Образность цвета а. п. чехова

ОБРАЗНОСТЬ ЦВЕТА В РАССКАЗАХ А. П. ЧЕХОВА А. С. Деревянко, С. А. Ташлыков

В прозе А. П. Чехова цветообозначения выполняют характерные для русской реалистической прозы функции: портретную, психологическую, пейзажную и т. п. Вместе с тем цвет у писателя в ряде случае обретает те или иные дополнительные значения. Недаром Андрей Бе лый говорит о символическом реализме Чехова [1, с. 327), а некоторые исследователи полагают, что писатель предугадал переход от реализа к символизму [3, с. 227]. В рассказе «Егерь» цвет является не только средством внешней характеристики персонажей, явным (красная рубаха) и скрытым (убитый тетерев), но и их внутренних переживаний. Белый и красный составляют цветовую оппозицию: белый символизирует духовность и мученичество Пелагеи, красный жестокость и властность Егора В сыча В рассказе «Шведская спичка» цвет служит средством характеристики важных деталей, относящихся к расследованию, выявляет эмоции героев, заостряет внимание на отдельных предметах.

Чеховская «Степь» наиболее богата красками: содержит свыше сотни упоминаний о цветах и их оттенках. Цветовая палитра отражает переживания героя, а также организует пёстрый мир образов, подобный сложному миру человеческих взаимоотношений. Можно рассматривать красный цвет рубашки Егора как символ его избранности, надежду на его достойное будущее. В произведении «Попрыгунья» цвет передаёт мировосприятие героини, которое является опосредованным и зависит от её окружения: импрессионистическое, яркое и пёстрое в период увлечения Рябовским и серовато-желтое во время болезни Дымова.

Чёрный и белый становятся символичными в «Черном монахе». Чёрный цвет несёт в себе инфернальное начало. Белый, с одной стороны, противопоставлен чёрному, с другой сближается с ним, «работает на внешность» чёрного монаха, делая его облик близким к мертвецам. смерти, дьяволу. Также цветовая гамма соотносится с внутренним миром Корвина, отражает изменение его психологического состояния.

Выразительной цветовой деталью является белеющее на полу разорванное Танино письмо как символ разрушенной психики героя. В позднем рассказе Чехова «Студент» можно говорить о цвето световой символике, которая косвенно отражается в образах огня и тьмы, параллельных образам тепла и холода. Огонь и заря (оранжевый и красный) даются как культурное, священное; тьма (чёрный) как неве жество, бездуховность, энтропия.

По тексту «Дамы с собачкой» проходит главным образом серый цвет, который может быть прочитан в своём переносном значении: серый - скука, шире монотонность жизни. Именно такова семантика серого в «Мелюзге» («серые стены»), в «Палате № 6» («серый больнич ный забор»), в «Невесте» («неподвижная, серая, грешная жизнь»).

В тексте <<Горя» белый цвет создаёт атмосферу одиночества и печа- , соотносится с образом скорби, как в рассказах «Тоска» и «Припадок». Черный и зелёный выступают в рассказе «Спать хочется» спутниками безумия главной героини, предшествуют её преступлению.

В рассказах Чехова два основных доминирующих и белый, на третьем месте находится чёрный.

Красный соотносится с образом зноя, красный символ жизни, энергии, красоты, и в то же время он связан с буйством, жестокостью, напряжением, томлением, стыдом. Интересный факт: часто, как правило в ситуациях, связанных с условным «кровопролитием», в рассказах Чехова появляются красные платки (например, в «Шведской спичке», Окамене на чин», «Хирургии»).

Белый у Чехова это, в первую очередь, тишина и холод, белый- символ праведности и мученичества, чистоты, надежды, правды, в то же время белый - ожидание, грусть, одиночество, смерть. Черный связан с холодом, ночью, как правило, имеет коннотацию чего-то загадочного, враждебного. Возможно провести параллель с супрематизмом. На картинах Ка- ный. И как у Малевича «квадрат чувство, белое пространство пусто мира Малевича схожим образом доминируют красный, белый и чер та за этим чувством» [Бланк: 33], так и у Чехова есть шумный бессмысленный мир и нечто находящееся за этим миром, священное и вечное.

2. Бланк К. В поисках иконичности: Л. Толстой и К. Малевич // Русская литература 4. Символизм как миропонимание / А. Белый М., 1994 3. Зейн Элизабет. Символика цвета в «Черном монахе» // Чеховские чтения в Ялте Белый Симферополь, 2008 Вып. 12. Мир Чехова: звук, запах, цвет -2004.-№1


Рецензии