Впервые в зарубежной турпоездке. Венгрия 1985 г

          Со времени моей первой зарубежной туристической поездки прошло много лет. В своём домашнем архиве я нашел “Программу поездок групп советских туристов в ВНР на 9 дней в июне-сентябре 1985 г.” Решил на основе этой Программы и собственных воспоминаний написать рассказ об этой поездке. Думаю, что современным туристам, особенно молодым, будет интересно узнать, как организовывались и проходили зарубежные путешествия в советское время.
          Современных турагентств тогда ещё не было *). Я начал с обращения в профком Министерства автомобильной промышленности, где тогда работал. Там меня попросили взять характеристику от партийного комитета (хотя я не был членом КПСС). Характеристику мне выдали быстро, через технического секретаря, даже не приглашая на беседу. (Характеристику я писал сам на себя, оставив лишь место для подписи секретаря парткома). Получил также визу Первого (режимно-секретного) отдела. Кроме того, мне потребовалось взять из своей поликлиники медицинскую справку.
          Вскоре я был приглашен на встречу туристской группы, которая состоялась в горкоме профсоюза работников автотракторного и сельскохозяйственного машиностроения на 1-й Дубровской улице. В нашей группе оказалось около 25 человек. Беседу с нами проводила инструктор горкома профсоюза. Там же мы сдали наши документы, фотографии и оплатили стоимость тура. Старшим нашей группы был назначен директор Московского завода спецавтомобилей, мужчина лет 60-ти. Загранпаспорта мы получили 30 июня, т.е. накануне вылета.
          В день вылета – 1 июля 1985 г. – погода была прекрасная. Я с чемоданом приехал на своей машине в центр города и поставил её у подъезда гостиницы «Метрополь». Рядом, на площади Революции произошёл сбор нашей группы.  Нас посадили в автобус и отвезли в аэропорт Шереметьево. Сдав чемоданы и пройдя паспортный контроль, мы комфортно разместились в широкофюзеляжном самолёте Ил-86 и вскоре взлетели. В самолёте было довольно много свободных мест. Помню, что сидел я тогда у иллюминатора по левому борту. Через какое-то время после пролёта над Карпатами  я заметил через иллюминатор, как мы перелетали через пограничную реку Тиса, за которой появились венгерские дома с оранжевыми черепичными крышами.
           Прилетели в будапештский аэропорт “Ферихедь”. Аэропорт небольшой, ничем не примечательный. Обратил внимание, что после остановки самолёта к нему с двух сторон подъехало несколько автомобилей с венгерскими пограничниками.  Они дождались, пока мы все вышли из самолета и собрались в зале паспортного контроля.
          В зале прилёта нашу группу встретила сотрудница венгерской турорганизации “Будапешт-турист”, довольно хорошо говорившая по-русски. Нас посадили в автобус “Икарус” и повезли на ознакомительную экскурсию по городу. Из окна автобуса я с большим интересом рассматривал долгожданную заграницу. В одном месте автобус остановился и мы вышли, чтобы купить цветы. Так как венгерских денег у нас пока не было, то за цветы заплатила наша гид, а мы ей потом деньги отдали. С этими цветами мы поехали на гору Геллерт, где возложили их к монументу советским воинам-освободителям. Потом мы осмотрели Рыбацкий бастион, здание Парламента, площадь Героев, Цепной мост через Дунай и другие достопримечательности города.
          В Будапеште было солнечно и жарко.
          Потом у нас был обед в каком-то ресторане. После этого нас привезли в скромную профсоюзную гостиницу “Тарогато”, где мы были размещены по номерам. Затем старший нашей группы принёс деньги (венгерские форинты) и раздал их туристам по ведомости. С деньгами мы стали чувствовать себя увереннее.
          Вечером после ужина в гостинице мы пошли в кинотеатр, где смотрели фильм “Любовник леди Чаттерлей” на английском языке с венгерскими титрами.
          Следующий день 2 июля был пасмурным. Сев в автобус, мы поехали в северном направлении по излучине Дуная, обсуждая по пути просмотренный накануне фильм.
          Сначала был город Сентендре, где мы ходили, в основном, по всяким сувенирным магазинам и лавкам. В городе я купил бутылку датского пива “Туборг”.
          Когда мы поехали дальше по излучине Дуная, я откупорил пиво. По автобусу разнёсся благородный аромат. Приехали в небольшой город Вишеград, находящийся на берегу Дуная. Там мы пообедали, немного погуляли и поехали обратно в Будапешт.
          Ужинали мы в каком-то ресторане, где была представлена фольклорная программа ”Гуайаш-парти”. Нас, русских, посадили за большой общий стол. За другими столами сидели туристы из других стран – поляки, немцы, англичане и другие.
