Стучащие в двери бессмертия. Предисловие

Друзья мои, обращаюсь к тем, кто все-таки решил открыть эту нестандартную и малопонятную для чтения книгу, лишенную всяческих сантиментов, деликатности, надежд, заверений, торжественных обещаний и благополучного конца.           Почти на каждой странице и в каждом абзаце на читающего опрокидываютсябезысходность, неизбежность, отчаяние, старость и смерть, которая пока ещё притаилась где-то совсем рядом за нашими спинами, но готова в любой момент совершить финальный прыжок и отнять у каждого из нас жизнь.          Всё это очень сложно читается и воспринимается, и чтобы как-то облегчить, смягчить и амортизировать написанное, я попытался расписать текст цветными эскизами о природе, о детстве, о любви, о временах года, но за всеми разноцветными акварельными зарисовками проявляется находящийся в засаде зияющий оскал ненасытной смерти.
Однако книга, которая находится перед вами, не про эту обречённость и безнадёжность, это книга о любви к Богу, мой своеобразный комментарий к величайшему произведению Индии, Шримад Бхагаватам, который является пятой Ведой.
Пять тысяч лет назад мудрец Вьясадева записал на древнем языке санскрите Веды, но затем для упрощения изучения ведических писаний он разделил единую Веду на четыре части и дал название каждой из них: Риг-Веда, Сама-Веда, Атхарва-Веда, Яджур-Веда.
Вьясадева предвидел, что в наступающийвек Кали большинство людей не смогут воспринять Веды и движимый глубоким состраданием записал ещё одно произведение, в котором прокомментировал всю Веданта Сутру (Веданта Сутра является квинтэссенцией всех вед, всего ведического знания) и назвал это произведение — Шримад Бхагаватам или Бхагавата Пураной.
Уже многие годы, наверное, болеедвух десятилетий подряд, я каждый день занимаюсь изучением Шримад Бхагаватам.
За последние десять лет я законспектировал почти всё это грандиозное произведение, и, хотя я не учёный, а обычный человек, Шримад Бхагаватам стал всей моей жизнью, смыслом существования, образом мыслей и душой.
Те отдельные зарисовки, которые вы уже читаете, не отражают всей сути этого великого исторического и религиозного шедевра, они просто смежные паззлы, постепенно и систематически складывающиеся в общую картину многоступенчатого космического мироздания.
Только благодаря Шримад Бхагаватам я понемногу начал получать ответы на вопросы, которые беспокоили меня в ещё раннем детстве, в юности и уже в зрелые годы.
Что такое время и как оно действует на меня,
кто я, зачем я живу, в чём смысл моей жизни, будет ли что-то для меня на той стороне невидимого экрана, когда моё тело перестанет подавать признаки жизни,
куда я отправлюсь после смерти, кто такой Бог,
почему я старею и страдаю, существует ли вечный мир за пределами этого, в котором мы рождаемся и умираем?
Постепенно, шаг за шагом Шримад Бхагаватам стал открывать мне абсолютно новые жизненные горизонты и перспективы.
Мало того, сквозь призму Шримад Бхагаватам, я начал по-иному воспринимать наблюдаемый мир, своё место в нём, свои взаимоотношения с наблюдаемым бытием.
Я не претендую на абсолютную истину, но некоторая, малая часть её стала мне доступна и логически объяснима, теперь у меня нет никакого страха перед неудержимым временем, старостью и смертью.
Шримад Бхагаватам дарует душе надежду и бесстрашие, полную уверенность в том, что бессмертная частичка сознания никаким образом не утратит своё вечное бытие с неизбежной потерей физического тела.
Я постарался таким образом прокомментировать Шримад Бхагаватам, чтобы любой пытливый и проницательный читатель смог понять смысл существования вечной частички сознания в бренном мире, чтобы ситуация, связанная с неизбежной утратой тела, не являлась для ищущей души трагедией, конечной точкой всего, а лишь указывала ей звёздную дорогу в обитель вечности, в сияющее царство Безграничного Господа.

