Дебаты Физиков и Лириков 60х




      Дебаты Физиков и Лириков 60х, почти как батл в Репе.

 Физики и лирики давно забытая тема,а начиналось все в Политехническом музее,с выступлением поэтов, и даже поэтической дуэли между ними.

  Почти  по  типу  современных,  Рэп  батлов, если можно так сказать.

  Эти литературные споры захватили всю страну, диспуты проходили в Домах 
 культуры, и даже на заводах и  в школах.
 
   И это было поколение Молодых, Дерзких, Искателей всего нового.

Так в 60-е годы вместе с Робертом Рождественским, Андреем Вознесенским и Бэлой Ахмадулиной Евгений Евтушенко стал популярным, а на творческие вечера с участием поэтов волны 60-х буквально ломились слушатели.

        60е-время когда буддущее создавалось  Молодежью.

           А каким оно стало?    Это другая проблема

   Первые стихи Вознесенского.

"Заклинание"
Весенней ночью думай обо мне
 и летней ночью думай обо мне,
осенней ночью думай обо мне
и зимней ночью думай обо мне....

Хоть мне и далеко до Евтушенкло, но и я  хоть и не Евтушенко, но тоже представил свое первое стихотворение «О кубинских Барбудос».

Поэты ездили по стране с выступлениями, и надо сказать собирали огромные залы, не хуже чем, например, Баста или  даже Лепс.

Выходили сборники  стихов, известных и только начинающих  свой путь.

  Появлялись  всевозможные  литературные  кружки.
Можно сказать то был второй «Серебряный век Русской поэзии», в стране всюду  витал «Воздух  оттепели».

И я попробовал, может и не супер, но для в 16лет думаю неплохо.

«Стихи  лишь миг,
прозвучали  и  ты свободен,
они  тебе  уже не принадлежат,
Ты их  отдал,
Они ушли,
От них остался только след
Ты им  скажи  пока.
А Новым  скажешь,  привет.

Все это,как и сама оттепель продолжалось не так долго,воздух оттепели, закачали  в баллоны под давлением. 
  А свободу  самовыражения зажали  в  тиски.

А как называется в тисках, то, что держит, а вот как «Подвижные и неподвижные  губки».   
Выбирай,тебе что,Губки, в смысле того что, в Губки с властью, или ты Крутой и тогда тебя ждут губки, что в Тисках.

         Все это как давно известные  кнут и пряник.
  И другого не получишь, или ты дисидент, тогда тебя пасет КГБ,а Жизнь не смотря  ни на что продолжается, главное чтоб  не было войны.

А вот тут тебе Куба, все равно главное чтоб не было войны, а тут тебе и  Конго.

А потом Вьетнам, главное чтоб, не было войны, Египет, дальше Афганистан, и  все же главное что не было войны, Чечня,опять а? 
 
А по утрам народ покупал газеты, кто чтоб что то прочитать в транспорте, а кто чтоб чего завернуть, типа селедки. 

  Было и продолжение этих дебатов, но уже  на совсем  другом  уровне.
 
29 июля 1958 года на площади в Москве был открыт памятник Владимиру Маяковскому.

 На официальной церемонии открытия несколько официальных советских поэтов прочитали свои стихи.
 Когда церемония закончилась, добровольцы из толпы тоже начали читать стихи.

Атмосфера относительно свободного слова привлекала многих, и публичные чтения у памятника вскоре стали регулярными.

 Молодые люди, в основном студенты, собирались почти каждый вечер,чтобы прочитать стихи забытых или репрессированных писателей.

Но главное некоторые читали свои собственные стихи и обсуждали искусство и литературу.
Среди молодых поэтов, которые читали свои произведения огромной  толпе на площади Маяковского, были и  Евгений Евтушенко и Андрей  Вознесенский.

Памятник Маяковскому во времена «оттепели» стал главным местом сбора молодых поэтов и тысяч их слушателей.

 Он как Островок Свободы и Поэзии у памятника поэту.

  Власти умело подавили движение – одних лидеров посадив, других приласкав.
Однако стихийные собрания вскоре были пресечены властями.

Позже продолжили  чтение стихов  молодежная  группа под названием СМОГ.

Вознесенский (а вместе с ним и Евтушенко) вошли в правление Московской организации союза писателей.
14 апреля 1965 года СМОГисты организовали так называемый «литературно-политический» митинг, посвященный годовщине смерти Маяковского.

 Они использовали символику этого случая, чтобы выдвинуть ряд требований.

