Как я снимался в сериале

В прошлом году в июле в интернете  случайно прочитал о том, что на территории нашей республики, в одном из районов снимается сериал. Я всегда грезил искусством, а особенно кинематографом, с детства,  и, хотя и не люблю сериалы, сразу заинтересовался этой темой.

Что за сериал, где именно снимают. Оказалось, что есть группа на одном из сайтов, касающаяся именно его, и одной из её целей – набор актёров для массовки. Актёров – громко сказано, конечно. Но, всё же. Правильнее сказать , что цель – организация набора массовки.

Я, конечно же, сразу вступил в группу и стал с интересом наблюдать за происходящими событиями, отраженными в ней.

Меньше чем через месяц съёмки переместились из горного и лесного района в столицу республики. И даже для меня замаячила возможность принять участие в них хотя бы в качестве статиста, несмотря на ограничения в возрасте, которые имелись среди требований к соискателям кинематографического счастья и удачи в сем занятии. В иных возрастные ограничения снимались. Среди админов группы находилась молодая девушка, которая на съёмках как раз этим и занималась: подбором массовки и бесперебойного обеспечения ею съёмочного процесса. А дело это непростое, надо сказать.

Ведь и людей подходящих надо набрать, и явку их обеспечить, да к тому же иногда в большом количестве, ведь иногда речь шла о необходимости появления в кадре и десятков, и даже сотен статистов-массовиков, причём совсем не затейников. А простых граждан с улицы, желающих увидеть себя или хотя бы свой затылок или свою спину хоть на пару секунд во фрагменте, который большинство зрителей не то, чтобы не запомнят, заметят-то вряд ли среди прочих мелькающих кадров.

И желающих набралось довольно много, конечно. Особенно среди молодёжи, но и среди более зрелых граждан таковые нашлись, и даже более, чем зрелых, например, такие, как я. А мне уж под шестьдесят. Но все ж считают, что они выглядят молодчиками, ведь в душе мы все молоды всегда, вот и я не исключение. Когда в зеркале не присматриваюсь к изображению и подожму живот, уверен, что выгляжу на сорок, жаль что не многие другие считают так же в отношение моих внешних данных.

Наблюдал, наблюдал я за событиями в группе, ждал удобного случая, и вот в один из ней наметились съёмки  в СИЗО и ИВС, соответственно и лица понадобились подходящие, да чтоб заранее согласовать, потому что проход в спецучреждения только по заранее согласованным и утверждённым спискам.

Я, будучи в наиболее продуктивные годы сотрудником как раз одного из похожих учреждений, отправил уже имеющиеся фотки, добавил к ним новые, сфотографировавшись в кителе с золотыми погонами, с галстуком и в фуражке с высокой тульей, ещё и скорчив подобающую гримасу. Девчонка сразу  утвердила меня на роль инспектора ФСИН. Требования жёсткие, если сказал «да», обязан  отправить паспортные данные, а на съёмки обязательно прибыть и вовремя, иначе сразу угодишь в бан и о съёмках больше не мечтай.

Мне надо было на работу на следующий день. Я помчался туда, забежал к начальнику, написал на отгул, толком не объяснив причину, сказав, что очень надо, и получив добро, на крыльях творческого счастья полетел обратно сообщив: «Я готов, я могу!!!»

Адрес знал лишь приблизительно, прибыть надо было к 10 часам утра.

II

И вот утром, заранее выехал на машине. Нашёл нужный адрес. Не центр города, но оживлённый,  многоэтажный район. Стоянок нормальных нет. Крутился, крутился, уехал куда-то за два квартала, там среди других машин на стоянке во дворе  воткнулся в свободное место. Остался недоволен. Переставил в другое. Сомневался, сомневался, всё же пошёл. А времени до начала съёмок оставалось лишь минут десять.

Куда точно идти, не знаю. Тем более, что там обходить надо дома, высокие площадки какие-то. Пеший навигатор включить не догадался, естественно, да я и сейчас им толком пользоваться не умею. Иду, женщина навстречу. Спросил, как пройти, она лишь плечами пожала. Другая прохожая,  прохожий, второй, третий – никто не знает

Я уже психовать начал, вот-вот съёмки начнутся, а меня, главного статиста нет, забанят же, для чего только людей обнадёжил, отгул взял, заблудился в трёх кварталах.

Ещё у одной женщины спросил, она тоже не знает.
-Да что за люди у нас такие, - не сдержался и в сердцах выкрикнул я. – Никто ничего не знает, заблудишься в городе, никто даже не поможет. Что за народ!- и это уже с криком, чуть ли не со слезами. Вот бы роль так сыграть.

Женщина посмотрела на меня внимательно, даже с какой-то жалостью. И сказала, что скорее всего вот туда, за следующий длинный дом.

Я побежал в ту сторону, ещё у одного парня спросил, тот неуверенно подтвердил. Обхожу дом и точно, вот оно, нужное здание, большое, огороженное простым забором из железного орнамента, стоит напротив немного в стороне, шлагбаум , полицейский на посту. Напротив стоянка, небольшая правда, но, в несколько рядов, и, если приглядеться, даже места есть.

