Не много о работе за полярным кругом

В прошлом году я решил попробовать поработать вахтовым методом. Так как полноценной семьи теперь не было, стал искать подходящие вакансии, с данным типом графика. Мои поиски закончились, когда появилась компания, с приличным уровнем заработной платы, и которая наиболее явно была во мне заинтересована. Так я устроился кладовщиком в организацию, которая занималась обеспечением питания вахтовых посёлков. Душа романтика была удовлетворена. Другой возможности посмотреть разные уголки страны у меня наверняка бы не было. Так я успел побывать в Иркутской области и на самом севере Красноярского края, за полярным кругом, где зимой полтора месяца ночь, солнце не встаёт, а летом 2 месяца день, когда оно не садится. Это как предисловие), там я встречал новый, 2023й год.
Я проживал в Дудинке, в относительно комфортных условиях. Жил в самом городе, компания мне снимала квартиру, был служебный автобус до работы и обратно. Основная часть работы заключалась в том, чтобы собирать продукты, которые вертолётом отправлялись в тундру, на буровые установки. Когда погода была не летная, в тундру снаряжался КАМАЗ, с термобудкой, в которой поддерживалась нужная температура для продуктов. В нашей компании был экспедитор, который сопровождал груз. Наш заказчик - Роснефть, и сотрудники заказчика, пропитались ко мне особой любовью) они очень хотели чтобы я посмотрел тундру, и настаивали на том, чтобы в одну из поездок снарядили сопровождающим экспедитором меня. Вечером с 7 на 8 января, машина с продуктами была полностью готова и в районе 8 вечера мы выдвинулись в неизведанное, белоснежное море.
Машина по тундре продвигается со средней скоростью 20 км в час, максимально возможная 40, быстрее не получается из-за отсутствия дороги. Дорога белоснежная, всё вокруг белым бело и различить дорогу от остальной местности довольно сложно. Каждые 50-100 метров стоят по краям колышки, для того чтобы не потерять дорогу. К 12 часам ночи мы доехали до перевалочной базы и остановились на ночлег. Водитель остался ночевать в КАМАЗе, меня поселились в жилом балке. Внутри оказалось довольно прилично. При ходе, сразу попадаешь в обеденную зону, где стол, холодильник, место где можно посидеть пообщаться, слева расположен туалет и служебное помещение, предназначенное для обогрева балка. Справа спальная комната, похожая на продолговатое купе поезда, в котором может заселиться до 8 человек. Но нас было двое. Работа вахтой удивительна тем, что встречаешься с людьми с разных уголков страны, и не только нашей страны. Сосед был из Башкирии, мы с ним час пообщались и я лёг спать. Спустя 3 часа меня будит водитель и сообщает, что в той часть будки, где идёт подогрев, отопление перестало работать, продукты могут замёрзнуть, и надо ехать скорее. На улице было около минус 50. Соответственно, мы поспешили, рано утром мы выдвинулись, и добрались до конечной точки гораздо раньше чем планировалось, к 12 часам дня мы уже разгрузились и выезжали обратно. Продукты перемерзнуть не успели. В тундре практически всегда сильный ветер. При разгрузке, бывали такие порывы ветра, вырывающие коробки с продукцией из рук грузчиков. А учитывая температуру окружающей среды, сложно представить, какого было находится на улице.  Радостные, что успеем вернуться в город сегодня вечером, и не придётся ночевать ещё раз в тундре, как изначально планировалось, выдвинулись назад. Температура воздуха за бортом начала опускаться к 55, и спустя 2 часа от момента как мы отъехали обратно, у нас перемерзла тормозная система, тормозные колодки примерзли к дискам и колёса встали колом. Так мы простояли на месте около 6 часов. Пока не стала меняться погода. Стало теплеть и начал усиливаться ветер. Пока мы стояли КАМАЗ 2 раза глох, но быстро успевал заводиться снова пока двигатель не остыл. Простояв 6 часов, на улице стало теплее, около 45, тормоза отошли, и мы смогли продвигаться дальше. Но с потеплением началась метель, которая, постепенно переросла в "чёрную". Это означает что видимость нулевая. Надо уточнить, что за последние пару месяцев на трассе насмерть замёрзли 2 человека. В одном из случаев бульдозерист спрыгнув со своей машины, не смог увидеть где она, после нашли его мёртвым буквально в 10 метрах от бульдозера. Все эти истории, о несчастных случаях, которые произошли за последние пару месяцев, "подогревали интерес к поездке". После того, как мы смогли снова ехать, мы проехали ещё примерно 2 часа, пока не встали из-за того что дорогу замело на столько, что движение оказалось невозможным. Так мы оказались в снежной ловушке. Простояли мы там 2 суток. За окном мело примерно сутки, видимость была пару метров. Пока метель не проходила, технику для расчистки дороги не отправляли, ввиду бесполезности и опасности потерять людей. Ещё сутки мы стояли, ждали пока до нас доберётся техника, которая нас вытащит из этого плена. Дополнительно волноваться заставляло то, что запасы топлива не безграничны, и столько стоять с заведенным двигателем мы не могли, топливо бы закончилось, и заглушить его нельзя, мы бы замёрзли. Спустя сутки, после того как мы простояли, к нам выпустили спец технику, болотоход-амфибия, который пройдёт везде, с ним нам передали топлива и провизии. Но из здесь не обошлось без приключений. Этот болотоход должен был подойти на 12 часов раньше, но там сидел не опытный водитель, который в метель потерял дорогу и потерялся в тундре, его самого выезжали искать. Вторые сутки было тепло, минус 40 и не было ветра, можно было выйти из машины. Выходя из машины ты попадаешь на другую планету. Здесь пустота, сплошная, в любую сторону не посмотри, там ничего до самого горизонта, абсолютно ничего.
Такое ощущение, что ты вот вот начнёшь отрываться от земли, как будто здесь притяжение меньше, как на Луне. Казалось такую картину можно увидеть только в фантастическом фильме о другой, необитаемой планете. Чувствуешь себя и правда космонавтом, который делает первые шаги там, где не ступала нога человека.
Привезли нам топливо очень низкого качества. Когда нас расчистили от снега и мы поехали, машина опять начала глохнуть, и датчики показывали что надо заменить топливный фильтр. Но не смотря на это, всё же мы почти добрались до Дудинки. Заглохли мы окончательно примерно в 10 км от города, когда уже видели его огни. К нам на встречу выехала бригада ремонтников с новым топливным фильтром. Его благополучно заменили, машина завелась и мы смогли доехать до города, где окончательно заглохли в метрах 200 от базы. Можно только поблагодарить Бога что окончательно не заглохли где-то в десятках километров от ближайшей живой души. Надо сказать что это была последняя поездка водителя в тундру, а для меня единственная, и закон подлости сработал, именно эта поездка оказалась максимально опасная.


Рецензии