   Среди их требований было официальное признание СМОГ Союзом писателей.

 Аббревиатуру можно расшифровать как русские слова "смелость, мысль, образ и глубина"или "самое молодое общество гениев".

       Гении а на меньшее ребята не соглашались.
Содержание стихов некоторых поэтов стало более радикальным – всё же прошли два года «оттепели».
 Собиралось до 15 тыс. слушателей.

Что-то физики в почёте.
Что-то лирики в загоне.
Дело не в сухом расчёте,
Дело в мировом законе.
- Б.А.Слуцкий, 1959

Знаменитая дискуссия между физиками и лириками началась в 1959м  году с газетного  спора между Эренбургом и Полетаевым.

Возможно, это был заказ власти, не знаю? Илья Эренбург осудил тогда в газетной  статье «черствого» инженера, интересующегося  лишь научными  и техническими достижениями, но не культурой.

Полетаев в своем ответе в газету писал, – «Мы живем творчеством разума",- а не  чувствами и поэзией.

Это была наша эпоха.
 
Эпоха Молодых и Дерзких,как я уже писал,именно они шли впереди во всем.

Я разный — я натруженный и праздный.
Я целе — и нецелесообразный.
Я весь несовместимый, неудобный,
Застенчивый и наглый, злой и добрый.
Я так люблю, чтоб всё перемежалось!
И столько всякого во мне перемешалось.

Евгений Евтушенко. "Пролог" (1955)

С позиции сегодняшнего дня это спор ни о сем, да его в реальности собственно и  не было, на сколько я помню.

Значит без сомнения заказ, да и спор этот как говорят,- « Выеденного яйца не стоит».   
  Что совершенно точно.
 
Надо сказать на тему физиков появились и фильмы типа  «Девять дней одного года», как раз о физикеядерщике. 
И тяга молодежи к ядерной физике точно была, сын моей тети, с золотой медалист, поступил на физический факультет.

        Позже он  работал  в Дубне.
В дискуссию  вступило   множество  выдающихся  людей   того времени

Диспуты проходили в переполненных залах, скажу так Владимиру Соловьеву до них далеко,а также на страницах многих газет. 
  Было  сказано  много  красивых слов.

К примеру, поэт Павел Антокольский писал, «Мироздание не ограничено пределами точного знания, не замкнуто в кругу формул, порядком абстрагирующих жизнь.

Девятая симфония Бетховена и «Медный всадник» Пушкина далеко превосходят своей мощью не только самые мощные рефракторы Пулкова, но и космическую ракету».

Как я уже говорил это глупое сравнение, по типу как сравнивать, например  «Острое» и «Холодное».

Получается спор не о чем, Бетховен и космическая ракета это разные ребята, один  одушевленный, другой, по сути железяка, но какая!

И они совсем не мешают  друг другу.
Я еще понимаю спор о том, что Бетховен испортил музыку,со слов Шонберга.

Интересно, что и в западном общество та же дилемма  начала обсуждаться и в том же самом 1959-ом году,совершенно независимо от дискуссии в СССР.

Её началом можно считать эссе Чарльза Сноу «Две культуры и научная революция».

 А у нас «Два мира два Кефира», так шутил наш великий Русский народ, а его не обманешь, слишком  много он пережил. 

Но вернемся к  Ч.Сноу.

Он писал - «духовный мир западной интеллигенции все явственнее поляризуется, и   раскалывается на две противоположные части.

На одном полюсе - художественная интеллигенция,  на другом - ученые, и как наиболее яркие представители этой группы - физики.

    Их разделяет стена непонимания,  а   особенно среди  молодежи.

Эта полярность между физиками и лириками оказалась более глубокой,  чем культурные, социальные и экономические различия между Россией и Западом.

   Речь идет, по сути, о том, как развиваться человечеству.

  При помощи  освоения природы или при помощи развития общества?

Должно ли человечество менять окружающий мир под себя, как полагают физики, или наоборот, менять себя, подстраиваясь под окружающий мир, как мечтают лирики.

Это фундаментальный вопрос, возможно даже главный вопрос нашей цивилизации.

Прав ли Мичурин сказавший, - «Мы не можем ждать милостей от природы,
взять их у нее — наша задача»?

Вот мы и взяли, а потом пожинали плоды неурожая и истощения почвы на Целине в Казахстане.
Или правы те, кто считает, что человечество не выживет,если люди останутся черствыми по отношению друг к другу?
Они по своему конечно  правы, но не стоит  вдаваться в  крайности, все нужно взвешивать  на весах цивилизации.