Весь потный и уже частично выбившийся из сил подхожу к постовому:
-Я по приглашению. Фильм здесь снимают? Что-то не видно никого.
-А, фильм, да, - приветливо ответил он. –Да, вот за этим зданием, за углом. Там уже понаехали, куча пикапов, автобус. Там всё. Проходите.  А вы актёр?
-Да нет, какой я актёр. Массовка. Я бывший сотрудник тоже, в погонах ходил, как и вы, коллега.
-А, понятно, проходите, проходите.

Пошёл быстрее туда, куда он показал. Подхожу к зданию, там двое ещё стоят:
-Вы к нам?
-Да нет, фильм тут снимают.
-А, туда, туда, здание обойдите.
-Спасибо, понятно.

Выхожу за угол, действительно, как цыганский табор. Куча машин, кемперов, небольших трейлеров, автобус с надписью «Киносъёмка».  Всё, как надо и как положено. Фу, наконец-то, нашёл и дошёл. Подхожу, весь потный и мокрый, к одному из вагончиков, так и так, я из массовки, сниматься пришёл в кино.
-А, хорошо, - сказали мне, стоявшие там симпатичные девушки. – Вы, наверное, первый из всех подошли. Ждите пока. Сейчас остальные подойдут, вам всё объяснят, что делать и где находиться.

Это оказался вагончик с разной одеждой, с реквизитом. Я встал возле него и стал дожидаться.

Постепенно жизнь возле этого спонтанного городка стала оживляться, появлялось всё больше людей, и я уже находился в кругу таких же, как и я, актёров (крупными буквами), массовых сцен (мелким шрифтом, в дополнение).

А когда я ещё стоял в одиночестве возле вагончика, подошла  невысокого роста, миловидная женщина средних лет, в тёмных очках, в длинных шортах, похожих на кюлоты. Она поговорила с девушками, а потом посмотрела и в мою сторону, я стоял  совсем рядом:
-А вы у нас кто? – спросила она у меня.
-Инспектор ФСИН, -ответил я.
-ФСИН? Нет, - сказала она мягко.
-Почему, я работал, - неуверенно возразил я, снимая очки.

Она ещё раз посмотрела на меня, ничего не сказав.

Попозже я узнал, что эта женщина и есть режиссёр сериала.

В процессе появления людей я увидел одного мужчину, внешность которого мне показалась очень знакомой. Он спокойненько прохаживался между наставленными в улицы объектами на колёсах, разговаривая то с одними, то с другими работниками съёмочной группы, ассистентами, в основном.
-А это кто? – спросил я у стоящих рядом.
-Мне назвали фамилию известного актёра, на которого я и подумал, сказав, что он является и продюсером сериала.

Затем появился ещё один очень известный актёр. Он тоже подошёл к этому вагончику, взял необходимый реквизит и ушёл к себе в домик на колёсах.


Я смотрел на всё это, и мне было как-то странно. Рядом ходили такие известные люди, в обычной рабочей обстановке,  по простому одетые, никто ни на кого не обращал внимание, все были заняты своим делом. Если бы я не знал, что это съёмки, и что в них задействованы эти актёры, то на кого-то и не обратил бы внимание, за исключением самых заметных чисто по физическим данным, например очень высоким.

Как будто я попал в какую-то сказку. Я ведь человек творческий, а значит, впечатлительный. Это поэтому.

Известный актёр вновь вернулся  к вагончику, поговорил с девушками, взял что-то недостающее и направился в сторону своего небольшого трейлера. Мой хороший знакомый, вместе в погонах ходили, рассказывал, что его старший брат дружит с этим актёром, а он, будучи в Санкт-Петербурге,  тоже общался, благодаря брату, в кафе вместе посиживали, было дело.

Я решил воспользоваться этим его рассказом, чтобы заговорить с популярным артистом, а заодно и проверить: правду сказал приятель или всё же прихвастнул. Вообще, он не врун, серьёзный человек, подполковник в отставке, но немного любитель показать своё я, не то, чтобы покрасоваться, скорее, возвыситься в глазах других, выглядеть не просто подполковником, а «настоящим полковником».

Я догнал актёра и сказал:
-Здравствуйте, - назвав по имени.
-Здравствуйте, - ответил он, продолжая идти и посмотрев на меня сверху вниз, мол, чего тебе надо, друг ситный.
-А вы знаете такого человека? – я назвал фамилию.
Он сначала шёл молча, но потом ответил, всё так же не останавливаясь:
-А, знаю, да.
-Его брат здесь, если хотите, можно встретиться.
-Ой, устал, честно говоря, домой охота. Привет передавайте.
-Хорошо,- ответил я, отстав.
Не соврал сослуживец.. Привет я ему передал. Позвонил и сказал:
-Представляешь, тебе привет. Извини, что твоим именем прикрылся.
-А, спасибо, всё нормально, - ответил он. – Да я его видел тоже, поехал дочь встречать в аэропорт, а там съёмки как раз. Встретились, обнялись.
«Ничего себе, - подумал я, - и здесь успел. Вот молодец же. Он такой, как-то всё у него всегда на своём месте и вовремя».