Шримад Бхагаватам книга 3, глава 28
Прозрев душа поручает своё вещественное тело высшей Воле и оно, лишённое опеки хозяина, продолжает существовать путем, предначертанным судьбой.
В состоянии совершенной безмятежности, душа, не отягощенная чувством собственности, не считает плоть своею принадлежностью, равно как и всё с плотью связанное.
Пробуждённое сознание воспринимает тело своё и окружающих таким же образом, как человек, проснувшийся ото сна, воспринимает действующих лиц в своих сновидениях.
Едва тело перестает проявлять признаки жизни все его принадлежности, дом, родичи и имущество переходят в чужую собственность.
Не жди смерти, чтобы понять, что тебе в здешнем мире ничего не принадлежит!
Порви оковы рабства сейчас, покуда пребываешь в ясном сознании!
Пробудившаяся ото сна душа видит присутствие единого Начала во всём сущем, ибо всё сущее есть множественные грани единой Истины.

Шримад Бхагаватам книга 1, глава 7
Вьяса принялся размышлять над словами вечного странника Нарады: «Исполнить свой долг и быть свободным, две взаимно исключающие потребности души, и можно ли осуществить обе, не ущемляя своего естества.
Как объединить два противоположных стремления?
Нарада прав, лишь любовь к Господу согласует эти противоречия.
Что до страданий, кои всецело приходят от неверного понимания себя, то они уйдут сами собой стоит душе выразить свою изначальную природу: свободные рабы прекрасного Владыки.
Самозабвенное служение дарует душе счастье и избавляет от страданий, которые совершенно чужды её природе.
Пожалуй, лучшее для людей, что я могу сделать, это поведать им о служении Господу.
Мой долг рассказать о Кришне таким способом, чтобы всякий, услышавший мою повесть, ощутил в душе неодолимое влечение служить Кришне.
Тогда он позабудет о горестях, страхах и тревогах.»
Вдохновенный этой мыслью Вьяса собрал воедино все сказания о Всевышнем и огласил их своему сыну, блаженному Шуке, который ни единой нитью не был связан с миром вещей.

Михаил Булгаков:
Да, человек смертен, но это было бы ещё полбеды.
Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чем фокус!
И вообще не может сказать, что он будет делать в сегодняшний вечер. 
 
Вопрос жизни и смерти!
Не называйте счастливым того, кто ещё не добрался до конца своего земного маршрута.
Заворачивая за очередной угол своей судьбы, никто не знает, что его там ожидает.
Последние слова Стива Джобса, основателя компании Apple: «Я пришел к самой вершине в мире бизнеса.
В глазах других, моя жизнь была символом удачи и олицетворением успеха. 
Однако, помимо работы, у меня было мало радостей в жизни, наконец, моё богатство, это не более, чем факт, к которому я уже привык.
На данный момент, я лежу в кровати, в больнице и, вспоминая всю мою жизнь, понимаю, что все победы, достижения, богатство, от которых я был так горд, стали чем-то совсем мелким и незначительным в преддверии неминуемой смерти.
В темноте, когда я смотрю на зелёный свет, идущий от аппарата искусственного дыхания, и слышу все звуки механики, я чувствую приближение смерти.
Только теперь я понимаю после того, как у меня достаточно денег, что мы должны следовать другим целям, которые не связаны с богатством.
Материальные вещи, которые мы упускаем, ещё можно найти, заработать, отыскать.
Но есть одна вещь, которую никогда не найдешь, если ты её потерял, это жизнь.
Неважно, сколько вам сейчас лет и чего вы добились.
У нас у всех наступит день, когда занавес навсегда опустится вниз.»

Шримад Бхагаватам книга 4, глава 22
Человек, живущий ради чувственных удовольствий, чего бы не достиг, в итоге пожинает скорбь и печаль.
Кто в погоне за богатствами, властью и славой достиг успеха и довольствуется этим, тот существованием своим напоминает безжизненный предмет, кто желает выбраться из океана тревог, тот должен сбросит с себя оковы стяжательства.
Одержимый властью накопительства ищет уважение, власти и богатства, сознание, свободное по своей природе, сковывает себя вещами, которые в итоге отберёт безжалостное время.
Из всего к чему стремится человек самое ценное свобода, доброе имя, честь, власть и богатство сгинут в реке времени, и только свобода прибудет с тобою вечно, если ты добровольно не расстанешься с нею.
Достигший успеха в стяжательстве бренных благ человек с высоты своего положения надменно взирает на тех, кому судьба отнеслась иначе.
Но понятия высоко и низко порождены иллюзией, ибо пред вечностью все равны.
 
Шримад Бхагаватам книга 10, глава 2
Ничто в здешнем мире не бывает вечно, ни вещи, ни отношения между людьми, даже собственное тело мы когда-нибудь утратим, что уж говорить о семье, доме, имуществе.
Каждый человек одинок, и никому нет до нас никакого дела, одинокими мы приходим в этот мир, одинокими его покидаем и за поступки свои должны расплачиваться в одиночку.