Многие начинания лириков оборачиваются крахом, зато у физиков все получается,   благодаря  им  люди  живут все лучше и все дольше.
   Благодаря физикам у лириков есть еда и возможность витать в облаках.

Вопрос,как ракета, которая летит быстрее телеги нашей культуры, но только до тех пор, пока у неё не кончится горючее.

А потом эта ракета упадет на землю бесполезным грузом, а телега будет продолжать продвигаться вперед.
  Медленно, незаметно, но  вперед.

Звучали стихи таких мастеров как Булат Окуджава, Андрей Вознесенский,Евгений  Евтушенко и многие другие. 

В то время и фильмы про физиков и лириков тоже были,например «9дней одного года»,  «Коллеги».
И это хорошие фильмы  мне, правда больше нравился фильм «Коллеги», там не совсем физики и лирики, там врачи.

Помню, «Вечера  поэзии», по популярности и количеству народа, можно было сравнить разве только с футболом.
Это время романтиков,когда люди не стремились заработать на дачу или машину, многие считали это мещанством.
      Главное была не большая  зарплата, а интересная  работа. 

Слова культовой песни «За туманом» были написаны Юрием Кукиным 2 июня 1964 года на платформе товарного поезда, во время поездки из Ленинграда в посёлок Шерегеш в Горной Шории.
Юрий Кукин направлялся туда, сопровождая трактор для геологических работ, находясь в его кабине. 
Вот вам пример геолога  и лирика, конечно эти геологи они по сути тоже романтики.

"Понимаешь, это странно, очень странно,
Но такой уж я законченный чудак:
Я гоняюсь за туманом, за туманом,
И с собою мне не справиться никак".

Юрий Кукин.               
Мы его плохо знаем, но его именем на Памире, в Залайском хребте, назван перевал.
Перевал Юрия Кукина.
      Таких "Охотников за туманом" сегодня днем с огнем трудно найти.
          Наверное их осталось единицы.

И еще один романтик мало известный нам, но мы точно слышали его стихи.

Я с детства  не любил овал, я с детства угол рисовал, скажу честно я думал это В.Маяковский, но нет.
А это Павел Коган.

  БРИГАНТИНА  , стихи ставшие  песней.

Надоело говорить и спорить,
И любить усталые глаза...
В флибустьерском дальнем море
Бригантина подымает паруса...

Капитан, обветренный, как скалы,
Вышел в море, не дождавшись нас...
На прощанье, подымай бокалы
Золотого терпкого вина.
Пьем за яростных, за непохожих,
За презревших грошевой уют.
Вьется по ветру веселый Роджер,
Люди Флинта песенку поют. 
Поэт Павел  Коган.

Ему было всего 24 года.

Он был cильно близорук , но пошел добровольцем на фронт.
Разведгруппа, которой он руководил, попала под обстрел, Павел Коган погиб на сопке Сахарная Голова по Новороссйском в 1942 году.
  Похоронен в братской могиле. 
  Ему было всего  24 года

В те времена появилось странное обращение у молодежи, они называли друг друга  Старик, хотя были молоды. 
 Такой был сленг тогда.
 Возможно повлияло увлечение Химнгуэем?
Его"Старик и море", а еще его популярный у нас портрет, где он с бородой (почти старик).
А девушек называли Мать, да они и сами так обращались к подругам.

Но какие они матери, а мы старики в 18  или даже 25.

Это дружеское обращение среди молодежи, подчеркивает уважение к умению и знаниям того, к кому обращаются.
   Но то лично мое мнение.

Это обращение появилось в 60-е годы ХХ века.
Тогда в молодежной среде кумиром был американский писатель Эрнест Хемингуэй.

Одно из его произведений называлось "Старик и море».

Откопали и Грина с его сказкой «Алые паруса», и сделали это все те же романтики.

«Старик» эти обращения активно употреблялись героями прозы эпохи хрущевской оттепели: студентами, учеными, инженерами.

Но я думаю, большое значение имел  его портрет, а гравюра с его портрета висела в комнатах общаги у студентов на первом месте.

Гравюра вошла в моду и висела у многих в домах, хотя как мне кажется, многие его даже не читали, но модно же приобщится  к  овременности. 
Но прошло  время и его забыли, как забыли и многие стихи и песни тех времен, бывших такими модными.