Подошла девушка, ответственная за массовку.
-Вы инспектор ФСИН? – сразу спросила она у меня.
-Да, ответил я.

-Пойдёмте вон туда, определимся с ролями, - обратилась она ко всем нам, показывая на пластмассовые стулья, расположенные кружком в сторонке, на самом краю площадки, предназначенные специально для нас. Рядом располагался буфет. На столе которого в большом количестве находились пакеты с чаем, сахар, конфетки, нарезанные лимоны, пластмассовые стаканчики одноразовые, печенье и ещё кое-что для перекуса. Любой мог подходить и брать, что хочет. Возле стола стояли большие бутыли с водой.

На улице становилось всё жарче. Нам заранее сказали, чтобы мы взяли с собой воду, бутерброды. Но, как оказалось, всего этого было здесь и так предостаточно.

III

Девушка, оказалась совсем молодой, невысокого роста и худенькой. Даже более молодой, чем на аватарке в группе.  Я бы не дал ей больше восемнадцати лет. Хотя, наверняка, лет ей было больше. Она, наверное, для солидности покуривала какую-то электронную штуку. Я в них не разбираюсь, поэтому называть не буду.

Она ещё раз распределила роли, проверила всех по списку, особенно тех, кому необходимо было заходить на режимную территорию учреждения. В большинстве были полицейские, пара инспекторов и сотрудников ФСИН и СИЗО, несколько зэков, причём, из массовки лишь один. Дело в том, что в массовых сценах задействовались не только люди с улицы, но и актёры местных театров, профессионалы.

Правда, они, в основном, точно знали в какой сцене будут участвовать, даже по времени приблизительно уже ориентировались, и эпизоды с их участием были уже не массовкой, а групповкой.  Их роли были с текстом, как правило, с небольшими фразами, хотя некоторые из таких ролей, даже много таких ролей , групповых, а не массовых, с текстом, доставались и людям со стороны, не профессионалам. Обычно это обговаривается заранее, и человек, когда идёт на съёмки уже знает, в массовке он будет сниматься или в группе.

Оплата, соответственно, тоже разная. У профессиональных  актёров она изначально больше. И разница между массовкой и групповкой для непрофессионалов тоже ощутима,  в группе, с текстом больше в три с лишним раза.

Наша руководительница всё время ходила задумчивая и серьёзная, время от времени покуривая свою электронную штучку, иногда она подходила к нам, присаживалась на стульчик, и мы общались в спокойной непринуждённой обстановке. Съёмку осуществляла московская киностудия при помощи нашей, местной. Эта девушка в обычной жизни занималась педагогикой по актёрскому мастерству.

Здесь у неё была хлопотная должность. Надо было очень своевременно подавать для съёмок участников. А кто-то из актёров групповых сцен задерживался или вообще не приходил. В одном из эпизодов один из героев должен подходить к камере, приоткрывать форточку в двери для подачи пищи и говорить:
-Завтрак.
Но актёр для этой сцены куда-то запропастился. Я же, стойко перенося воздействие жарких солнечных лучей, всё время находился приблизительно в одном и том же месте.
-Может, вы скажете? Сможете же? – спросила она у меня.
-Конечно скажу, -воодушевился я.
-Но, вы слишком хороший, - сказала она как-то не то с сожалением, не то с сомнением и опять отошла в сторону, о чём-то размышляя.
Я понял так, что моё лицо слишком доброе для этой роли.
«Жаль», - подумал я.

Девушки, в основном. Задействовались на съёмках в городских сценах, поэтому большинство из них, как и несколько парней сели на автобус и уехали. Параллельно проходили съёмки в парке отдыха, на городских улицах.

У меня габариты не такие уж и маленькие, хотя и не грандиозные, но всё же размер реквизита понадобился максимальный, форма такая была лишь в одном экземпляре. Нас, крупноватых, оказалось двое, поэтому второй массовик, дядька, чуть помоложе меня, но с приличным-таки животом, первым надел костюм и зашёл на объект для участия в съёмках.

Я ждал своей очереди на жаре или прячась в теньке, больше стоя, иногда присаживаясь на стульчики и общаясь с коллегами. Когда кто-то выходил из-за ворот мы быстро подходили к нему, начинали расспрашивать. А он, возбуждённый и радостный, рассказывал о тех таинствах, которые происходили за большой железной дверью с массивным засовом .

Поговорили и с несколькими профессиональными актёрами, с некоторыми из ассистентов, с теми кто попроще и пообщительнее. Я спросил у женщины, довольно зрелой и крупной, главным ассистентом по реквизиту о том, стоит ли подходить к звёздным артистам с просьбой сфотографироваться. Она сказала, что не желательно, но можно, в зависимости от ситуации и неназойливо.

