы жгучие катятся.
Сердце сжато в комок.
Что за боль, что за горе вам —
леденящий свисток
уходящего «скорого».
Свидетельство о публикации №223080100232