          После фольклорной программы за каждым столом по очереди стали петь свои национальные песни. Потом начались общие танцы. Было очень приятно и весело. После этого мероприятия небольшая часть нашей группы решила продолжить развлекательный вечер и мы направились в ночное кабаре “Максим”. Мы расселись за двумя столиками, нам подали шампанское и какую-то лёгкую закуску, а затем я впервые в жизни увидел представление со стриптизом. Посетителей в кабаре было немного.
           Представление кончилось уже ночью и мы пошли пешком в направлении нашего отеля. Почему-то некоторое время вслед за нами медленно ехала полицейская машина. Но не увидев в нас каких-либо правонарушителей, вскоре умчалась вперёд. Перейдя по мосту через Дунай, мы поняли, что идти нам ещё довольно далеко. Поэтому взяли два таксомотора. Я с тремя ребятами поехал в автомобиле “Жигули”, где водитель был интеллигент в белоснежной сорочке и галстуке. Он привёз нас к гостинице “Тарогато”, взял деньги строго по счётчику, выдал чек и мы, наконец, ушли к себе спать.
           3-го июля у нас предусматривалось посещение Национальной картинной галереи. Но я и другие вчерашние посетители ночного заведения решили выспаться и в галерею не пошли. После обеда у нас было свободное время. Я походил по некоторым центральным улицам города - Ваци, Ракоци и другим. На улице Ракоци я зашел в магазин “Горький”, торговавший русскими книгами и купил несколько их (в те годы в СССР был сильный книжный голод).
           4-го июля мы поехали в г.Дьёр примерно в 110 км к западу от Будапешта. Там была экскурсия по городу. Видели очень красивое здание ратуши и ещё некоторые архитектурно-исторические достопримечательности.
           Из Дьёра мы приехали в небольшой промышленный город Татабанья, где разместились на ночлег в прекрасном отеле “Арпад”. Запомнился монумент священного орла Турул на вершине горы напротив отеля. Сходили в крупный супермаркет “Шк;ла”, где кое-чем отоварились.
           На следующий день 5-го июля после завтрака мы поехали сначала в город Секешфехервар, где нам показали остатки каких-то древнеримских руин. Из Секешфехервара мы приехали в г. Шиофок на берегу озера Балатон. Там на южном берегу мы позагорали и искупались в озере. Пляж озера состоит из горизонтальных бетонных плит, расположенных на нескольких сантиметрах над уровнем воды. Люди загорают, располагаясь в основном на этих плитах. Так как день был жарким, то отдыхающих на озере было много.
            Из Шиофока мы переехали в г. Сексард, являющимся центром венгерского виноделия. Обедали в местном ресторане, расположенном на холме над городом, где вино можно было бесплатно наливать в бокалы из стеклянных конусов, стоявших на столах. По мере опустошения конусов официанты пополняли их вновь.
            В Сексарде нас поселили не в отеле, а в кемпинге - большом летнем деревянном доме необычной архитектуры. После обеда у нас было свободное время, где мы, лёжа в кемпинге на травянистой поляне, делились впечатлениями о нашем отдыхе. Одна наша туристка с цыганской внешностью, находясь рядом со мной, довольно прозрачно намекнула, что хотела бы со мной …… Я максимально деликатно объяснил ей, что мне нравится другой тип женщин. Я действительно ещё раньше положил глаз на другую нашу туристку в красных брюках и с аппетитной попой. Но, к сожалению, её потом “увёл” другой.
            На следующий день после завтрака в кемпинге мы поехали в г. Мохач, где разместились в отеле на берегу Дуная. Окно номера, в котором я поселился, находилось почти над водой.
            После обеда у нас была экскурсия в г. Печ (41 км от Мохача). Там мы осмотрели мечеть, перестроенную турками в XVI веке из христианского храма, и другие достопримечательности.
            В витрине одного из магазинов, торгующих автозапчастями, я увидел жигулёвский распредвал (большой дефицит тогда в СССР). Немного пообщались на улице с туристами из Узбекистана.
            Из Печа мы вернулись в Мохач. После ужина пошли в кинотеатр, где смотрели жутковатый фильм “Челюсти” (опять на английском языке и с венгерскими титрами.)
           В понедельник 8 июля мы поехали в г. Шиклош, где осматривали средневековую крепость-з;мок. Оттуда мы проехали на курорт Харкань, расположенный в 8 км от границы с Югославией (нынешней Хорватией), где купались в водолечебных бассейнах. Там же в Харкани какие-то барыги из Югославии предлагали нам купить дешёвые наручные часы. Причём наша гид усиленно агитировала за эти покупки. Видимо она была в доле с этими барыгами. Кто-то купил часы, но я ими не заинтересовался.