Так я и сделал. И пока ждал своей очереди съёмок,  сначала сфотографировал других с актёрами, потом и сам сфотографировался с одним из них. Один из молодых актёров чаще других появлялся на площадке, ходил туда-сюда, я уже с ним сфотографировал девушку. Он был прост в общении и весело шутил. Когда я фотографировал он сказал, улыбаясь:
-Ну, давай, ага, ещё подальше отойди.
Я подошёл, как можно ближе, и сфотографировал их на телефон.

Потом я решил сам с ним сфотографироваться. Он как раз появился на площадке. И тут вышел второй инспектор в одном на двоих костюме, наша руководительница сказала, что срочно надо его заменить, переодеться мне.   И когда я выбрал момент, попросил актёра со мной сфотографироваться и уже приготовил телефон, подбежала  наша девушка-ассистентка и сказала, что надо быстрее идти к парикмахерам проверять причёску и переодеваться. Я быстро нажал пальцем на сенсор и в буквальном смысле побежал к вагончику с парикмахерами, чуть ли не на ходу крикнув:
-Спасибо!
Требования к причёскам и внешнему виду, кстати, оказались довольно жёсткими. Очень короткая стрижка и никакой растительности, никаких абсолютно усов и бакенбардов. Стрижка у меня была и так короткая, я быстро переоделся и стал ждать, когда поступит команда заходить на объект.
-А что там? Почему сказали поменяться? – спросил я у коллеги, с которым делил реквизит.
-Да не знаю я, - ответил он, разочарованно, - режиссёр сказала заменить, и всё, больше ничего.
-А ты успел хоть там посниматься-то?
-Да посниматься-то успел, а в кадр вообще не попал. Только дверь в камеру открыл, где съёмки шли, туда другой инспектор забежал, а я вообще за дверью остался.
-Понятно, - сказал я.

IV

И вот наступил мой звёздный час.
-Заходим, - сказала одна из ассистенток.
Ворота раскрылись, инспектор (настоящий) проверил наши документы и впустил на территорию.  Сразу другая ассистентка надела на мой ремень палку, наручники, хотела ещё кобуру для пистолета, но потом передумала. И я оказался готов к процессу. Потом  сдали, оставили в специальных ячейках телефоны и тихо прошли по коридору к комнате для съёмок.

Режиссёр с группой других специалистов сидела за мониторами в наушниках. А недалеко по коридору, в комнате с открытой дверью, снималась очередная сцена сериала. Двое известных актёров сидели за столом напротив друг друга, по сюжету в камере СИЗО, во время краткосрочного свидания. Точнее, даже не свидания, а специально предоставленной встречи в отдельной комнате. Они сначала несколько раз проигрывали сцену, потом она несколько раз с разных ракурсов снималась оператором. В определённый момент их разговора, девушка, сидящая на корточках возле открытой двери с текстом в руках, стучала по косяку и говорила:
-У вас осталось две минуты.
После этого разговор продолжался.
А перед этим она подошла ко мне и тихо сказала:
-После вот этих слов: «Ты же прямой, как  палка, а я другой», -  вы откроете дверь и скажете: «У вас осталось две минуты». Понятно?
-Понятно,  - ответил я, но тут же и забыл, после каких именно слов.
Честно говоря, я был сильно взволнован. Когда она снова появилась возле меня, я сказал:
-Извините, я забыл после каких слов мне говорить.
Она вновь повторила эти слова героя и добавила:
-Следите за мной, как я говорю, так и вы скажете.
-Хорошо, - вновь согласился я.

Несколько раз она стучала  кулачком по косяку с этими словами. Причём, она говорила так: «У вас осталось, - небольшая пауза,  потом,- две минуты».

А когда мы зашли туда, ассистентка спросила у режиссёра, показывая на меня:
-Как, нормально, подходит?
-Отлично! – сказала режиссёр.
И вот актёры свою сцену отыграли, её сняли, настала моя очередь. Незадолго до этого, девушка, ещё одна из ассистенток, подошла ко мне и надела на меня специальный небольшой аппарат, закрепив его под одеждой.
-Готов? – спросили у меня.
-Готов, - ответил я, чуть ли не дрожащим голосом.

-Начали! – поступила команда режиссёра.

Я открываю дверь и говорю:
-У вас осталось две минуты.

Когда открывал дверь, заметил, что оба актёра смотрели в мою сторону. Больше ничего не заметил.

-Так, ещё раз, - сказала режиссёр. -Глаза бегают. Вы сначала смотрите на одного актёра, а в конце, если хотите, можете посмотреть на другого.
-Понятно, - ответил я.
«Смотри-ка, ничего себе, заметили, как глаза бегают, - удивился я.- Да что я волнуюсь, сказать что ли не могу элементарное. Я же по сути играю самого себя. Сколько раз произносил подобное на работе»
-Начали!
-У вас осталось, - резким, профессиональным голосом говорю я, - две минуты.
-Что как-то слишком зло, - говорит режиссёр. – Давайте ещё раз.

