de omnibus dubitandum 1. 56

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ (1572-1574)

Глава 1.56. ОНА ОТКАЗАЛАСЬ ПРИЗНАТЬСЯ В ЕРЕСИ…

   
    Когда двоюродная сестра Трокмортона - Кэтрин вышла замуж за короля, он получил должность при дворе. В войне Генриха против Франции в 1544 году он находился в рядах армии, завоевавшей Булонь для Англии, хотя победа была недолгой. Как и Кэтрин Парр, Трокмортон был протестантом при дворе. Он посетил и.а. Энн Аскью*, осужденная как еретик, находилась в тюрьме [Джесси Чайлдс: Последняя жертва Генриха VIII. Жизнь и времена Генри Ховарда, графа Суррея. Винтажные книги, 2008 г., стр. 73] и была свидетельницей ее казни.

*) Энн Аскью (англ. Anne Askew; 1521 — 16 июля 1546) — английская писательница, поэтесса и протестантская мученица, сожжённая на костре за ересь. Одна из первых поэтесс, писавших на английском, и первая англичанка, потребовавшая развод (как невиновная сторона на основании Библии).

    Энн Аскью родилась в 1521 году в Линкольншире. Её отец, Уильям Аскью, был богатым землевладельцем, служил при дворе короля Генриха VIII Тюдора и остался в истории как один из присяжных на суде над Анной Болейн. Энн была четвёртой из пяти детей. Помимо двух братьев и двух сестёр у нее также было два сводных брата. Она, также была родственницей Роберта Аска, будущего предводителя восстания «Благодатное паломничество» против короля [James Gairdner. Askew Anne // Dictionary of National Biography, 1885-1900. — Т. Volume 02]. Уильям Аксью планировал выдать свою старшую дочь, Марту, замуж за Томаса Кайма. Однако Марта умерла, не дожив до свадьбы; тогда Уильям решил выдать замуж Энн, чтобы сохранить деньги, полученные от заключения помолвки. Ей на тот момент было 15 лет.

    Энн была благочестивой протестанткой, она читала Библию, заучивала наизусть отрывки и оставалась верной протестантизму всю свою жизнь. Изучая Библию, она пришла к убеждению в ложности учения о пресуществлении, эти её высказывания породили некоторые споры среди горожан. Муж Энн, был католиком и им, было тяжело ужиться вместе. Энн родила двоих детей, прежде чем муж выгнал её из дома за её религиозные убеждения. Однако неизвестно, смогли ли дети выжить и, вырасти, о них не упоминает ни один из современников Энн, кроме Бейли. Ещё до того, как Томас выгнал Энн из дома, она пыталась получить развод.

    Потеряв дом, Энн переехала в Лондон. Там она познакомилась с другими протестантами и продолжила изучение Библии. Она предпочитала представляться своей девичьей фамилией, чем фамилией мужа. Во время своего пребывания в Лондоне Энн стала «евангелисткой», то есть проповедницей.
В марте 1545 года по наводке мужа Энн была арестована и доставлена назад в Линкольншир. Томас потребовал, чтобы она осталась дома, однако Энн сбежала от него и вернулась в Лондон, чтобы продолжить читать проповеди.
В 1546 году Аскью пытали в Тауэре, а затем сожгли на костре в Смитфилде близ Лондона. Из-за перенесённых пыток Энн не смогла самостоятельно дойти до места казни, поэтому её принесли. Она была сожжена вместе с тремя другими протестантами.

    Арест и расследование

    10 марта 1545 года Энн Аскью была арестована. Перед началом дознания она предстала перед комиссией по ереси. После этого ее допросил лондонский епископ Эдмунд Боннер. Он приказал посадить Аскью в тюрьму на 12 дней. Всё это время она отказывалась каяться в чем-либо. После почти двухнедельного заключения её двоюродному брату, наконец, разрешили посетить Аскью, а затем забрать под залог.
19 июня 1546 года Аксью снова была арестована и доставлена в тюрьму. На протяжении двух последующих дней ее допрашивали Джон Дадли, Стивен Гардинер, Томас Ризли (канцлер) и Уильям Пейджет (главный секретарь короля). Они пугали её смертной казнью, но она отказывалась признаваться в ереси и называть имена своих знакомых протестанток. Тогда было приказано пытать Аксью. Они пытались добиться от неё признания, что королева Катарина Парр и некоторые из её фрейлин тайно исповедуют протестантизм**.

