Хазары и арабы. Причины конфликта

Хазары и арабы. Причины конфликта


В исторической литературе практически ни у одного из авторов не указаны истинные причины конфликта между сменившими сасанидский Иран арабами и хазарами (Medinat Kozaria/Khazaria). При изложении фактического материала над ними явно довлеет современность с её всем известными арабо-израильскими войнами. На самом деле мы не видим сходств. Особо изощрялся в этом направлении сказочник, не гнушавшийся и плагиатом Л.Н. Гумилёв. Если бы сами арабы ознакомились с его патетическим вздором о Хазарии и арабах, то они бы долго смеялись и пересказывали друг другу. Л.Н. Гумилёв в этом вопросе, действительно, смешон. Перечислим типичные ошибки исследователей:

1. Хазария являлась квазиеврейским государством, т.е. "еврейство" Хазарии представляло собой как бы условность, фикцию. Ничего подобного верхушка каганата была иудейской по иудейским законам. В представлении людей древнего мира и средневековья, кто твой правитель (к кому он сам себя относит), тем являешься и ты сам. В сборных мероприятиях, сопряжённых с военными конфликтами, ты должен был занять место в построении рядом с теми, с кем соотносится твой правитель. Иудейская верхушка даже в наши дни безо всяких проблем была бы принята в Израиле в соответствии с израильским законом о возвращении. Она не только исповедовала иудаизм, но и через женщин (т.е. материнскую линию) была смешана с евреями. Однако прежние представления о правителях для Израиля ничего не значат, всему неиудейскому контингенту в репатриации было бы отказано.

2. Хазария вопреки ряду исследователей (с Л.Н. Гумилёвым в первую очередь) не являлась "щитом Европы против мусульманской экспансии", так как у арабов не было столь мощных ресурсов, чтобы продвинуться за Дон на запад. Никто из Багдада таких опрометчивых приказов бы также не дал. На Кавказ они пришли как победители Сасанидов, чтобы прибрать к рукам принадлежавшее им. Баб-аль-Абваб (Дербент) представлял для них что-то вроде челнока, пуповины, куда они всякий раз возвращались из походов. Они не могли как кочевники иранского или тюркского круга беззаботно пастись где-нибудь на Тереке или Дону.

ПРИЧИНЫ КОНФЛИКТА

Сасанидский Иран проиграл все войны с арабами. Когда арабы заняли Ширван и подошли к Дербенту, то здесь они договорились с местной охраной "Стражей Хонов", чтобы сасанидская администрация мирно снялась бы с насиженных мест и покинула дербентскуб зону, что и произошло.Естественно, у арабов было время в спокойной обстановке, сидя где-нибудь под чинарами выяснить, что здесь является собственностью Аджама/Эраншахра. А выясниться должно было следующее:

Хазары, воспользовавшись поражением Эраншахра просочились в иранские укрепрайоны и прибрали их к рукам, не имея на это должных оснований. А также то, что тактикой "северян" является накопление варварских племён севернее Дербента с целью внезапного прорыва границы и устремления на юг за добычей. Кроме того, через Землю Трона ведёт в Закавказье дорога в обход укреплений.Арабы вправе вернуть все иранские заставы, включая Семендер (Махачкалу).Но это ещё не всё- арабы должны наказать Землю Трона и установить там свой контроль, иначе "Стражи Хонов" теряют свой сдерживающий эффект стен между морем и горами.

Естественно, арабы от тех же персов выяснили, что можно награбить и отжать у хазар и их союзников. Выяснилось, что арабы получат жирный "куш" в Хазарии за счёт захвата местного рынка рабов. Арабы в своих войнах исходили именно из вышеприведённых целей.

Всё остальное - обращение в ислам и пр., не играло решающей роли, а экспансия в Европу вообще не стояла на повестке дня. Главное - выбить к чёрту хазар и весь этот варварский Яджудж-Маджудж из укрепрайонов, по праву принадлежащих арабам, навести на них ужас, сжечь и ограбить всё, показать им, кто здесь теперь хозяин.