-Начали!
Я открываю дверь и говорю спокойным голосом:
-У вас осталось две минуты, - гляжу прямо в глаза одному из актёров и закрываю дверь.
-Ну как? – спросил кто-то. Дверь почему открыли, я не заметил, когда, волновался всё.
-Было, - после небольшой паузы сказала режиссёр. Было, - тихо  повторила она.
У них, оказывается, так принято, если дубль удался, то говорить: «Было».
-Да нормально, - сказал тот актёр, который одновременно являлся и продюсером фильма.

С меня сняли прибор, а через некоторое время вывели с объекта, сняв все причиндалы с ремня и вернув телефон. Правда, некоторое время ещё постояли во дворе на улице, где меня сфотографировали в реквизите.

Я вышел всё ещё возбуждённый, выдохнув: «Хух!»
Вот это да. Вот так «микишки», надо же. Даже не верилось, что я только что снимался в сериале с известными актёрами, да ещё и не в массовке, а сразу в группе.

V

День был долгим. Я спрятался в теньке возле автобуса. Посмотрел в сторону, а там по направлению к большим воротам идёт уже довольно известная, красивая молодая актриса. Она прошла мимо меня,  напевая какую-то мелодию. Я смотрел на неё, не отрываясь, и , когда она уже стала удаляться, всё смотрел,  провожая взглядом.

-Ребята, хотите кушать? – спросила женщина , которая выполняла функции работника столовой. Там, тоже чуть в сторонке, стояли летние пластмассовые столы с такими же пластмассовыми стульями. Привезли суп, гарнир с котлетами, салаты, ещё что-то, напитки. Одним словом – полноценный обед. Всего было много, оставалось, покормили и нас. Это всё помимо того, что ещё и буфет в виде шведского стола был. Просто сказка какая-то, на самом деле.

И обстановка такая, спокойная. Режиссёр не кричит, все спокойно разговаривают, все просты в общении, за исключением отдельных там пары человек. Очень благоприятная обстановка царила на площадке. И даже жара за тридцать градусов не портила общей, чуть ли не идиллистической картины. Мне очень нравилось находиться на этой съёмочной площадке. Тем более, что рядом с тобой с находятся звёзды кино, и не просто снимаются, ты с ними работаешь, тоже снимаешься. Ну, вообще, надо же.

Мы фотографировались не только с известными актёрами, но и сами, типа, актёры, только массовых сцен, сфотографировались группой, одетые в реквизит. Было здорово.
Уже вечерело. Кое-кто ушёл домой, в том числе и тот, с которым у нас был общий костюм, одна форма на двоих. Правда, берцы у меня были свои, я с собой привёз.
Мы не переодевались, потому что съёмки продолжались и в любой момент могли понадобиться. В очередной раз ворота открылись, вышла рыжеволосая девушка-ассистент, а в этот момент, просто красавица, потому что она сказала:
-Нужен один человек, вот вы, - и показала на меня.
Так я опять попал на съёмки, ещё одного эпизода.
Меня провели по коридору, точнее, не меня, а мы все прошли, кто участвовал в съёмках этой сцены. Ещё там была очень улыбчивая, симпатичная и обаятельная молодая девушка, которая щёлкала хлопушкой, называя дубль. Та самая волшебница, без которых не обходятся съёмки ни одного фильма. Магия кино, что и говорить. Её делают очень симпатичные люди, и это не только актёры. Там очень много разных нужных людей.

На этот раз в съёмке эпизода участвовали три известных актёра. Сам эпизод снимался в небольшой комнате с решёткой, за которой находился один из героев, а возле этой решётки поставили меня, дав мне в руки раскрытые наручники.

Помимо этих трёх актёров и меня, в комнате находился ещё и оператор с большой камерой, который снимал с разных ракурсов, сначала вообще  со специальных рельс, а ещё возле меня в уголке ютилась девушка с длинной стойкой, к которой  был прикреплён большой микрофон, обшитый пушистой материей.

Вошла режиссёр.
-Пусть стоит? – спросила она у оператора.
-Да, пусть стоит, - ответил он.
-А форма-то соответствует? - спросила она у одной из  ассистенток.
-Да, соответствует,  я проконсультировалась здесь у сотрудников.

Дело в том, что в этот день одновременно снимали эпизоды и в СИЗО, и в ИВС, поэтому и актёры требовались в зависимости от ситуации, то в форме ФСИН, то в форме полиции.

Прежде чем начать снимать сцену, актёры несколько раз её отрепетировали. Снималось тоже не с первого раза, по несколько раз, тем более, как я уже сказал, с разных ракурсов.

В промежутках актёры разговаривали, были хорошо расположены друг к другу, один даже успел рассказать историю про знакомого доктора. Режиссёр заходила несколько раз. Сначала она предложила закрыть камеру на ключ. Потом, в процессе, камеру открыли, ассистентке надо было. Я хотел её вновь закрыть, но актёр из камеры сказал:

- Не надо, не закрывай.
-А, ладно, - согласился я.
-Закрой, закрой, - сказал второй, его оппонент по фильму.
Я уже хотел закрыть, но предыдущий возразил посмеиваясь:
-Да он шутит.