А когда стихи стали  песнями, появились « Авторские песни», и вместе с ними такое явление как «Барды».
И я до сих пор помню песни Булата Окуджавы, а его "Синий троллейбус" выучил  наизусть, песня эта на гибкой пластинке была со мной и в Армии.

Стихотворение «Полночный троллейбус» и думаю это был троллейбус « Б».     Окуджава написал в 1962 году.

Оно известно также под другими названиями: «Последний троллейбус», «Синий троллейбус».

Полночный троллейбус.
Когда мне невмочь пересилить беду,
когда подступает отчаянье,
я в синий троллейбус сажусь на ходу,
в последний,
в случайный.
Полночный троллейбус, по улице мчи,
верши по бульварам круженье,
чтоб всех подобрать, потерпевших в ночи
крушенье,
крушенье.
Полночный троллейбус, мне дверь отвори!
Я знаю, как в зябкую полночь
твои пассажиры — матросы твои —
приходят
на помощь.
Я с ними не раз уходил от беды,
я к ним прикасался плечами…
Как много, представьте себе, доброты
в молчанье,
в молчанье.
Полночный троллейбус плывет по Москве,
Москва, как река, затухает,
и боль, что скворчонком стучала в виске,
стихает,
стихает. 

Стихотворение «Молитва» Б. Окуджава написал в 1963 году.

Тогда религиозные произведения были под запретом, поэтому цензура не пропускала упомянутое стихотворение в печать.
Чтобы обойти запрет, Булат Шалвович назвал свое творение «Молитва Франсуа Вийона».

И все получилось.

Пока Земля еще вертится,
пока еще ярок свет,
Господи, дай же ты каждому,
чего у него нет:
мудрому дай голову,
трусливому дай коня,
дай счастливому денег…
И не забудь про меня.
Пока Земля еще вертится —
Господи, твоя власть! —
дай рвущемуся к власти
навластвоваться всласть,
дай передышку щедрому,
хоть до исхода дня.
Каину дай раскаяние…
И не забудь про меня.
Я знаю: ты все умеешь,
я верую в мудрость твою,
как верит солдат убитый,
что он проживает в раю,
как верит каждое ухо
тихим речам твоим,
как веруем и мы сами,
не ведая, что творим!
Господи мой Боже,
зеленоглазый мой!
Пока Земля еще вертится,
и это ей странно самой,
пока ей еще хватает
времени и огня,
дай же ты всем понемногу…
И не забудь про меня.


В сержантской школе в городе Плавске, а потом и в городе Наушки, в Бурятии, что на границе с Монголией, пластика была со мной.

Пластинка мягкая и в итоге затерлась,а жаль,последний год до дембеля я ее не слышал, но песня сидела в моей голове.
А вот восточная песня Онегина Гаджикасимова, в исполнении Валерия Ободзинского   просто супер.

  «Восто;чная песня» — песня 1968 года композитора Давида Тухманова на слова  Онегина Гаджикасимова.   
Автором замечательной запоминающейся мелодии стал знаменитый российский советский композитор армянского происхождения Давид Тухманов.

Одержимый созданием шлягера молодой тогда композитор обратился к своему азербайджанскому другу-поэту, бакинцу Онегину Гаджикасимову.

     Именно Онегин и написал знаменитые слова песни.

Любопытно, как называли родители детей, тоже символ времени,а моего друга назвали ни больше, ни меньше как Гамлет.


Льет ли теплый дождь, падает ли снег -
Я в подъезде против дома твоего стою,
Жду, что ты пройдешь, а, быть может, нет,
Стоит мне тебя увидеть - о, как я счастлив!
Странно и смешно наш устроен мир -
Сердце любит, но не скажет о любви своей,
Пусть живу я и не знаю, любишь или нет,
Это лучше, чем, признавшись, слышать «нет» в ответ,
А я боюсь услышать «нет».
Песню подобрал на гитаре я,
Жаль, что ты ее не слышишь, потому что в ней,
Грусти не тая, я тебя назвал
Самой нежной и красивой, о, и это правда!
По ночам в тиши я пишу стихи,
Пусть твердят, что пишет каждый в девятнадцать лет,
В каждой строчке только точки после буквы «Л»,
Ты поймешь, конечно, все, что я сказать хотел,
Сказать хотел, но не сумел.
По ночам в тиши я пишу стихи,
Пусть твердят, что пишет каждый в девятнадцать лет,
В каждой строчке только точки после буквы «Л»,
Ты поймешь, конечно, все, что я сказать хотел,
Но тает снег весной всегда,
Быть может, мне ты скажешь «да».
Но тает снег весной всегда,
Быть может, мне ты скажешь «да».