           Так как было очень жарко, то мы зашли в какую-то лавку выпить местного пива. Пиво по-венгерски s;r (шёр). Венгерское пиво уступает чешским сортам. Один из наших туристов посоветовал мне купить чай “Липтон” в пакетиках, о котором я тогда впервые узнал.
          Из Харкани мы снова вернулись в Мохач, где поужинали и переночевали.
          9 июля мы уехали в г. Кечкемет, где осмотрели архитектурные памятники XVIII-XIX веков, а оттуда переехали в г. Дунауйварош, где устроились в гостинице. Вечером там у нас был прощальный ужин в ресторане. После него я и ещё несколько человек пошли купаться в Дунай. Мне не понравилось, что дунайская вода была грязновата.
         В последний день мы встали рано. Из окна отеля я увидел большое количество людей, спешащих на работу - главным образом велосипедистов. Завтрак нам выдали сухим пайком, т.к. ресторан в отеле был ещё закрыт. Из Дунауйвароша автобус привёз нас в опять в аэропорт “Ферихедь”, через который мы прилетели. 
        Мы поблагодарили нашего водителя и попрощались с ним. Водитель был человеком очень культурным. На протяжении всего нашего тура он на каждой остановке автобуса у какого-нибудь объекта, открыв дверь, выходил из неё первым, а затем подавал руку каждой выходившей женщине.
         В аэропорту венгерские таможенники усердно перебирали содержимое наших чемоданов. У “цыганки” таможенник почему-то хотел конфисковать купленную шубу. Она расплакалась, но сопровождающая нас венгерская служащая сумела всё же как-то договориться с таможенником и он в конце концов разрешил вывезти шубу. Шуба вряд ли входит в число предметов, запрещенных к вывозу из Венгрии. Скорей всего туристка не предъявила магазинный чек.
         Я купил тогда в Венгрии несколько книг, полуботинки, кроссовки, яркую куртку-ветровку, две летние рубашки, тёмные очки “Formula uno”, австрийскую оправу для очков, пару бутылок венгерского вина (в это время в СССР набирала силу горбачёвская антиалкогольная кампания), чай “Липтон” и ещё какие-то мелочи. С трудом разместил эту поклажу в чемодане. Ко мне претензий таможенников не было.
         Наконец мы сели в самолёт “Аэрофлота” и вылетели в Москву.
         В аэропорту Шереметьево к нашей группе, стоявшей в очереди на паспортный контроль, подошёл офицер-пограничник, отобрал у всех загранпаспорта и выпустил в зал прилёта.
         Вот так закончилась моя первая туристская поездка за рубеж. Она произвела на меня тогда неизгладимое впечатление. Несколько дней я находился в шоке от увиденного и прочувствованного. Особо хочу отметить высокое качество обслуживания и питания в венгерских ресторанах. Вкуснота необыкновенная!
         Отдельно об автомобилях. По моим наблюдениям тогда на улицах и дорогах Венгрии преобладали легковые автомобили из соцстран. Больше всего было советских "Жигулей", затем гэдээровские "Вартбурги" и "Трабанты", чехословацкие "Шкоды", югославские "Заставы". Встречались "Волги ГАЗ-24", но они, как мне сказали, были в основном служебными автомобилями государственных и муниципальных чиновников.
        Встречались также подержанные "Мерседесы", "Опели", "Фольксвагены", БМВ, ФИАТы и другие западные модели, ввезённые в основном из соседней Австрии.
        Так как в Венгрии тогда размещалась советская Южная группа войск, то иногда на улицах можно было встретить джипы УАЗ-469 и грузовики защитного цвета с советскими военными номерными знаками.


        *) Существующее с 1929 года ВАО "Интурист" многие годы занималось приёмом в СССР зарубежных туристов, но отправка советских туристов в зарубежные страны (с сентября 1955 года в Швецию) в его функции не входила. Оно устанавливало лишь общие порядки и правила в этом деле –  перечень стран, доступных для посещения советскими туристами, минимальный и максимальный размер туристских групп, предельный размер рублёвого обмена на иностранную валюту и т.д. 
        Подбор туристских групп и их отправка в зарубежные страны были тогда возложены на профсоюзные организации по месту работы граждан и отраслевые советы профсоюзов. При формировании тургрупп в капиталистические и развивающиеся страны в состав таких тургрупп включался секретный сотрудник от КГБ (штатный или привлечённый “информатор”).
 


Рецензии