Я стоял столбом, боясь лишний раз пошевелиться, особенно, непосредственно, во время съёмки. Где-то с час, в общей сложности,  работали по этой сцене.

Мне было интересно, как резко актёры перестраивались из обычного состояния в игровое. Только что разговаривали, но после щелчка хлопушки милой девушки их выражения лиц сразу менялись.
«Меня, невинного человека, в тюрьму, а ты там …», - говорил один.
«Это ты невиновный?» – резко, в крик, отвечал второй.
«Тихо, тихо, тихо», - парировал первый.

И в этот момент второй актёр кидал взгляд на третьего, а тот, в свою очередь, глядя на него делал укоризненную физиономию. Все эти моменты снимались с разных ракурсов, чтобы показать мимики, эмоции каждого из героев сцены.
-Ты говоришь «невинный», может, правильнее всё-таки «невиновный», - обратился к коллеге тот, что повторял за ним это слово.
Как раз вошла режиссёр:
-А что не нравится, типа, невинный, как  Вячеслав Невинный, и что-то в этом роде?
-Да, - немного неконкретное. – Вообще, если скажешь невинный, то я за тобой тоже скажу невинный, - вновь обратился он к своему визави, - если невиновный, то невиновный.
-Хорошо, - согласился напарник. Потом как-то так и разыгрывали, то невинный, то невиновный. Оказалось непринципиальным. Тем более, что репетировали и снимали всё же довольно долго. В последующем было, из чего и какой именно материал взять за основу.

До этого момента ни с одним из этих актёров я так и не сфотографировался. А уже вечерело. Большинство моих коллег по массовке перефотографировались уж со всеми, даже с теми, кто не любитель фоткаться. А среди известных актёров такие есть, как известно.

-А как ты с ними сфотографировался?- спросил я у одного из «наших».
-Мы стояли там во дворике в паузе, я такой момент выбрал, что уж не сфотографироваться было б как-то не вежливо что ли.
-А, понятно.

Ну а после того, как я поработал сними, считай, уж стал своим. Осмелел, одним словом. Дал заранее телефон коллеге, и когда актёры выходили из ворот обратился к продюсеру, назвав его по имени отчеству:
-С утра всё хочу с вами сфотографироваться, но никак не получается.
-Да не вопрос, - ответил он.
Так и  сфотографировались в непринуждённой обстановке, ведь буквально перед этим вместе работали в съёмочном эпизоде.

Много, конечно, интересного было за этот съёмочный день. Всего и не расскажешь. Одну ассистентку кто-то довёл до слёз. Она подошла к буфету со слезами на глазах, расплакалась откровенно. Как раз подошёл актёр чай с лимоном попить:
-Что случилось? – спросил он у девушки.
Она ответила, мол, да как сказать, так. Как обычно отвечают в такие моменты.
-Не переживай, - сказал он, - сейчас пойдём, отпи@дим.

Одну из сцен снимали во дворе учреждения, перед парадным входом, возле главного здания. Там, разыгрывался ещё один из фрагментов сериала. Два актёра всё суетились возле легковой служебной машины, один  в форме офицера полиции.  Мы с одним из местных актёров стояли поодаль и наблюдали. Тоже было интересно наблюдать за процессом, как они там раз за разом начинали движение быстрым шагом, при этом опять же  рядом, не считая оператора, ассистенты: у девушки микрофон на стойке, двое парней держат какой-то большой, белый и плоский  щит, похожий на матерчатый экран,  тут же режиссёр и ещё помощники.

Я успел поговорить с актёром.
-Да вот, всё жду, когда съёмка, а она молчит, - он показал на нашу руководительницу. Она как раз шла в нашу сторону. Видимо, он уже не раз разговаривал с ней на эту тему, поэтому, когда она поравнялась с нами он спросил:
-Ну, что, когда?
Девушка прошла молча.
-Молчит,- разочарованно произнёс он.

После этого нас ещё раз покормили, уже ужином.  Предложили взять ещё и салаты в пластмассовых упаковках.

Съёмочный день уж заканчивался, становилось совсем темно, но всё ещё снимали и снимали. Почти все актёры массовых сцен разошлись. Наша старшая попросила меня и ещё одного парня в полицейской форме остаться на всякий случай, вдруг ещё понадобится кто-то для съёмок. Она выглядела уже довольно уставшей. К тому же двое из «полицейских»,  местных актёров где-то затерялись, а им нужно было уже сниматься. Ассистент высказала ей это. Я сказал, что двое как раз за столами там находились, они пошли к ним, но это оказались не те.

Сначала она хотела меня вновь задействовать, но нужны были двое и в другой форме. Они как раз откуда-то и появились. Так что моя помощь больше не понадобилась.

Съёмки закончились где-то в одиннадцать часов вечера, когда было совсем темно.