    **) В наши дни отличий между католиками и протестантами уже меньше, так как после Второго Ватиканского Собора Римская Католическая Церковь в значительной степени "опротестантилась"
1. У католиков ключевым является учение о высшей и непосредственной церковной власти Римского Папы, его неподсудности, его высшей земной власти над всеми епископами, королями и герцогами, а также о его непогрешимости (то есть, безошибочности) в вопросах вероучения и морали. Эти положения были закреплены в документах Dictatus Pap; Григория VII и Pastor ;ternus Первого Ватиканского Собора, а также в Лжеисидоровых Декреталиях. Все протестанты жёстко отрицали эти положения вплоть до объявления Римского Епископа антихристом, настаивая на принципе равенства апостолов.
2. В католическом учении о Евхаристии присутствует положение о возобновлении или повторении крестной жертвы под видом таинства и о полном пресуществлении хлеба и вина в истинную плоть и кровь Христовы. Протестанты категорически отрицают учение о возобновлении крестной жертвы, уча, что таковая принесена единожды, раз и навсегда, является совершенной жертвой удовлетворения за грехи и, следовательно, к ней не может быть ничего добавлено и она не нуждается в повторении людьми. Католическое учение о полном пресуществлении отрицается, но дальше идут варианты. Лютер развивал учение о совместном пресуществлении: когда хлеб не полностью изменяется в плоть, а вино не полностью изменяется в кровь, а обе субстанции наличествуют "как бы совместно"; Кальвин учил о духовном присутствии Христа во Святых Дарах без преступления; Цвингли и Мюнцер учили, что Вечеря Господня предполагает только припоминание крестных мук Христа и никакого пресуществления не происходит.
3. По католическому учению, "спасение" происходит при совершении добрых дел. Сокровищницей добрых дел является Католическая Церковь, а временным распорядителем такой сокровищницы — Римский Папа. Помимо ада и рая существует чистилище, в котором души очищаются от скверны малых грехов, и как заслуги других чад церкви, так и молитва родственников могут сократить срок пребывания в Чистилище. Индульгенции (изначально вызвавшие протест Лютера) — это такие своеобразные метафизические "казначейские билеты" сокровищницы заслуг, покупкой которой при жизни человек может сократить как свой срок пребывания в Чистилище, так и срок любых других людей, на чье имя он такую индульгенцию оформляет. Все протестанты отрицают католические учения о сокровищнице заслуг, о Папе как распорядителе сокровищницы заслуг, и об индульгенциях. Большинство протестантов отрицают и учение о Чистилище, но, впрочем, были и такие, кто такого учения придерживался, но без католических "девиаций" (типичный пример — К.С. Льюис).
4. У католиков есть развитый культ святых (в частности, Богородицы), к которым происходит обращение о молитвенном заступничестве. Протестанты отрицают допустимость такого обращения, ссылаясь на то, что Иисус — "Един посредник и един ходатай".
5. У католиков есть развитый культ мощей и икон, окончательно закреплённый серией западных поместных соборов, VII Вселенским Собором и творениями Иоанна Дамаскина. Протестанты отрицают именно культ мощей и икон как идолопоклонство. В некоторых направлениях (например, в лютеранстве) иконы и религиозные картины могут быть, но имеют исключительно дидактическое значение. Некоторые направления (например, меннониты) отрицают и само изготовление любых изображений как идолопоклонство.
6. У католиков на разные праздники есть большой набор священнических облачений. Протестанты отрицают эту практику или как проявление гордыни, или как попытку подражания ветхозаветным практикам, или даже как заимствование у язычников. Далее могут быть варианты: пастор служит либо в повседневной одежде, либо по светскому дресс-коду, либо ограничивает облачение только рясой и стихарем.
7. В католической церкви есть официальное учение о непорочном зачатии Девы Марии, которая была избавлена от скверны первородного греха в счёт будущих заслуг ее сына. Протестанты отрицают это учение как умаляющее Крестную Жертву и нарушающее единство места, времени и действия стояний Крестного Пути и Голгофской Жертвы и самих Жизни, Смерти и Воскресения Христа.
8. В Католической Церкви есть учение о взятии Пречистого Тела Богородицы в небесную славу во избавление от тления. Протестанты отрицают это учение как не имеющее подтверждений в Писании или достоверных свидетельств о событии.
9. В Католической Церкви огромная роль придаётся Священному Преданию, которым обосновывается ряд вероучительных положений, не закреплённых в Писании. Протестанты явно провозглашают высший приоритет Писания по принципу и "Только Писание".
10. В Католической Церкви, в том числе, стараниями Петра Ломбардского и Гумберта Сильва-Кандидского, было выработано учение о священной печати Семи Таинств: Крещения, Евхаристии, Миропомазания, Исповеди, Соборования и Священства. В большинстве протестантских деноминаций статус "таинства" имеют только Крещение и Вечеря Господня (так у протестантов называется Евхаристия). Некоторые дополнительно считают таинством исповедь и/или священство. Все прочие требы могут быть, но таинством не считаются.
11. Как уже писалось ранее, католики считают, что спасение обретается совершением дел. Протестанты (все) считают, что никакие дела человека не могут ничего добавить к совершенной Жертве и спасение не может быть следствием человеческих дел. Арминий считал, что Христос умер за всех людей и спасение доступно каждому через уверование. В кальвинизме развилась идея, что Христос умер только за избранный остаток, изначально предопределенный ко спасению, вера сама по себе есть предопределенный дар свыше и её засвидетельствовование и провозглашение — это проявление того, что уже; дано свыше, предначертано и предопределено (не человек выбрал Бога — Бог выбрал человека). У Лютера много написано и того и другого: и об оправдании только верой, и о предопределении, на котором он делал акцент даже в большей степени, чем Кальвин. Если грубо, то в католицизме оправдание делами, а у протестантов — либо верой, либо по предопределению свыше, либо по той или иной комбинации веры и предоставления.
12. Долгое время у католиков было учение о трёх литургических языках: латинском, греческом и "еврейском". Особое исключение было сделано для хорватов, которым разрешался "славянский" с глаголическим алфавитом, и для униатских церквей. Под "еврейским" языком понималась широкая группа семитских языков, включавшая иврит и арамейский, но на иврите месса де факто не служилась никогда. То есть, во Франции, Германии, Испании и САСШ месса служилась на латинском языке. Протестанты сразу начали с переводов Священного Писания и языка богослужения на национальные языки. После Второго Ватиканского Собора Римская Церковь тоже перешла на богослужение на национальных языках. Одним из самых популярных изданий русской Библии в 60-х — 80-х было католическое от издательства "Жизнь с Богом" в Брюсселе.
13. У католиков латинского обряда есть положение о целибата (то есть, безбрачии) всего духовенства. У протестантов духовенство, как правило, женатое. Также у протестантов, как правило, нет монастырей, за исключением англо-католиков, экуменических общин Тэзе и Бозе и некоторых про-католических направлений лютеранства. Баптисты, адвентисты и меннониты отрицают монастыри, специально подчёркивая важность христианской семейной жизни.
Это неполный и неисчерпывающий список с упрощениями и интерполяциями и специально под формат социальных сетей, но некоторые "вехи" обозначает.