Друг мой, ты строишь масштабные графики, чертишь схемы, рассчитываешь каждый свой шаг, проектируешь грандиозные планы на благополучное, обеспеченное и долгосрочное будущее.
Но ты уверен, что именно сейчас, в этот самый момент в тебя никто не целится, ты убеждён, что доживешь до завтрашнего утра?
Твой порядковый номер выбит у тебя на спине, один щелчок затвора и тебя уже нет на поверхности земли.
Шримад Бхагаватам книга 6, глава 11
В борьбе за лучшее место под солнцем всякому смертному приходится пережить сладость побед  и горечь поражений.
Но победителем в этой борьбе всегда остается один, Верховный Творец, Хранитель и Разрушитель, всем прочим уготована участь поверженных.
Остроту чувств, умственную и телесную силу, волю к жизни, саму жизнь, смерть, бессмертие всё это посылает нам Господь Бог и Он же в должный срок отнимает.
Окружающий нас мир не более чем трагедия, драматическая пьеса, круглосуточная фабрика беспощадной смерти, ещё не успел родиться, а уже кем-то и за что-то приговорён.
Она безжалостно выписывает каждому окончательный вердикт, без суда, без следствия, без присяжных, без свидетелей, без доказательств, не принимая в расчёт никакие смягчающие обстоятельства и оправдательные аргументы.
Она словно огонь, пожирающий всех и вся, встающих на её пути.
Никому и никак не обмануть смерть, не избежать с ней встречи, не вырваться из её жарких объятий.
Можно, конечно, игнорировать этот факт, но от незыблемой реальности никуда не скрыться, никто не будет находиться в нынешнем теле вечно, оно однозначно и неизбежно обреченно.
Но если это неизбежность неотвратимость, то если смысл жить ради этого куска разлагающейся материи, связывать свои ожидания и надежды на будущее с одноразовым мешком из мочи, испражнений, слизи и костей?
У этой скорлупы, белковой оболочки, на которую мы во всём уповаем, нет долгосрочного будущего, она никак не предназначена для него, лимит её взаимодействия с окружающим миром жёстко и бескомпромиссно ограничен.
Если человечество разрешит проблему смерти, то все остальные проблемы окажутся мелкими, второстепенными, ничтожными, незначительными и решатся сами собой.
Но проблема смерти не может решиться пока душа остается запертой, замурованной в тисках бренной погибающей плоти, рано или поздно одноразовая телесная конструкция, в которой она пребывает, распадется, развалится, рассыплется, развеется по лицу земли, а что не подлежит смерти, останется.
А что же останется? Только вечная бессмертная, сознательная частичка вечности!
И куда она направит вектор своего поступательного движения, будет зависеть от настоящего, от "здесь" и "сейчас"!
Стив Джобс был очень умён, расчётлив, прагматичен, предусмотрителен и удачлив, он всё учел в своей жизни, кроме одного этого момента.
Где же он сейчас? Вновь попал в цепь рождения и смерти.
А как же былые победы, свершения, достижения, награды, заслуги, пьедесталы почёта?
Да, они имели какое-то значение на микроскопическом отрезке вечного бытия, придавали заблудшей душе ложное ощущение свободы, индивидуальности, самовлюбленности, возможности выбирать, но никак не решили проблему вечной жизни, а только в который раз опрокинули душу в безжалостный водоворот рождения и смерти!
Мир, в котором мы проживаем не является подлинным домом вечной души, мы здесь проездом, застряли на полустанке проблем, конфликтов, старости, сомнений, разочарований, лжи, обречённо отстали от поезда вечности.
Это мир смерти, может быть эта книга поможет ищущему, искреннему, пытливому читателю вырваться за пределы его безусловного притяжения.