VI

Я сдал реквизитную форму одной из девушек, получил положенную мне сумму денег, причём, за работу в группе, потому что роль у меня была с текстом. Ещё немного постояв, попрощавшись с коллегой, с которым оставались до последнего, я направился к выходу. В конце городка, в улочке между трейлерами стояла наша руководительница рядом с известным актёром, одним из тех, кто снимался в сцене, где я стоял интерьером с наручниками. И это был не просто известный актёр, это был поистине мэтр нашего кинематографа, который получил широкую известность ещё в семидесятые годы.

Проходя мимо них, я сказал, обращаясь к девушке:
-До свидания. Спасибо вам.
-До свидания, - ответила она.
-До свидания, - сказал я мэтру.
-До свидания, - ответил он. Всего доброго.
-Всего доброго, - ответил я уже не оборачиваясь.

Я вышел с территории учреждения, где проходили съёмки, с ощущением, будто  позади меня осталась какая-то сказка, в которой мне удалось побывать, или будто побывать в фильме, перепрыгнув через экран. В голове крутились разные мысли. Несмотря на усталость, ведь пришлось целый день стоять на жаре,  изредка присаживаясь на стульчики. Да, это был очень неординарный день. Единственный в своём роде. Очень неординарный.

Я перешёл через дорогу и пошёл в ту сторону, где оставил машину. Прошёл один дом, второй и зашёл во двор, который по моим представлениям, мне был нужен. Но, матушки мои! Огромный двор был заставлен сотнями машин, места свободного не было. А когда я уходил, там всего-то-на всего было их несколько. Да и тот ли это двор, ведь я уходил в другую сторону.

Покрутившись в этом дворе, потом в другом, потом перейдя в третий и изрядно там покуролесив, я наконец-то нашёл свой автомобиль и, облегчённо вздохнув, уже в конец вымотавшийся и физически, и психологически, я направился домой. Хотя, честно говоря, и дорогой всё ещё в пол глаза глядел на пустынную уже дорогу, вновь и вновь прокручивая в голове события минувшего дня.

Съёмки фильма-сериала продолжались. В группе всё время появлялись объявления о наборе массовки. И была возможность поехать вновь, потому что иногда статисты требовались срочно для больших, массовых сцен. Надо было только собраться. А в один день вновь проводились съёмки в том же учреждении. Я как раз был после суток на работе, сказал, что возможно  смогу принять участие, если надо. Но наша администраторша, отметив, что режиссёру очень понравились те, кто играл полицейских, меня больше не пригласила. А  из тех, кто снимался со мной в один день, большинство сказали, что нет возможности.

Не знаю, пришёл ли кто-то из них или нет, ведь опять надо было заранее согласовывать списки. Утром того дня я подумал, может съездить, ведь знаю, где съёмки, могли понадобиться участники и съёмок в городе, рядом, где угодно. Но представил, как опять там целый день стоять на жаре, тем более, без приглашения, после суточного дежурства, предпочёл туда больше не соваться. Да и действительно был после рабочей смены очень уставшим.

А съёмки продолжались ещё больше месяца. Я следил за событиями в группе, смотрел видео со съёмок, которые туда скидывались.
О дате выхода сериала сначала говорили, что в октябре-декабре, но потом сказали, что  только в августе или даже в сентябре следующего года.

Сразу после съёмок и на следующий  день я всё думал, правильно ли я сказал фразу. Может, надо было сыграть по-другому, сказать с паузой, как ассистентка. И так думал, и так. Войдёт ли такая моя роль в эпизод сериала. Включат ли. Надо, может, лучше было сыграть. Хотя вроде всё правильно сказал. Тем более, что одобрили, «было, было». Эх, целый год ждать.  Вся надежда была на эту первую роль с текстом, потому что во второй сцене я лишь стоял с наручниками и, судя по тому, как направлялась видеокамера, как раз у наручников и был наибольший шанс попасть в кадр.

И вот прошёл год. Сначала в группе, а потом и по телевизору проанонсировали начало сериала. И вот он начался. Целых шестнадцать серий. Но в группе скинул ссылку, где можно было посмотреть сразу все серии.

Я всем близким родственникам и даже некоторым знакомым рассказал о съёмках, о своём участии, фотографии показал. Самым близким подробно изложил, по деталям. Выразил сомнение по поводу того, покажут ли вообще, какая-то сцена у меня странная, там, где с фразой этой: «У вас осталось, ё моё, две минуты».

Да покажут, почему не покажут-то, поддержали они меня. Кто-то с интересом расспрашивал, интересовался, кто-то так, по принципу: «Ну, Иоанн, ну, Грозный, ну что тут особенного». Многие вообще сериалы не смотрят, а актёров знают или самых-самых, или не наших, или телевизор-то даже предпочитают не наблюдать, а когда я называл фамилии некоторых актёров, лишь плечами пожимали. Но, не о них разговор, как говорится. Я и сам сериалы не особенно сморю, скорее даже, тоже не смотрю, фильмы наши современные и то редко, да что там редко, не смотрю почти тоже. Но хотя бы актёров-то знаю, хоть чем-то вроде интересуюсь.

