Художественная свистуха

Вспомнил чудесную выставку в 2015 или 2016 году, точно уже не вспомню. Тогда в курортном городе Нальчике, в музее,  состоялось торжественное открытие  экспозиции авторских работ художника Вальдемара Макаровича. Событие кажется приурочили к его юбилею. На тот момент я работал в должности директора информационного агентства «Кабардино-Балкария».

Открывая выставку, министр культуры республики сказал дежурные слова, что представленная экспозиция - яркая и светлая, создает позитивное настроение и всякое такое. Действительно, Вальдемар был очень самобытным живописцем.

В музее на тот момент работал  главным хранителем мой друг и первый духовный учитель. Он то мне и поведал за чашкой горячего чая интересную, а скорее, поучительную историю про Вальдемара и одну из его любопытных работ, которая вызвала не то чтобы скандал, а некоторые возмущения умов. На картине, рядом с образом Христа, были изображены странно-неприятные существа. 

Вальдемар - современный художник, известный своим нестандартным и провокационным подходом к искусству. Он был приверженцем Сальвадора Дали и старался писать картины в его манере. В то время Вальдемар уже имел на своем счету несколько очень сложных философских работ, которые вызывали споры у общественности. Тем не менее, его полотна привлекали внимание множества людей и считались проявлением свободы творчества.

Так вот, Вальдемар Макарыч решил создать картину, изображающую Христа, окружённого мифическими существами. Наверное целью его работы было желание вызвать обсуждение роли религии в обществе и привлечь внимание к проблемам социального неравенства и предрассудков. По крайней мере так казалось Макарычу. Кто знает, может быть он имел в виду совершенно иное. Вообще-то, любой художник стремится создать нечто такое, чтобы получить лайки от зрителей, вызвать резонанс, а положительный или отрицательный, уже не всем важно. И зря. В своей «Розе мира» Даниил Андреев писал, что созданные живописцами и писателями образы, оживают в тонком мире и продолжают жить своей жизнью. И авторы этих образов несут прямую ответственность за свои создания и отвечают за них перед Богом.

Вальдемар был подвергнут острой критике со стороны главного хранителя, который выразил свое недовольство этой картиной, посчитав ее подстрекательством к негативу против личности Спасителя. Хранитель увещевал своего тёзку Вальдемара не писать и не выставлять полотно в таком виде. Но художник был непреклонен, сопротивлялся и упорно отстаивал свою работу. Оставив надежды разубедить Макарыча, главный хранитель предупредил: «Ох, накажет тебя за такое Боженька...». Так и расстались. Работа художника оставалась спорным и контроверзным произведением искусства, по мнению главного хранителя.

Прошла неделя и в кабинете главного  хранителя музея снова появился художник, бледный и напуганный, который с порога сказал: "Ох, дружище, как же ты был прав насчёт картины. Изошелся же я поносными водами. Всю неделю мучился. Каждый день доктора приходили и ничего не могли сделать. Понял я в чем дело и от всего сердца попросил прощение у Него за ересь, которую написал. Вроде простил. Кишечная слабость отпустила и я бегом к тебе рассказать". Однако, Вальдемар всё равно картину оставил в том виде, как написал её. Жаль ему было её уничтожить или переделать. Тут его понять можно.

Вспоминаю слова, приписываемые Раневской: «Есть люди в которых живет Бог, есть люди, в которых живет дьявол, а есть люди, в которых живут только глисты». Вот и размышляю теперь, кто толкает нас на всякие там глупости, а потом нам же устраивает  кишечную свистуху...

Заурбек Шахмурзаев, 28 июля 2023


Рецензии