Но мне правда кажется, что именно исполнитель Валерий Ободзинский, добавил  шарму песне.

И думаю, не ошибусь, по тем временам это был наш "Элвис Пресли".

Но вот ему не повезло, он не стал известен за рубежом, в отличии от чешского Карела Гота.
Время жестокая штука стирает  память о некоторых  кумирах и сленге модных течений.

Примеры слов и фраз, которые, казалось бы, еще недавно были популярными среди подростков и студентов, сегодня звучат архаично и смешно.

Некоторые уже даже непонятны людям, родившимся всего на 10 лет позже.
Удивительно, как изменилась наша повседневность за такой короткий срок.

И где теперь, «чувак», «чувиха», «хипарь», отрываться  и незабвенный «Старик».

А современные не лучше, например «колбаситься»  мы бы подумали, что речь идет о поедании колбасы, но нет это наше «Отрываться» так изменилось.

Это  выражение  к  80м забыли,  Кроме Чувака, но о нем отдельно.

В будущем рассказе "Эй чувак! забей косяк"

Но мы Хиппари и Битломаны 70х, не забыли и продолжали на протяжении многих лет, обращаться к  друзьям Старик.

Когда я говорю "старик" я не имею в виду не возраст, я подчёркиваю то, что мы знакомы не один день или два, а гораздо большее время.
Было время и поэты,плюс даже простие сочинители стихов собирались у П=памятника Аладимиру Маяковскому.
Памятник стоял на плошади и там собирались поэты, ичиталисвои стихи, а вокруг толпа слушателей.  Не пугал их даже летний дождь.

Помню и стихи, а больше песни Вознесенского, И Роберта Рождественского.

И  такое с виду простое стихотворение Вознесенского 1976г, легкое но с глубоким смыслом.
   
Человеку надо мало:
чтоб искал
и находил.
Чтоб имелись для начала
Друг —
один
и враг —
один…
Человеку надо мало:
чтоб тропинка вдаль вела.
Чтоб жила на свете
мама.
Сколько нужно ей —
жила.
Человеку надо мало:
после грома —
тишину.
Голубой клочок тумана.
Жизнь —
одну.
И смерть —
одну.
Утром свежую газету —
с Человечеством родство.
И всего одну планету:
Землю!
Только и всего.
И —
межзвездную дорогу
да мечту о скоростях.
Это, в сущности, —
немного.
Это, в общем-то,
— пустяк.
Невеликая награда.
Невысокий пьедестал.
Человеку
мало
надо.
Лишь бы дома кто-то
ждал.
 
Были и поэты женщины,  Юлия  Друнина.

Но они все больше о любви
Теперь не умирают от любви —
насмешливая трезвая эпоха.

Теперь не умирают от любви —

А мы хоть и были Битломаны, но тоже собирали мукулатуру и металлолом, и приносили  в школу. 
Причем  абсолютно  бесплатно.

А позже студентами ездили  на «картошку», работали фактически за еду ездили и  в Стройотряды.
И это нам нравилось было весело и задорно, а по вечерам мы отрывались под  гитару.
Буржуи назвали бы нас рабами, им нас не понять,а нам это было по кайфу.

И уже на работе мы выходили на «Субботники» и «Воскресники», но обиженных  не было.

Сегодня, проблема в том, что люди разучились видеть лидеров в лириках,в  философах, в  воспитателях.   
Мы не видим пророков в своем отчестве, мы не увидели бы их, будь они даже у нас под носом.
  Нам придется снова этому учитья.
   
Но возможно время былых  романтиков  еще вернется, говорят  молодежь и не только  стала читать  книги.

Я понимаю  то время, когда казалось, что стихи писали  все, не вернется.

А вдруг снова у метро Маяковская, у самого памятника «Поэту и Гражданину», снова  начнут собираться  поэты.
 В 1970-х годах площадь у памятника приглянулась хиппи, а в 1980-х и ранних 1990-х это место заняли рокеры и панки.

И будут звучать новые стихи, новых поэтов, приемников былой славы таких мастеров
как Булат Окуджава, Андрей Вознесенский, Евгений Евтушенко и многие другие.

 Островок поэзии и свободы у памятника В.Маяковскому иногда еще всплыват!
Подождем все думаю еще впереди. Понятно одно на поэзии  уже не заработаешь,если только  писать песни.


Рецензии