А здесь у меня, естественно, особый интерес. Мало того, что хотя бы один съёмочный день, но увидел, принял в нём участие, так ведь и снимали в наших краях: нашу природу, наши города, сёла.

И вот дождались! Начался показ сериала. Я первую серию посмотрел по телевизору, дальше не выдержал, зашёл по ссылке на нужный сайт и начал смотреть там. Сначала просто смотрел, потом не выдержал. Начал просматривать все серии, искать те эпизоды, которые мне нужны в первую очередь. Хлопотное это дело. Ещё и реклама, то начинается показ, то тормозится, то грузится. Пока скакал по сериям и фрагментам, измучился, и вот глубокой ночью всё же нашёл необходимое, сообразив, наконец, что они в заключительных сериях.

И вот он, тот самый момент, сидят они за столом, друг против друга, беседуют. И вот они слова, не дословно, конечно: «Да ты ж прямой, а я для неё всё сделал, ля, ля, ля…»,- хоп, и понимаю, что меня нет. Проговорили, как и на репетиции, а меня с моими: «У вас осталось две минуты», - вырезали, убрали, не вставили. У меня аж сердце колотилось перед началом этого сюжета и вот оно. Такое разочарование. Год ждал. Пустота. Просто не понадобилось. А как ведь здорово было бы, так красиво, они болтают себе и тут я: «А у вас-то, ребята, всего две лишь минуточки-то и осталось». Блин! Нет же, убрали. В погоне за динамикой, быстрым развитием повествования,  поубирали всё лишнее. Как я потом понял, все лишние штрихи, незначительные с их точки зрения, повырезали или просто не вставили, где предполагалось изначально.

Ладно, последняя надежда. В следующей серии нахожу ту сцену, в которой я истуканом стоял с наручниками целый час. Вот она, пошла. Показывают всё, как было, с разных углов наклона, уменьшая и увеличивая, удаляя и приближая,  и в неё вмещается лишь часть меня, и то, в начале на пару секунд, без лица, и лишь, как я и предполагал, наручники в конце попадают полностью, да ещё и с музыкальным эффектом для острастки. Эх, ма.

Ну ладно хоть так, хоть что-то. Главное ведь не победа, а участие. Зато с какими людьми, сколько впечатлений и всего прочего, о чём выше и написал. Эпизод со словом: «Завтрак!», - тоже не вошёл и многие, многие другие тоже. А из всех актёров массовых сцен, с кем я общался на площадке, я увидел лишь того, кто зэка изобразил, парень молодой, такого же актёра местного театра, из этой же сценки в камере, там драка была показана. Кто забегали в форме, у них тоже лишь ноги показали, зря мужик переживал тот, с кем я костюмчик делил, что только дверь открывал за кадром, остальные не на много дальше ушли.  Кого я там ещё увидел. Вроде один со знакомым лицом в форме полицейского мелькнул.

Несколько человек появились там хорошо, в полном изображении, но они в другой день снимались. Из наших – почти никого в кадре не оказалось, кроме этих двух-трёх.

И в группе о том же самом потом прочитал: «Наши макушки только сверху в толпе показали», «Мой эпизод совсем не попал» или «Видела себя со спины», «Я себя узнала потому, что знала, что это я».

В ответ им резонно отвечали: «А что вы хотели, это же массовка»,  «На то и есть массовка, для того и нужны статисты, актёры массовых сцен».

Так-то так, всем всё понятно. Но ведь люди снимались, первый раз в сказку попали, надеялись на чудо. Понятно же.

Да, конечно, за это спасибо! Это очень здорово! Слов нет! И всё же. Что там говорить, многие желающие, кто отправлял свои фото, заявлял о себе, даже на съёмки не попали. Хотя, по большому счёту, при желании в массовку попасть возможность была, об этом я тоже выше говорил.

Да, и ещё раз говорю: «Это очень, очень классно, что удалось принять участие в съёмках, пообщаться с известными актёрами и режиссёром,  с ассистентами и оператором, посмотреть, как это происходит, увидеть  цех и кухню!»

Ну а что сам сериал?  Что тут сказать? Для обычного зрителя - сериал, как сериал. Чем интересен для меня, я уже  подробно объяснил. А  в остальном, каждый сам определится, для кого хороший, а для кого нет. Я смотрел его другими глазами, не как обычный сериал.  Для меня он не обычный, очень не обычный!


Рецензии
Очень интересно рассказали про Ваш дебют на съемках фильма. Себя показали и людей посмотрели. А еще новые впечатления, встречи с артистами и фото с ними.
Успеха Вам!

С уважением.

Татьяна Шмидт   01.11.2023 18:40     Заявить о нарушении
Спасибо, Татьяна. Правда, себя показать особо не вышло. А в остальном, всё так и есть.

Вам тоже желаю успехов и вдохновения!

Юрий Орлов-Орланов   01.11.2023 21:29   Заявить о нарушении
Спасибо большое!

Татьяна Шмидт   02.11.2023 17:18   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.