Хазария же как раз наоборот, отбивалась, переходя временами в контрнаступление, но в отличии от халифатских арабов, хазары хотели с арабами мирно сосуществовать но..., оставив себе, то что им досталось от Сасанидов. Если бы хазары перешли в ислам (что и произошло со временем), то арабы могли бы поторговавшись с ними всё же оставить спорные территории за ними. Но ситуация выглядела так, что какие-то Йаhуд вместе с дикарями-идолопоклонниками нагло заняли то, что должно было отойти к Халифату, занимаются чёрт знает чем на границах и не собираются уходить. С кем они решили тягаться? Ширван, великая Армения (Закавказье)- всё это в руках Халифата, а здесь эти Йаhуд и Йаджудж-Маджудж, конченные каферы, каких ещё свет не видывал, будут нам свои условия диктовать? Тем более, что сасанидов мусульмане не резали в Дербенте, всё прошло мирно, те им передали то, что удерживал до арабов Эраншахр.

Вот это и было основной причиной для конфликта арабов с хазарами.Арабы даже не планировали истребления хазар, их вполне устраивало, чтобы хазары покинули прежние персидские владения и не "мутили" с просачиванием на равнине и обходными манёврами через Агран, Таг (Земля Трона-Каганат Гор) и т.п. в Ширван.В противном случае, мусульманам приходилось держать в дербентской зоне внушительный воинский контингент, тогда как он был нужен в других местах. Попытаться проникнуть в Европу через северокавказские степи- идиотская затея, которая могла придти в голову лишь таким "умникам" как Л.Н. Гумилёв. Они же не скифы, сарматы, монголы и пр..., достаточно внимательно изучить тактику халифатских арабов, чтобы понять, что подобную стратегию они не выберут.

Хазария являлась крупнейшим центром работорговли. Довольно выгодным. Им перепродавали рабов с Хорезма, с которым у хазар были хорошие отношения. Кроме того, у славян бытовал известный тогда обычай сбывать собственных "лишних" детей работорговцам. Об этом подробно пишет в своём исследовании американский историк Омельян Прицак. Ещё один надёжный источник дохода взимание таможенного сбора с проезжающих купцов. Поставкой рабов на невольничьи рынки Дербента, Корфу, Средиземноморья и Багдада традиционно занимались иудеи, бегло говорившие по-арабски и носившие двойные имена - арабские и ивритские. "Живой товар" из Хазарии шёл в том числе в Зап. Европу.

Как всегда в таких случаях ценились девственницы и кастраты. С процедурой кастрации "грамотно" справлялись в Хорезме. Далее товар шёл в Хазарию. Стоили кастраты дорого, так как предназначались для гаремов. Славянских рабов арабы называли sakaliba. У халифатских арабов не было причин вражды на религиозной почве с иудеями. Иудейские торговцы вообще регулярно следовали в обозах халифатских арабов, они скупали у них добычу. С иудейским воинством и их наёмниками, союзниками халифатские арабы тогда столкнулись как с непривычным для них явлением. Хазария пыталась настойчиво добиться мира с арабами, последние же им не доверяли.

В школьных учебниках "История Дагестана" господствовал советский взгляд на арабское проникновение как "арабо-мусульманскую экспансию под знаменем джихада", а оборона Семендера преподносилась по каким-то сомнительным кумыкским легендам и преданиям. Всё это не более чем сочинительство. Арабы не упоминали никаких кумыков в Прикаспии и Семендер вовсе не являлся кипчакским городом. Все это откровенный вздор. Арабы "отжимали" у хазар и их союзников исключительно своё, принадлежавшее им по праву победителей Сасанидского Ирана. Они элементарно желали воспользоваться плодами своих побед. Арабы не нападали на кумыков и некий "их" город по простой причине - арабы вообще ничего не знали о существовании кумыков. Их военные действия в Приморском Дагhестане известны как "походы в Джурджан", а это арабизированный иранский хороним "Горган ( Vrkan), т.е. акватория Каспия в широком смысле. Откройте вообще русско-афганский словарь любого года издания и поищите афганский (пушту) перевод русского "море" - SAMANDER. Халифатские арабы в Джурджане сражались за Семендер, а также Беленджер (Боланджор) и везде иранская лексика, продолжение того же аджамского языкового мира, к которому принадлежит и Дербент: перс. boland "длинный", а jor "ущелье, дефиле" с соответствием в аварском диалектном ts'ura "цедилка, воронка, фильтр". Последнее находит отражение также в сирийском обозначении дербентской зоны - "ворота Торайе".

Так что арабы с полным на то основанием рассматривали хазар как поздний этнический элемент, пытающийся закрепиться на чужой территории. Хазары присоединили к себе Хонзан, северо-западные границы которого , до появления на Кавказе хазар, выходили на Землю Престола/Трона, связывая нагорный Дагhестан с современным Кайтагом.         


Рецензии