Шримад Бхагаватам книга 7, глава 6
Прахлада: Рождаясь в человеческом облике душа получает несомненное преимущество перед остальными видами живых существ — разум, который ей следует употребить не для самоутверждения в призрачном мире, но для обретения свободы.
Лишь человек способен понять, что подчиниться воли плоти есть рабство, подчинятьяже воле Бога есть свобода.
Обретя человеческий облик душа способна склониться к стопам Всевышнего, вернуть себе утраченное естество, раба Божьего.
В служении безусловному Благодетелю есть наше высшее благо и смысл жизни.
Счастье, что извлекаем мы от соприкосновения чувств с предметами, в равной мере доступно всем видам жизни, а потому оно не стоит того, чтобы тратить на него человеческие силы.
Кто связывает своё счастье с тленными вещами, тот обречён на несчастья.
Счастье вечно, как и душа, потому искать его следует по ту сторону бренного мира, у стоп высшего Спасителя.
Пока мы молоды, пока нам не безразличны истина и ложь, пока тело наше и ум не разбиты немощью, нужно стараться осуществить своё предназначение, осознать ради чего мы появились на свет.
Вожделение, неутолимая жажда удовольствий делает человека рабом семейных уз, так попавший в сети обмана он проводит безумии даже сознательные годы жизни.
Полагая, что связал себя узами нежных чувств, человек оказывается скован путами рабства, стяжая удовольствия мы получаем взамен лишь тревоги.
Давший свободу чувствам становится сам их невольником.

Спасибо, Господи, за каждый вдох, за каждый шаг, за каждый день, за то, что я живу, дышу и слышу,
за то, что светит солнце, за неба синеву, за тёплое дыхание весны, за трепетный рассвет в объятьях вечности, за трели милых птах, за жизнь души, за мысли о Тебе.
Спасибо за журчание ручьев, за любовь к женщине, за краткий миг прозренья моего, за боль потерь, за скорбь разлук, за поиски души,
за летние дожди и грозы, за сердца тишину, за каждую слезу и каждую улыбку, за годы тяжких испытаний, за ночи полные молитв, взывающих к Тебе, за голос совести.
Спасибо, Господи, за строчки мною недописанных стихов, за то, что реки рвутся к океану, за теплый ветер, что весело шуршит зеленою листвой, за детский смех, за радость жизни.
Спасибо за возможности прощать, за имя сладкое Твое, что силою своей к стопам Твоим уносит, за Землю-Матушку, что терпит нас и посылает нам обильный урожай,
за то, что Ты похитил жизнь мою и мир, что так прекрасен был и мил вдруг опустел, потух, стал тесен мне и перестал манить.
Спасибо, Господи за предначертанный мне срок, за путь, что в темноте сознанья моего указывал Ты мне, за то, что в памяти моей всё стерлось, прошлое.
Сейчас Ты волен поступать со мной как пожелаешь, огонь разлуки жжёт мне сердце нестерпимой болью.
И счастье мира грез, где жил я, и к чему во всём стремился, рассеялось, как утренний туман под теплыми лучами ласкового солнца.
Дороги нет назад: в том мире, где я был, я умер, хотя казалось, что ещё дышу, хожу и слышу, как высохшее дерево, в котором нет души.
Господь мой, пред Тобой трепещет страх и время, и смерть-хозяйка свой зловещий лик отводит, дозволь лишь исполнять Твои желанья, Твоею волей жить.
Нет сил терпеть, кричит, стенает, плачет порванное сердце, молю, прими, Господь, мою судьбу и жизнь, что нищему рабу ещё желать в разлуке.

Шримад Бхагаватам книга 7, глава 10
Какой урок Ты хочешь преподнести мне, о мой Господин.
Если платишь мне благами за верность, значит полагаешь меня не рабом Твоим, но торговцем!
Для любящего слуги служение любимому Господину неотъемлемое свойство, быть во всём покорным и полезным Тебе — уже для меня награда!
И разве добр тот Господин, кто для представления своего превосходства осыпает своего слугу почестями и подарками.
Любящий Хозяин не беспокоится о том, как выглядит в глазах любящего слуги.
Господи, я хочу быть верным Тебе за то, что Ты есть, а не за то, что есть у Тебя.
Истинный раб привязан к своему Господину, но не к Его дарам, ведь служение Тебе для меня уже награда.
Но всеблагой Господь, если хочешь наградить меня за моё служение, будь милостив, освободи меня от всех желаний, кроме желания служить Тебе!

Шримад Бхагаватам книга 1, глава 1
Среди множества учений, определяющих смысл человеческой жизни и долг человека, как найти нам истинное?
Как не растратив годы на изучения писаний ответить себе на главные вопросы: ради чего живёт человек, что есть долг для человека и в чём его счастье?
Какой истинный, изначальный облик Бога, какие обличия Он принимает, воплощаясь в вещественном мире?
И есть ли в мире истина, неподверженная времени?
Внемлющий истине, даже сам того не зная, рвёт цепь перерождений.
Внемлющему истине не ведом страх смерти, ибо сам страх боится истины.


Рецензии