    Согласно её собственным словам, а также свидетельствам охранников Тауэра, Энн пытали только один раз. Ее забрали из камеры примерно в 10 утра и отвели на нижний этаж замка. Аскью показали дыбу и спросили, не хочет ли она назвать имена других протестанток. Она отказалась называть какие-либо имена вообще. Тогда ей приказали снять с себя всю одежду, кроме нижней сорочки, затем привязали к дыбе и спросили ещё раз, но она ничего не ответила. Тогда Энн начали пытать. Согласно её собственным записям, сделанным в тюрьме, она теряла сознание от боли, тогда её приводили в чувство и начинали пытать снова. Вскоре после начала пыток двое из дознавателей отказались продолжать и покинули Тауэр, однако двое оставшихся продолжили пытки. После окончания пыток Энн больше не могла ходить самостоятельно, суставы рук и ног были вывернуты. Аскью так и не назвала ни одного имени и её отнесли назад в камеру.

Казнь

    16 июля 1546 года, в возрасте 26 лет, Энн Аскью была сожжена на костре. На место казни её принесли, на ней была только сорочка, в которой её пытали. Энн перетащили с носилок к столбу, на котором для неё было закреплено маленькое сиденье. Перед казнью заключённым дали последний шанс на помилование. Епископ поднялся к ним и начал проповедь. Энн внимательно его слушала и иногда соглашалась с его словами, а иногда выражала несогласие.

    Из-за её неповиновения и упрямства, она была сожжена живьём, а не задушена перед казнью, как иногда делалось с приговорёнными. Те, кто наблюдал за происходящим, рассказывали, что Энн не кричала до тех пор, пока огонь не достиг её груди. Казнь длилась около часа, но Аскью потеряла сознание уже через 15 минут.

Наследие

    Энн написала книгу о своих испытаниях и своей вере, которая после ее смерти была опубликована Джоном Бейлом под названием «Испытания». А позже историк Джон Фокс включил «Испытания» в свою книгу «Actes and Monuments», более известную как «Книга мучеников Фокса». Однако известно, что и Бейл и Фокс самостоятельно редактировали «Испытания», вставляя свои комментарии, а Фокс даже по-своему интерпретировал написанное. Оригинальной же рукописи не сохранилось.

    «Испытания» Энн Аскью представляют собой хронику её преследования католиками и даёт представление о вере, религии и судьбе женщины XVI века. Это редкое свидетельство о жизни женщины тюдоровской эпохи, написанное самой женщиной, резко отклоняется от современного представления о том, какой должна была быть женщина XVI века. На сегодняшний день «Испытания» — одно из самых важных свидетельств религиозной смуты того времени.

Примечания
1. Swartz A. Anne Askew // Open Library (англ.) — 2007.
2. Anne Askew Anne Ayscough Anne Ascue Anne Kyme // WomenWriters (англ.)
3. Pas L. v. Genealogics (англ.) — 2003.


Рецензии